Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа, которая отказалась от авторитарного давления учителя

5 октября, 1999 - 00:00

В субботу отметили один из очередных профессиональных праздников
— День работников образования. Торжественные собрания, вручение грамот,
наград, объявление благодарностей — все, как всегда. Однако праздничные
мероприятия отнюдь не посодействовали тому, чтобы хоть немного улучшить
или облегчить школьную жизнь — с ее мириадами больших и малых проблем —
в только что начатом новом учебном году.

Существует общественная закономерность, спасительная для
кризисных ситуаций, а именно: чем более нужной, важной для людей является
какая-то система, тем большим запасом инерции живучести она обладает. И
если такой живучей системе перекрыть все каналы жизнеобеспечения, она еще
долгое время будет двигаться в обычном направлении и нормально (вернее,
квазинормально) функционировать. По инерции, исключительно за счет своих
громадных внутренних ресурсов, в первую очередь человеческих. Одной из
таких инерционных систем является наше образование. Действительно, без
надлежащего государственного финансирования, без необходимого обеспечения
школы учебниками и вообще книгами, без пристойной оплаты учителям, с постоянным
оттоком кадров (в частности, в уличную торговлю), несмотря на падение общественного
престижа образования, украинское образование существует, сохраняет свой
высокий уровень, а иногда и повышает его.

Накануне Дня работников образования имела честь посетить
школу № 196 на Борщаговке. Это обычная — не коммерческая, не частная, не
элитная или привилегированная — средняя школа, которая только что отметила
свое 30-летие. Открывали ее в 1969 году как украинскую школу (в сельской
тогда Борщаговке это разрешалось) с немецким языком как иностранным. Вскоре,
однако, школа стала смешанной в пропорции: три русских класса на один украинский.
В 1989 году школа опять стала украинской, а чуть позже получила статус
специализированной — с расширенным изучением английского языка. Начиная
с первого класса, все изучают английский, а в специальные английские старшие
классы ученики отбираются тестированием.

— Всего в школе учится 1245 учеников — это 40 классов,
— рассказывает директор школы Николай Рябченко. — Интересно, что 80% учеников
школы не являются жителями нашего района. Много детей из прилегающих, уже
не городских районов, много также из центральных кварталов. Уже месяц,
как начался учебный год, а в мой кабинет все идут и идут родители с просьбами
принять в школу детей. Какие причины, спрашиваете вы? Думаю, их несколько.
Не хочу быть нескромным, но начну с того, что у нас стабильный квалифицированный
педагогический коллектив. Важно для родителей еще, по-видимому, и то, что
в этом году успешно поступили в высшие учебные заведения 70% наших выпускников,
а без аттестата не остался ни один ученик. На второй год оставили всего
пятерых. В результате имеем целых шесть первых классов, в которых учатся
180 учеников.

Мы полностью отказались от системы авторитарного давления
учителя, полностью, так сказать, демократизировали учебный процесс. Дисциплина
при этом не ухудшилась, а наоборот. Как родители, так и ученики это очень
ценят. Следим за методическими новостями, в частности, начали апробацию
одного из новых инструментов процесса обучения — критического мышления.

Последние два года нам выплачивают зарплату регулярно,
иногда даже раньше срока. Но что это деньги за сложную и тяжелую учительскую
работу, судите сами. Учитель высшей категории имеет ставку 140 грн., а
минимальная ставка — 110 грн. Ставка директора — 180 грн. (директор отвечает
за обучение и безопасность почти 1300 учеников, за несколько десятков работников
школы, за состояние большого «предприятия» — школы. — Авт. ).

Как видим, педагоги продолжают учить детей, разрабатывают
учебники, поддерживают хоть в каком-то порядке школы, даже внедряют новые
методы и предметы. И все это не благодаря кому-то или чему-то, не благодаря
поддержке государства, а несмотря на ежедневные неисчислимые трудности
и безразличие власти.

Клара ГУДЗИК, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