Сегодня «День» продолжает дискуссию о том, какой же быть украинской науке, и необходима ли стране такая структура как Национальная академия наук. В преамбуле к этому письму его авторы написали: «Наши взгляды и предложения — следствие многолетней работы в различных научных институтах, знакомства с западным опытом организации фундаментальной науки. А кроме того — исследовательской и преподавательской работы за границей и регулярной публикации наших статей в ведущих международных научных журналах».
ПОЧЕМУ СРЕДИ УКРАИНЦЕВ НЕТ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ?
Без существования в обществе фундаментальной науки невозможно говорить ни о высоком уровне высшего и среднего образования, ни об опережающем развитии современных технологий. Украинские студенты обречены на отставание от западных «коллег», так как их учат преподаватели, которые в большинстве своем не принимают активного участия в фундаментальных исследованиях или иногда не имеют даже представления о современном состоянии науки.
В большинстве вузов украинских студентов воспитывают не творцы науки, а, в лучшем случае, передатчики сведений о том, что происходило несколько десятилетий назад. На возможное возражение против этого утверждения советуем нашим вероятным оппонентам из круга преподавателей вспомнить, когда они лично в последний раз проглядывали современный англо-, франко- или немецкоязычный профессиональный журнал или монографию? Ощущают ли они постоянную потребность не только знать о современном состоянии исследований, но и принимать непосредственное участие в процессе пополнения сокровищницы мировой науки? Какое место занимают их научные труды среди огромного массива достижений всемирного научного сообщества?..
В известном перечне четырехсот лучших высших учебных заведений мира нет ни одного из Украины. За годы независимости съежилась практически вся фундаментальная наука от биологии до ядерной физики, растрескалась инфраструктура, которая худо-бедно объединяла ученых разных территориальных и профессиональных ответвлений, произошло почти полное вымывание украинского академического сообщества из мировых информационных потоков. Как следствие не слышно об отечественных научных достижениях мирового уровня, нет ни одного лауреата Нобелевской премии. Исключением, а не правилом, являются публикации украинских ученых в ведущих международных научных журналах.
К сожалению, в украинском обществе не существует настоящего понимания роли и значимости фундаментальных наук для становления и функционирования современного государства. Политическая и бизнес- элита смотрят на Национальную академию наук (НАНУ) и другие государственные академии, как на места, где ясновельможные чиновники должны получать научные степени и академические звания. Следствием является появление многочисленной рати кандидатов, докторов, профессоров и всяческих академиков, которые «успешно» сочетают свой тяжелый непосильный труд на должностях в Верховной Раде, администрации президента, Кабинете Министров, МВД, СБУ (бывших), в соответствующих областных и районных структурах с созданием «весомых научных достижений» и «научных школ». Это — симптом тяжелой болезни, поразившей не только научное руководство и Высшую аттестационную комиссию (ВАК), но и все академическое сообщество.
КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ
Какова же форма организации фундаментальной науки сейчас в Украине и какой она должна быть?
В советское время в Украине фундаментальная наука была сосредоточена главным образом в государственных академиях и в известной степени в высших учебных заведениях. В те же времена Украина считалась провинцией, а главные научные кадры перекачивались в Москву и ряд научных центров России. А в цивилизованных странах Европы и Северной Америки фундаментальная наука в течение длительного времени сосредоточена в государственных университетах и в некоторых национальных научных центрах (особенно в США и Германии), которые раньше были государственными, а сейчас являются негосударственными или частично государственными. Так называемые академии (университетские, профессиональные или национальные) — это общественные, а не государственные научные организации, в которых не предусматриваются академические надбавки к зарплате профессоров, а государственное финансирование на научные исследования осуществляется только по отдельным (определяемым правительством) научным направлениям. И это финансирование в основном идет на расходы на материально-техническое оборудование, научные командировки и конференции.
Советская система организации науки в Украине прежней властью (с 1992 г. по 2005 г.) не была реформирована и адаптирована к новым условиям. Поэтому, несмотря на улучшение, главным образом, индивидуальных связей украинских ученых с широким кругом зарубежных научных центров с провозглашением независимости Украины, в условиях бездеятельности власти в научно-организационном направлении фактически уничтоженное уникальное экспериментальное оборудование, заброшенные помещения большинства научных лабораторий, устаревшее оборудование, ограниченные компьютерные возможности, научные библиотеки без новейшей литературы, практически невозможный доступ к всемирным электронным источникам научной литературы, люмпенизированное положение ведущих научных сотрудников и младшего научного персонала, бесперспективность научной деятельности для молодежи — далеко не полный перечень «достижений» нашей независимости.
