Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа имитации

В сфере образования Крыма объявлена «чрезвычайная ситуация»
19 июля, 2006 - 19:57

Крым — единственный из регионов Украины, который с средины 90-х годов прошлого века имеет свое Министерство образования. В последнее время министерство также получило приписку «...и науки» и, как ставит вопрос нынешний министр Валерий Лавров, должно получить право разрабатывать свои программы и свою методику. Однако состояние и итоги его работы за это время таковы, что в 2004 году на всеукраинских олимпиадах, куда посылают лучших из лучших, крымские ученики заняли 28-е место, в 2005 году — 27-е, в 2006 — 21-е место среди регионов Украины. Сообщение о том, что школьники Севастополя на недавнем независимом тестировании показали почти лучшие в стране знания по украинскому языку, участники недавнего расширенного заседания министерства в Верховной Раде Крыма встретили дружным ироничным смехом. Ситуацию в сфере образования Крыма начальник Государственной инспекции учебных заведений МО Украины Александр Бурлаков, проверявший вместе с комиссией школы и вузы автономии, назвал «чрезвычайной», а методы работы многих вузов — «откровенной партизанщиной». Ректор Таврического национального университета Николай Багров отметил, что Крым потерял все те достижения в образовании, которые имел раньше. На вступительных экзаменах в вузы только 10—15 процентов крымских медалистов подтверждают свои награды. «Тем не менее, — говорит Николай Васильевич, — количество медалистов в Крыму аж зашкаливает — в Симферополе выдают медалей больше, чем в Киеве или в Санкт-Петербурге».

БЕЗ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА И БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Уже много раз говорилось в разных источниках, что выпускники крымских школ в массе своей выходят в сложный нынешний мир практически неконкурентоспособными как для поступления в вузы Украины, так и для участия на рынке труда. Из-за незнания государственного языка, некачественной подготовки по фундаментальным дисциплинам, пробелам в знаниях и умениях... Причем ни Верховная Рада, ни Министерство образования, ни правительство автономии, как это ни странно, не считают себя виновными в этой чрезвычайной ситуации, хотя дела в образовании в Крыму ухудшаются год от года.

Только за последние несколько лет в Крыму сменилось пять министров образования, каждый из которых гнул свою примитивную линию, хотя здесь как нигде нужна системность и последовательность. И сегодня, когда в мире считается нормой знание выпускниками 4-5 языков, официальные государственные органы Крыма продолжают протестовать против открытия украинских школ. Хотя в украинских классах здесь учится всего 3,5 процента школьников, при том что этнические украинцы составляют не менее четверти населения полуострова.

В получасовом отчете министр ни слова не сказал о Болонском процессе, и не зря, потому что сказать нечего — периодически разные «инициативные организации» проводят акции протеста против европейской системы образования, в которых принимают участие и официальные органы автономии. Из очень критических выступлений представителей Министерства образования Украины, в которых высказывалась фактически неудовлетворительная оценка деятельности ведомства на протяжении всех последних лет, газета «Крымская правда» сделала единственный вывод о том, что «киевские дядьки» посмели перед крымчанами выступать на украинском языке... А заместитель председателя Верховной Рады Крыма Сергей Цеков в приказе Министерства образования Украины, обязывающем, в том числе и Крым, в каждом административном районе иметь не менее одной украинской школы для удовлетворения образовательных нужд этнических украинцев, видит «нарушение Конституции Украины и закона о языках», а полное засилье русского языка называет «высокими международными стандартами в сфере обеспечения прав человека». И никого, кроме, возможно, Николая Багрова, даже не тронула общая картина сильного падения качества образования вообще, характерная для Крыма последних 10 лет. Посмотрим, к чему приводит такое искривленное восприятие реальности в сфере образования?

ПОСТУПЯТ ВСЕ!

