В школах столицы не должно быть наличности, и точка. Недавно департамент образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской государственной администрации подготовил соответствующий приказ «О прозрачности и открытости деятельности заведений образования». Несколько лет назад аналогичный шаг предпринял Львов.
Отныне образовательные заведения столицы не имеют права собирать деньги в фонды класса или школы и распространять среди родителей реквизиты своих благотворительных фондов. Именно на эти счета родители часто переводили взносы при поступлении в школу или детсад. Якобы не прямо дирекции в руки и якобы на неотложные потребности образовательного заведения.
От учебных заведений требуется подать отчет о полученных за этот год средствах из бюджета и от благотворительных фондов и потом отчитываться так ежегодно. Такую документацию должны были готовить и раньше, на сайтах школ она частично обнародована. По большей части деньги тратили на ремонты, компьютерную технику, канцтовары, школьную мебель, а также на услуги по охране учебного заведения, подписку периодических изданий, обучение учеников правилам пожарной безопасности и обновление огнетушителей, что особенно важно после трагедии в одесском лагере «Виктория».
СРЕДСТВ ДОСТАТОЧНО
Город обещает, что возьмет финансирование всех этих потребностей на себя. На все и сразу, конечно, денег не хватит, ведь годами школьные заведения сетовали на недофинансирование. Но улучшение ощутимо уже сейчас. После введения децентрализации местные органы власти начали давать больше средств заведениям образования. Киев может стать примером для других городов. Последние два года столица закупает моющие и дезинфицирующие средства для всех учебных коммунальных заведений. В частности, в 2017 году на хозяйственные и бытовые потребности город выделил 109 миллионов гривен. Внедрена программа ремонта школьных стадионов и спортзалов в 64 школах — она рассчитана на 2016-1018 годы и имеет смету в 80 миллионов гривен. На подготовку заведений образования к этому учебному году Киев выделил почти два миллиарда гривен. В целом столица сейчас лидирует среди регионов по расходам на образование.
В таких условиях директора образовательных заведений должны научиться четко формулировать свои потребности и требовать их выполнения из бюджетных средств. Это тоже прописано в приказе столичного образовательного департамента. Тем, кто не умеет составлять сметы и вести бюджетную документацию, городская власть обещает помочь, организовав соответствующее обучение. Все данные о прибылях и расходах учебных заведений обнародуют на специальном сайте «Образовательная карта Киева». На этом ресурсе каждый сможет ознакомиться с финансовой деятельностью того или иного заведения.
«СПРАВИТЬСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ МОЖНО»
К такой открытости готовы далеко не все. Например, в школе, где учится дочка автора, информация о бюджетном финансировании действительно опубликована на сайте заведения. А вот данные об общественном финансировании, то есть то, сколько средств получено от родителей и на что они потрачены, засекречены. Чтобы их просмотреть, необходимо ввести пароль. Его знают представители родительских комитетов. Но в дальнейшем это будет считаться нарушением приказа департамента образования и науки КГГА, а также нарушением нового закона «Об образовании», который предусматривает постепенный переход учебных заведений к финансовой автономии. В этой ситуации отчетность за каждую копейку неминуема.
«Быть открытыми образовательные заведения заставит новый закон об образовании, где есть четкий перечень информации, которую каждое учебное заведение должно обнародовать на своем сайте, — комментирует Ирина Когут, эксперт аналитического центра CEDOS. — Среди этой информации есть как раз финансовые отчеты, отчет об имуществе, услугах, которые школа получила на свой баланс. То есть по закону заведения обязаны это делать. Причем эта норма закона вступила в действие 29 сентября этого года. В целом школы спокойно могут справиться без родителей. Киевский бюджет значительно вырос. Дело в том, что у школ не было механизмов, как тратить средства оперативно — когда вдруг что-то ломается и это нужно починить. Наработать такой механизм — задача районных управлений образования. Когда формируются бюджетные запросы, нужно планировать заранее, сколько бумаг, учебных материалов и т.п. нужно школе. Просто нужно перестроить работу учебного заведения».
