Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шум за сценой

17 августа, 2001 - 00:00


Так называлась пьеса М. Фрейна, по которой много лет тому назад режиссер Владимир Петров поставил в Севастопольском театре им. Луначарского спектакль под названием «Театр». Примерно с тех времен и берет свое начало один из популярнейших когда-то фестивалей. Недавно в Севастополе закрылся VIII-й Международный театральный фестиваль «Херсонесские игры-2001».

Возрожденные «Игры» (напомним, что фестиваль несколько лет не проводился в основном по причинам финансовым) прошли весело, шумно и плодотворно. Весело — потому что люди подобрались веселые: шестнадцать театров из пяти стран. На фестивальной афише гордо красовались имена знаменитых авторов (Овидий, Бокаччо, Бомарше, Пушкин, Чехов, Ибсен, Булгаков, Горин, Радзинский и т.д.), а представленная на ней театральная география впечатляла и внушала доверие (Минск, Одесса, македонский город Велес и немецкий Киль, Москва, Николаев, Мариуполь, Тольятти, Львов, Киев, Севастополь). Шумно — потому, что когда в одном месте собирается столько театральной братии, о тишине и речи быть не может: солнце, море, диониссии. А плодотворно, потому что выяснилось — всю эту огроменную махину под названием «театральный фестиваль» затевать и с трудом тянуть все —таки есть смысл, несмотря на неудачи и ошибки. А тем более в прекрасном южном городе. Но, слава Богу, Севастополь не похож на пошловатый курортный городишко, где кроме как на пляж и сходить больше некуда. Прямо на берегу синего-синего моря красуются здания двух театров — им. Луначарского и им. Лавренева. Есть еще и третий — детский, который находится на Большой Морской улице. Кроме того, на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» сохранился настоящий амфитеатр и сцена под открытым небом у Башни Зенона. Вот на всех этих площадках в течение десяти дней и можно было наблюдать фестивальную программу.

«Херсонесские игры-2001» проходили на конкурсной основе. Лучшим спектаклем был единодушно назван «Маскерад, или Заговор масок» Севастопольского театра им. Луначарского в постановке Владимира Магара. Известный московский художник, лауреат нескольких «Ник» Борис Бланк поместил пьесу М. Лермонтова в невероятной красоты пространство — с огромными старинными люстрами и каретами. Отличились и актеры, умело демонстрирующие трюки с картами (естественно, игральными) прямо на глазах у изумленной публики. За это и не только, получили актеры Б. Черкасов (Арбенин) и мефистофелеподобный В. Полусмак (Шприх) свои награды за лучшие мужские роли. Севастополь — город с замечательной театральной историей. Ведь в театре им. Луначарского работали известнейшие режиссеры — Владимир Петров и Роман Мархолиа. Именно с ними связаны лучшие периоды этого театра. С их уходом и дальнейшим отъездом в Россию канули в Лету лучшие времена и самого фестиваля. Но фигура и личность нынешнего художественного руководителя — Владимира Магара — дает нам большие надежды на то, что «все еще будет». Больше двадцати лет театр им. Лавренева возглавляет Юрий Гранатов — легенда крымской режиссуры. Спектакль этого театра «Капитанская дочка» по повести А.Пушкина в постановке К. Добрунова получил приз «За верность театральной традиции».

Безоблачное пребывание в Севастополе украиноязычных театров — Львовского им. Леся Курбаса и Киевского Молодого театра — всерьез было подпорчено не лучшими представителями местного населения. На спектакль львовян пришли только специалисты и участники фестиваля, а киевский чуть было не сорвали «не понимающее хохляцкой мовы» севастопольцы. Хлопнув громко дверью четыре человека вышли в фойе театра и так же громко стали требовать у билетеров и администрации вернуть им деньги за билеты, мотивируя это тем, что их обманули. Смысл обмана заключался в том, что им подали «совершенно не доступный пониманию язык» — совсем в Крыму плохо с украинским. Но невоспитанные люди, к сожалению встречаются везде, умных гораздо больше. Наверное поэтому спектакль «Апокрифы» Леси Украинки, представленный львовянами получил приз «Симпатии прессы», актриса Наталья Половинка удостоилась премии «За лучшую женскую роль». Спектакль же Киевского Молодого театра «Гедда Габлер» Г. Ибсена награжден призом «За лучшую сценографию» (он достался Сергею Маслобойщикову), а режиссер Станислав Моисеев «взял» «Лучшую режиссуру».



Еще одну награду жюри — приз «За театральную стихию» увез в Белоруссию Минский Молодежный театр, показавший на фестивале «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», конечно же, по пьесе Бомарше.

К сожалению, за бортом осталось много достойных работ и актерских, и режиссерских. Невозможность отметить всех была обусловлена еще и тем, что фестиваль проходил как бы в двух плоскостях: игрались спектакли камерной сцены и большие театральные работы и, естественно, силы не всегда были равны. Хотя прекрасный спектакль «Маргарита» показал Мариупольский театр. В своем моноспектакле актриса Эллона Черницкая показала просто таки чудеса актерского мастерства, создавая образ знаменитой булгаковской героини. А вечером того же дня ей уже предстояло сыграть Панночку в одноименной пьесе Н. Садур. Почему-то театр посвятил этот спектакль 2000-ю возникновения Христианства. Факт сам по себе странный, если не кощунственный. Наверное, старейший в Украине театр (а Мариупольскому театру — более 120-ти лет) допустил досадную, но грубую ошибку. Видимо, в отместку за это спектакль был похож скорее на аматорскую поделку, несмотря на массу интереснейших придумок и несколько хороших актерских работ.

Большое количество придумок, но маленький хронометраж, а также узкие рамки пространства малой сцены подвели и блистательного авангардиста Игоря Ларина, актера Питерско-московского театра «Монплезир», сыгравшего Чеховскую «Чайку» на двоих с Галиной Карелиной — титулованной примой Александринского театра. Здесь было много странной символики и растиражированной музыки Тома Вейтса, Лоу и Веббера.

Скорее странным, чем непонятным показался спектакль «Пугачев» по поэме С. Есенина Экспериментальной студии при Харьковском театре «Березиль». В трех тоннах натурального чернозема актеры речитативом декламировали известный текст. Но ни голый натурализм, ни высокая поэзия ситуации не спасли. Зато все просто и понятно было со спектаклем «Декамерон» — милой балаганной шалости, привезенной в Севастополь Московским театром «Фест». Сыграно сие зрелище было прямо на Херсонесе у Башни Зенона под звездным крымским небом.

Свежий морской воздух всегда располагает к каким-то очень хорошим ощущениям. И если бы не адская жара — десять дней в Севастополе могли бы показаться раем, несмотря на все то негативное, что имело место быть, и о чем сейчас говорить не хочется, ибо силы нам придают эмоции положительные. Но театр — дело не только эмоциональное, а и профессиональное. На последнее будем надеяться…

Анастасия ДАНИЛЕНКО, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