Главный вывод, который можно сделать из состоявшегося расширенного заседания Министерства образования и науки Крыма, проведенного Верховной Радой Крыма и министерством образования Украины в Симферополе, состоит в том, что главными пострадавшими лицами в этом процессе постепенного упадка крымского образования являются ни в чем не повинные дети крымчан, которые выходят неполноценными выпускниками из школ и неполноценными специалистами из крымских вузов.

В 563 школах Крыма учится больше 220,8 тысячи детей, работает 20,7 тысячи педагогов. 32 процента этих учителей уже пенсионного возраста, но продолжают работать из-за нехватки кадров. Это в полтора раза больше, чем в среднем по Украине. Материально-техническая база школ устарела, только в половине из них установлены компьютерные комплексы, а на 1000 учеников в наличии только 15,6 компьютера, к Интернету подключены только 102 школы. В 27 школах до сих пор установлено печное отопление. Больше 10 лет во многих помещениях никто не ремонтировал канализации, не пополнял библиотеки.

Но катастрофическое снижение качества знаний выпускников, незнание государственного языка, из-за которых большинство из них не могут поступить в вузы Украины, с лихвой компенсируется на месте. Крым как никакой иной регион оказался благодатным для открытия новых вузов. Фактически без какого- либо конкурса крымские вузы и филиалы полностью абсорбируют в себя практически всех выпускников школ автономии независимо от знаний, поскольку количество мест на первых курсах в вузах практически равно числу выпущенных школьников.

СОВМЕЩАЯ ХИМИЮ С ИСТОРИЕЙ...

На полуострове работают 146 вузов, 105 из которых — филиалы вузов из других регионов, не имеющие своего юридического лица. В вузах Крыма открыто около 200 специальностей, по которым учится более 88 тысяч студентов. По данным того же Александра Бурлакова, комиссия обнаружила, что успеваемость во многих из них равна от 11 до 35 процентов, в то время, когда лицензионные условия требуют успеваемости не ниже 95 процентов. То есть, если судить по закону, большинство этих вузов выпускает «брак», и их следует срочно закрыть. Но откуда возьмется успеваемость преимущественно в университетах, академиях и редких институтах Крыма, если 70 процентов преподавателей в них работают по совместительству, если многие из них читают по 5—6 дисциплин, причем не по своей специальности? Так, обнаружены факты, когда философию читают преподаватели с инженерным образованием, географы — статистику, физики — педагогику и этику, химики — историю, а военные инженеры — украинский язык! Многие кафедры в таких вузах состоят всего из двух преподавателей, ни один из которых не имеет ученой степени. Подготовка специалистов в некоторых вузах ведется не на основе бакалаврской подготовки, а на основе основного образования, причем за один год.

ПО МЕТРУ НА СТУДЕНТА

Есть случаи открытия двух вузов в одном и том же приспособленном здании; при норме иметь не менее 14 квадратных метров учебных площадей на студента некоторые вузы имеют... 1—3 метра. Так, один вуз умудрился набрать 427 студентов, имея всего лишь 423 метра учебных площадей. Отдельные вузы, объявив о намерении обучать студентов пять лет, арендовали помещения для занятий всего на 1 год. По словам Александра Бурлакова, ни один филиал российских вузов, из открытых в Крыму (чем автономия так гордится) не имеет соответствующего согласования Министерства образования Украины, и все работают, по сути, незаконно. И это происходит не потому, что российские вузы не обращаются за согласованием, а потому, что уровень работы многих российских филиалов не дотягивает до украинских стандартов, они дают некачественное образование, выпускают специалистов недостаточной квалификации. Не удивительно, что Министерство образования Украины аннулировало лицензии 18 крымским вузам, а еще 15 дало трехмесячные сроки для устранения выявленных недостатков. Однако это решение государственной аккредитационной комиссии в Крыму долго не было опубликовано, не выполнялось, и как следствие, многие из уже закрытых вузов продолжают вести набор на первый курсы. «Это маразм!» — высказался по этому поводу председатель совета ректоров Николай Багров. И только когда крымские СМИ стали бить тревогу по этому поводу, официальными газетами было опубликовано не само решение о ликвидации лицензий, а список аккредитованных вузов. И только некоторые частные газеты «посмели» назвать поименно вузы, лишенные лицензий.

