Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сила чисел и ФСБ

7 ноября, 2003 - 00:00

Вышла новая книга самого знаменитого сейчас московского писателя Виктора Пелевина под названием «ДПП» (нн). То бишь «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда».

Самое крупное произведение там — роман «Числа». Эзотерические изыски автора в данном случае коснулись магии чисел. Главный герой, банкир Степа, всю жизнь молится определенному числу, выстраивая по нему судьбу.

Надо сказать, книжка довольно занятная и читается быстро. Она является непрямым продолжением романа четырехлетней давности «Generation «П» о пиаре. И все же хотелось повторения Пелевиным успеха его другого детища — «Чапаева и Пустоты». Отличие «Чисел» от «Чапаева» в том, что, в последнем произведении Виктора Олеговича некому симпатизировать, в том числе, и главному герою. Это что-то сродни фильму «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Все очень натуралистично и естественно, жестко, с известной долей сарказма. Но не хочется никого любить. Ни Ларису у Рязанова, ни Степу у Пелевина. И от этого, и от общей атмосферы необаятельности, а значит, отсутствия красоты — ощущение безысходности.

Но надо отдать должное Пелевину в современности выбора темы: он умудряется в этом смысле быть «впереди планеты всей». Учитывая относительную «недавнесть» эзотерического взрыва в массовом книжном сознании. Актуальность прозы Пелевина состоит и в том, что он первым написал об изменении общественной сетки России в связи с приходом к власти Путина. Замене чеченской «крыши» на ФСБшную. Криминальная пора сменилась агентурной, временем тотальной слежки и съемки.

Сатира Виктора Олеговича несколько сомнительна, хотя и не без остроумия. К примеру, один из персонажей (нетрадиционной ориентации), дабы видеосъемку его интимных сцен нельзя было бы публично использовать в качестве компромата, — ставит в такие моменты рядом с кроватью портрет Владимира Путина в кимоно. Или бюсты президента России, которые возит с собой. ФСБ снимает его под зубовный скрежет от невозможности дать ход работе.

Из положительных моментов можно отметить, что в кои-то веки Пелевин не укокошил главного героя (в чем меня винит Бузина). Трагическая развязка характерна для многих его произведений.

Здесь же он Степу разорил, повесил на него многомиллионный долг, но все-таки дал улизнуть. Сентиментален стал Виктор, ох сентиментален! Оно и к лучшему.

Четырехлетнее ожидание новой крупной вещи Пелевина — не сказал бы, что оправдалось, но и не разочаровало. Что- то посередине. Прочитывается быстро, но перечитывать, как «Чапаева и Пустоту», не тянет.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