КАК СУЩЕСТВОВАТЬ С ДЕНЬГАМИ
Образовательные эксперты приводят примеры директоров школ, которые за последние два года заменили в своих заведениях все окна, сделали капитальный ремонт спортзалов, обновляют ограждения и делают много других полезных дел исключительно за бюджетные средства. Их хватает — так отметил недавно заместитель главы КГГА Алексей Резников. Чиновник добавил, что родители могут организовать за свой счет, например, экскурсию для детей, но в любом случае — не ремонт или закупку школьного инвентаря.
Ирина Когут советует родителям наработать со школой компромиссную позицию — с пониманием отнестись к школьным потребностям и заявить о своем желании решать какие-то проблемы, если город отказывает. Но решать не деньгами, а походами в управления образования, чтобы выяснить, почему средства не доходят до школы.
Сопредседатель общественной организации «Родители SOS» Елена Бондаренко акцентирует, что изменить мировоззрение должны и родители, и школа. «Тезис об отсутствии денег в бюджете последние два года неправдив. Поэтому появляются другие легенды о том, что деньги не доходят до школ. Когда выясняют, почему это так, оказывается, что школы не формируют свои потребности. Нужно их описывать и структурировать, интересоваться городскими программами. Вот есть программа энергосбережения, утепления учебных заведений и т.п., — объясняет Елена Бондаренко. — Когда говорят, что на наш запрос купили не то, что нужно, это тоже удивляет. Если школа согласилась принять тот товар, который ей не нужен, то это просто помощь в разбазаривании государственных средств. То есть деньги появились, но нужно еще научиться существовать, когда школы финансируются. Благодаря запрету собирать деньги школы перестанут популяризировать деятельность своих благотворительных фондов. Такие фонды не должны создавать иллюзию, что они юридически связаны с учебным заведением. Это не так, школа не является основателем этих фондов. В целом запрет собирать средства позволит родителям увидеть, насколько изменилось финансирование учебных заведений из городского бюджета».
«НЕКОТОРЫЕ РАСХОДЫ ПРЕДУСМОТРЕТЬ СЛОЖНО»
Кое-кто из директоров на встречах с родителями говорит, что за счет благотворительных взносов выплачивает премии учителям, чтобы выкладывались на все сто. В будущем, когда в школах заработает финансовая автономия, можно сохранить это как инструмент поощрения. Пока не все заведения образования готовы отказаться от родительской поддержки.
«Можно сколько угодно издавать подобные приказы, но существуют текущие расходы, которые нужно покрывать сейчас и немедленно. Например, ломается оргтехника, нужно менять краску в принтерах, — отмечает Марк Бобровский, заместитель директора лицея «Универсум». — Можно упрекать директоров, что они не дают заказ и не составляют свои бюджеты. Некоторые расходы предусмотреть чрезвычайно сложно. Конечно, оборотные средства — вне закона. В нашем лицее обращения наличности нет. Директор согласно законодательству каждый год отчитывается перед трудовым коллективом за потраченные средства, а перед родительским комитетом — ежеквартально. Решить ситуацию может только переход учебных заведений на автономное финансирование. Финансы пойдут мимо управлений образования непосредственно учебным заведениям. Директор будет составлять свой бюджет развития, где нужно предусмотреть все расходы. Тогда эта проблема исчезнет и не придется просить родителей о благотворительных взносах. Но в ряде стран Европы, как, например, в Нидерландах, учебные заведения даже в элитных жилых районах все равно просят родителей о помощи и собирают благотворительные взносы, в частности и от местной общины».
Как бы то ни было, родители должны решить раз и навсегда, будут ли дальше школьными спонсорами. Задача администраций образовательных заведений — учиться реагировать на новые вызовы.