ТОЛЬКО «ИЗБРАННЫЕ» ПРИКАЗЫ

Депутат Верховной Рады Крыма Леонид Пилунский так прокомментировал «Дню» ситуацию в сфере образования автономии: «Верховная Рада и правительство Крыма не только не справляются с обеспечением образования молодых крымчан, но, идя на поводу у пророссийских организаций, всячески отрицающих украинское образование и Болонский процесс, уже принесли целому поколению крымчан непоправимый вред. Снизив уровень образования настолько, что оно, как отрасль деятельности, стало вообще неконкурентоспособным в стране и не способным выпускать специалистов нужной квалификации и востребованных специальностей. Многие крымские школы и вузы дают своим ученикам не среднее и высшее образование, а суррогат его, чем действуют во вред крымчанам. Ведь ситуация была бы значительно лучше, если бы все требования министерства образования Украины в Крыму выполнялись в полном объеме. Я вообще не представляю себе, на каком основании нынешний министр образования Крыма Валерий Лавров на совещании заявляет, что приказы и инструкции министерства будут здесь выполняться избирательно, что стандарты образования, которые установлены в стране в целом, в Крыму могут не соблюдаться. Понимает ли министр, не понятно по какой причине потакающий пророссийским организациям, что он просто вредит целому поколению крымчан? Что касается Болонского процесса, то внедрение его в Крыму нужно не Европе, как здесь утверждают, а самим крымчанам. Если образование здесь будет отставать от европейских требований, то крымские дипломы и дальше не будут признаваться в европейских странах. Уже через несколько лет выпускники многих украинских вузов смогут устраиваться на работу по своим специальностям в европейских странах, а крымчане и тут еще раз отстанут от них. Так разве крымчане избирали Верховную Раду, а также поручали ей назначать правительство и министра образования для того, чтобы они действовали во вред их интересам?».

ВСЕ ВУЗЫ ГОТОВЯТ... ЧИНОВНИКОВ

По мнению Представителя Президента Украины в Крыму Геннадия Москаля, отстав от всей Украины в подготовке специалистов, Крым наверстывает упущенное в наращивании числа чиновников. Так, по его данным, в Крыму количество новосозданных властных структур, госслужащих больше, чем в любом другом регионе Украины. Хотя Крым в экономике и территории Украины занимает всего 4,6 процента, но количество чиновников местного самоуправления в нем составляет уже 13 процентов. Аналогичная ситуация и в органах исполнительной власти Крыма — Совете министров, министерствах и республиканских комитетах, где работают 1040 госслужащих! Хотя в Донецкой области, например, население которой в 2,5 раза превышает население Крыма, штат областной государственной администрации и ее управлений составляет 995 человек, а штат госслужащих областного совета — 58 человек, а в Верховной Раде Крыма — 161 чиновник. В Запорожской области, где насчитывается практически столько же жителей, как и в Крымской автономии, в областной администрации работают 594 человека, а в облсовете — 46 госслужащих, то есть в 2—3 раза меньше, чем в Крыму! Получается, что автономия за эти годы превратилась в заповедник для чиновничества, большинство из которых, окончив местные вузы и не получив нормальной специальности, будучи неконкурентоспособными за пределами Крыма, просто сели на шею крымчанам. Как утверждает Геннадий Москаль, в Крыму «количество государственных служащих и фонд оплаты труда превышает какие-либо аргументированные и допустимые нормы», раздутость штатов делает структуры Совета министров и Верховной Рады АРК «малоэффективными в управлении автономией, хотя для этого тратятся большие средства плательщиков налогов».

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