Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Школа нуждается в большей автономии»

Плюсы и минусы новой контрактно-конкурсной модели назначения директоров и учителей
29 октября, 2015 - 13:19
ПЕРЕД СТАРТОМ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Каким вы помните директора своей школы? Пока вспоминаете, можно пофантазировать, каким бы его хотели видеть на этом посту: хозяйственником, управленцем или одаренным педагогом? Такое пространство для фантазии, в частности для просветительского сообщества, стало возможным после нескольких заявлений, прозвучавших от руководителей государства недавно: на заседании Национального совета реформ Президент Петр Порошенко заявил, что престижность профессии учителя нужно поднимать, качество образования улучшать, а премьер-министр Арсений Яценюк ранее озвучил, что выбирать директоров школ нужно путем конкурса, такой опыт есть уже в Киеве, апробируется в Черновцах. Почему бы, по мнению министра, не распространить эту практику на всю страну?

«Нужно переходить на избрание директоров школ на открытых конкурсах по всей Украине. Кроме того, нужно ввести систему стимулов для учителей. Чем лучше ты учишь детей, чем лучше у тебя результаты, тем выше у тебя заработная плата. И это может стать частью контракта между учителем и школой. Школа нуждается в большей автономии. Меньше давления со стороны органов власти и больше возможности для директора и педагогического коллектива подбирать себе тех людей, с кем они хотят работать, так и иметь возможность тратить собственные средства на те потребности, которые считают первоочередными», — отметил премьер-министр.

А ЗАКОН ГДЕ?

Частично эти предложения учтены в новом законе об образовании, в частности и сертификация учителей, после которой они смогут получать большую зарплату, и автономия школ. Но за закон до сих пор не голосуют в парламенте. Уже полтора года его пишут и совершенствуют в Министерстве образования и науки и профильном Комитете Верховной Рады, и где результат? Поэтому такие заявления, в частности, о конкурсной основе для руководителей школ педагоги восприняли как... заявление, не превращенное в официальный документ.

Хотя с вопросом зарплат премьер попал в яблочко. В начале октября на сайте Администрации Президента зарегистрирована электронная петиция «О надбавке за престижность педагогического труда». Петицию зарегистрировал просветительский профсоюз, апеллируя, что нужно отменить постановление правительства от марта 2014 года. По ней надбавка к зарплате должна идти из местного бюджета в размере до 20%, и из-за такой неточной формулировки у местных руководителей есть возможность формировать эту надбавку на свое усмотрение и в зависимости от имеющихся ресурсов.

В свою очередь заместитель министра образования и науки Инна Совсун после заседания Нацсовета реформ еще раз подчеркнула, что качество и содержание среднего образования необходимо менять. «Необходима реформа, которая должна начаться с людей, которые будут по-новому преподавать в школе. Реформа должна быть сосредоточена вокруг профессии учителя. Основным в реформе общего среднего образования станет изменение подходов к найму и сертификации учителей», — сообщила Инна Совсун. Также заместитель министра заметила, что в первую очередь стоит переводить на годичные контракты учителей пенсионного возраста, сейчас их часть составляет 20% от общего количества учителей. Что интересно: эту фразу Инны Совсун некоторые издания трансформировали так, что МОН инициирует увольнение 20% учителей. Несмотря на казус, проблема качества среднего образования остроты не теряет.

ОТОЙТИ ОТ СТАРЫХ СХЕМ

Октябрьские месседжи отовсюду о реформе образования заставили педагогов болезненно и скептически реагировать на подобные заявления. «Премьер делает заявления, но кто будет их исчислять, ведь у нас нет экономики образования, я имею в виду не бухгалтеров. Когда, например, нужно сертифицировать учителей, чтобы провести их через конкурсы на директоров школ, вопрос: а кто-то проводил обсчеты, что для этого нужно, кто будет разрабатывать тесты для сертификации? Это предложение подходящее, но с другой стороны, оно популярное, я бы сказал — популистское, ничем не подкрепленное, — считает Юрий Шукевич, директор Финансового лицея г. Киева, председатель Ассоциации руководителей школ г. Киева. — Эти вещи можно прописать в законе рамочном, а остальное нужно прописывать в подзаконных актах, министерских положениях. Нужно запустить в принципе этот процесс, а далее должна появиться экспертная группа людей, только чтобы не Академия наук, потому что она далека от школьного класса, которая и сможет выбирать директоров путем конкурса».

