Городской голова Виталий Кличко перед новогодними праздниками сделал киевлянам якобы праздничный подарок. Наконец было возобновлено движение по Шулявскому мосту. На это город потратил сверх одного миллиарда гривен. Однако до сих пор сооружение не прошло необходимые испытания относительно нагрузки, поэтому никто не дает гарантий на безопасное пользование «сырым» путепроводом. Достроить развязку мэр пообещал до лета 2020 года, а это значит, что и так заоблачная смета проекта вырастет еще. Поэтому есть ли повод для радости, с которой Виталий Кличко в костюме Санты торжественно открывал движение по мосту?
СПОРЫ ИЗ-ЗА ПРОЕКТОВ
История возобновления Шулявского путепровода с самого начала сопровождалась скандалами и противоречиями. Напомним, в феврале 2017 года мост признали аварийным, часть сооружения упала прямо на землю. Городская власть должна была реагировать на кричащий инцидент, хотя о срочном ремонте Шулявской развязки экспертное сообщество говорило достаточно давно. Поскольку мост начал рассыпаться буквально на глазах, киевлянам пообещали не просто укрепить существующее сооружение, а построить абсолютно новую транспортную развязку. Со старого моста не предусматривался съезд к центру города со стороны Дорогожичей или от направления центра к Севастопольской площади и тому подобное. Водители должны были маневрировать по соседним улицам-спутникам, чтобы выехать с моста в нужном направлении. Поэтому город обещал одним махом решить две проблемы: реконструировать сам мост и обеспечить хорошую инфраструктуру.
Вопрос, по какому же проекту это строить, стал началом скандалов вокруг Шулявского моста. Департамент архитектуры и градостроения Киевской городской государственной администрации согласовал проект строительства развязки в форме неполного четырехлистника. Для этого планировалось снести часть цеха завода «Большевик», а перед тем получить согласование от Фонда государственного имущества. Строительство такой развязки означало полное перекрытие движения по мосту, что в принципе было сделано с прошлой весны до конца года.
Другой вариант — так называемая развязка Виктора Петрука, эксперта-транспортника, который подготовил проект трехуровневой развязки еще несколько лет назад и неоднократно показывал его городским чиновникам. По плану Петрука перекрывать движение со стороны улицы Вадима Гетьмана до станции метро «Почайна» и наоборот не пришлось бы. Сносить цех завода тоже не нужно. А многоярусная развязка открыла бы новые направления движения в районе Шулявки, которых до сих пор нет, да и новый мост ничего подобного не предусматривает. Этот вариант город отбросил. Не учли даже ценовой фактор. Сначала стоимость неполного четырехлистника оценивали в 400 миллионов гривен, состоянием на сегодня смета увеличилась до миллиарда. Вариант Петрука обошелся бы городу в 700 миллионов гривен.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
СТРАННЫЕ ИСПЫТАНИЯ
В настоящее время эксперта обвиняют, что он и дальше критикует сделанную мэром колоссальную работу на Шулявке, потому что тот так и не выбрал его проект. Даже если не считаться с личными амбициями, результаты сделанного стоит оценивать в коэффициентах полезности для города. Как уже отмечалось, ни новый мост, ни достроенная в следующем году развязка-четырехлистник не открывают новых направлений движения. Движение по мосту сейчас запущено не на полную мощность. Хотя официально испытания уже состоялись.
Как сообщают в Киевской городской государственной администрации, новый путепровод испытали в два этапа: путем динамической и статической нагрузки. «В соответствии с программой статических испытаний, было реализовано 12 схем нагрузки прогоновых строений путепровода. При динамической нагрузке восемь МАЗов с балластом одновременно с разной скоростью проехали по Шулявскому мосту. Вес каждого грузовика — 30 тонн. То есть мост находился под весом в 240 тонн», — добавляют в КГГА.
Дальше результаты испытаний должны проанализировать эксперты и решить, когда же можно открывать полноценный проезд. В канун испытаний на Шулявку наведался Виктор Петрук с киевским блогером Сергеем Бригадиром. Вместе они сделали фото и видео, на чем, собственно, держался мост. На некоторых фото видно, как опорой моста, кроме бетонных, служат бумага и металлолом.
«Состоянием на 23 декабря конец прогонового сооружения в сторону ул. Гетьмана все еще опирался на временные опоры из кип макулатуры, фанеры и металлолома, — описывал в «Фейсбук» Виктор Петрук. — Ни один из пяти подферменников, которые должны воспринимать нагрузку от опорной части прогонового сооружения и передавать его на опору путепровода, — не готов. На первом подферменнике (более близкому к цеху №5 ПКМЗ) рабочие монтировали опалубку. Остальные подферменники — голая арматура. Чтобы бетон обрел прочность, понадобится минимум 21 день. Следовательно, нагрузку от опорной части прогонового сооружения на подферменник можно будет передать не раньше 15 января 2020 года. Если испытания Шулявского путепровода действительно состоятся 26 декабря 2019 года (именно так и было — Авт.), это будет означать, что Киев стал первым в мире городом, который внедрил промышленную технологию наноиспытания сферических мостов в вакууме, которые опираются на кипу макулатуры/фанеры/металлолома».
ЗАВОДСКОЙ ЦЕХ — ДО СИХ ПОР ПРЕПЯТСТВИЕ
Как дальше будут строить развязку, не до конца понятно. Мэр все же отмечает, что город уже договорился о снесении заводского цеха, без чего невозможно достроить неполный четырехлистник. «На очереди демонтаж пятого цеха завода «Большевик», строительство право— и левоповоротных съездов, обустройство велодорожки», — объясняли в КГГА.
Однако во время одного из декабрьских заседаний постоянной комиссии Киеврады по вопросам транспорта, связи и рекламы перед собравшимися выступил начальник 5, 7 и 9 цехов завода «Большевик» Ярослав Лысенко. По его словам, никаких договоренностей относительно выкупа и демонтажа цеха №5 не существует: «Хочу заявить от себя и думаю, что от коллектива: на сегодня завод не готов к бесплатной передаче или передаче с минимальной компенсацией цеха №5, потому что есть вероятность потери доходов, из которых нам выплачивается зарплата. С Фондом госимущества заключен договор аренды цеха №5 на 20 лет».
Также представитель завода прибавил, что смета, по которой КГГА собирается компенсировать стоимость цеха №5, меньше балансовой стоимости цеха и абсолютно неприемлема для завода. «Я считаю, что это преступление, когда выделяются деньги на такой огромный проект, а с заводом никто не считается вообще. Это как прокладка себе новой подъездной дороги по участку соседа», — доказывал присутствующим членам комиссии Лысенко. На что ему заметили, что у завода накопились долги за землю перед городом. Это, скорее, напоминает шантаж, чем поиск компромиссов, как пытаются всех заверить в КГГА.
И еще, если город так уверен в надежности реконструированного моста, зачем параллельно с возобновлением движения заказывать проверку и испытание Шулявского путепровода за 1,5 миллиона гривен? Об этом свидетельствуют данные портала Prozorro. КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» 23 декабря заключило договор с научно-производственным предприятием «Мостовой центр» о проверке в ближайшие месяцы прогонок, опор, мостового полотна и подпорных стен нового путепровода.
P.S. Когда готовился материал, стало известно, что бумагу и металлолом из-под мостовых опор таки убрали, но полноценных испытаний мост все равно еще не прошел.