Что получит от этого школа? По мнению Людмилы Паращенко, председателя правления ОО «Объединение «Агентство развития образовательной политики», в первую очередь система мини-выборов директора позволит выбирать человека по прозрачной процедуре. «Назначение директора через конкурс — это то, к чему мы должны двигаться, это должно стать ориентиром в развитии среднего образования. В нынешнем законе такое положение не прописано. Но когда каждый из кандидатов будет предлагать свою программу, опираясь на опыт наработки в школе, его выбирают экспертные советы, это хороший подход. Директор должен быть хозяйственником и управленцем. И это даст школе возможность отойти от старых схем, когда назначали директорами кумовьев, сватов, любовниц и тому подобное. Таким образом не будет скрытого способа назначения директоров за закрытыми дверями».

ДИРЕКТОРА ДОЛЖЕН ВЫБИРАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

То есть в перспективе к конкурсному отбору должны переходить все школы. По мнению Людмилы Паращенко, для этого необязательно ждать законодательного акта, достаточно решения местных органов власти, как это, например, сделали в Киеве, внедрив конкурсный отбор для руководителей школ и детских садиков. Но как ни крути, это точечные решения проблемы, двигаться дальше без образовательного закона нет смысла. А он до сих пор в ящиках, а не в сессионном зале. Поэтому у работников образования вопросов сейчас больше, чем ответов: кто будет формировать эти попечительные или наблюдательные советы, на какой срок такой контракт заключать, если принимать учителя или директора на работу на условиях контракта, то что, кроме зарплаты, пообещает ему работодатель? Квартиру, социальный пакет или другие преференции?

Как прокомментировал инициативу членов правительства Игорь Ликарчук в соцсети Фейсбук, есть риск, что такой контракт превратится в обязательство только для одной стороны, для учителя: работать, работать и еще раз работать. И попытка выбирать директоров школ, по словам Ликарчука, уже была у нас в начале 90-х годов, но не имела успеха: «Конечно, можно выбрать директоров киевских, львовских, одесских школ. Ведь там внебюджетные средства исчисляются сотнями тысяч гривен, если не миллионами. То и претенденты есть. И выбрать можно. А кого выбрать директором большинства сельских школ? Имеем ли оправданный временем и результатами опыт выборности ректоров вузов? К сожалению, не имеем. Ректора или директора выбирать не нужно, устраивая из этого шоу. Ректора или директора нужно нанимать на работу. И это должны делать наблюдательные или попечительные советы».

«УЧИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО УСТАЛИ...»

В Киеве контракты с руководителями образовательных заведений заключаются на год, потому у педагогов цепочка вопросов продолжается: можно ли за это время выстроить систему учебно-воспитательной и методической работы, сплотить педколлектив, положить начало школьным традициям, выбрать курс развития? И будет ли выкладываться человек на все 100, имея такой короткий промежуток времени для работы? Кое-кто комментирует такие заявления как очередное издевательство над педагогами, которых превратили в категорию населения, которая со всем соглашается и молча терпит. Так, Лина Попова, учительница одной из школ Днепропетровска, на заметку Игоря Ликарчука оставила свой отзыв: «Я и мои коллеги устали слушать об учителях разные слухи, из которых не черпаешь вдохновение для завтрашнего первого урока. Учителя социально устали — объяснять, доказывать, отбеливаться, возвращать принесенные коробки конфет и колготы... Я — за попечительные советы, может, директор перестанет быть завхозом и будет действительно руководителем школьного менеджмента».

Понятно следующее: учителя устали от экспериментов в образовании, устали слышать слово «реформа», не имея после этого подкрепления действиями. А последние заявления членов правительства только подливали масло в огонь.

P.S. Когда готовился материал, стало известно, что правительство приняло постановление № 827 «Об утверждении Порядка назначения на должность руководителей общеобразовательных учебных заведений государственной формы собственности» именно по результатам конкурсного отбора.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