Демократические основы в НАНУ и других государственных академиях отсутствуют. Новые члены этих институций доизбираются старой гвардией. Они выбирают руководство НАНУ и де- факто выбирают директоров академических институтов (последние остаются на своих должностях в течение 30— 40 лет!).
Молодое поколение ученых не имеет материальных и духовных стимулов к научной деятельности, практически исчезла преемственность в науке. Особой проблемой, не имеющей решения в рамках существующей общественной парадигмы, является невозможность заработать научным или преподавательским трудом достаточно средств для покупки пристойного жилья. Поэтому у нас практически нет научной молодежи: молодые способные ученые едут на заработки за границу, где они в большинстве своем и остаются навсегда. Как результат, фактически за годы независимости в науке потеряно целое поколение (в возрасте 30—40 лет).
Досадно, что некоторые научные институты расходуют на закупку научной литературы 2000 гривен в год, в то время как содержание одного персонального автомобиля для директора академического учреждения стоит более 20 тысяч гривен в год. Те украинские научные работники, которые хорошо известны в международном содружестве и регулярно публикуются в ведущих международных изданиях, но не являются академиками, вынуждены поддерживать свою квалификацию только благодаря помощи своих коллег из других стран. Ежемесячная государственная заработная плата украинского доктора наук составляет менее 1000 гривен, то есть в 3—4 раза меньше только официальной суммы, которая тратится на содержание академиков, независимо от научного веса или состоятельности последних. Напомним, что в советские времена заработная плата доктора наук была 400— 500 рублей, а доплата за звание член- корреспондента — 175 рублей, академика — 350 рублей.
Итак, неотложное и коренное улучшение ситуации в НАНУ и других государственных Академиях стало необходимым не только для относительно малой группы ученых, но и для общества в целом. При этом украинская власть имеет возможность воспользоваться опытом западных стран, хотя даже лучшие их достижения нужно заимствовать осторожно, учитывая наши национальные особенности и традиции.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как и любой другой аспект жизни украинского общества, состояние развития фундаментальных наук в Украине стоит объективно рассмотреть и проанализировать имеющиеся положительные черты и недостатки. Должна быть создана и внедрена в практику программа соответствующих мер с целью подъема научных знаний на их должное место среди прочих феноменов духовной культуры народа.
У Украины нет и не будет в будущем достаточных материальных и интеллектуальных ресурсов для развития всего спектра фундаментальных исследований. Поэтому возникает вопрос, на основе каких принципов и критериев государство должно решать, какие направления заслуживают его поддержки.
Во-первых, необходимо исходить из того, что главное лицо в науке — это ученый-производитель, который продуцирует новое знание, а не администратор, единственная задача которого заключается в создании условий плодотворной творческой деятельности производителя знаний. Следует различать ученых, которые создают новое знание, и многочисленные бюрократические структуры, существование которых неоправданно с точки зрения их места в производстве нового фундаментального знания.
Аналогично требованию отделения бизнеса от политики, в науке должно произойти отделение сугубо научной деятельности от деятельности по созданию условий для творческого труда ученых. Если бы Нобелевский комитет руководствовался критериями, существующими в НАНУ при избрании академиков, ни один из известных всему научному миру ученых, наверное, не стал бы лауреатом Нобелевской премии. Почему? Потому что они не занимали никаких руководящих должностей.
Во-вторых, поддержка научного направления означает, в первую очередь, поддержку ученых, которые работают на соответствующем уровне. Отсутствуют признанные в течение последних лет достижения мирового уровня — нет оснований для поддержки направления и существования академического учреждения.
Напомним, что научный творческий труд был и остается делом отдельных личностей или малых коллективов. Другое дело, что для их эффективного труда они нуждаются в соответствующем административном, финансовом, материальном, информационном и координационном обеспечении. Любая академическая административная структура имеет право на существование только в той мере, в какой она это делает. В наших условиях разговоры о коллективной природе современной научной деятельности служат прикрытием для присвоения академическими руководителями творческих достижений подчиненных.
В-третьих, с одной стороны, поддерживаться должны направления, которые могут существовать и развиваться только на территории Украины. Это — украинская история, правоведение, геология, география, археология, этнография, языкознание, экономические науки, демография, социология и так далее. Но ведь и они должны учитывать мировой опыт и добиваться мирового признания.
С другой стороны, поддерживаться должны те конкретные направления фундаментальных наук (математика, физика, химия, биология, психология, философия и так далее), представители которых работают на мировом уровне.
Подчеркнем, что любая фундаментальная наука весьма разветвлена на сотни научных дисциплин. Поэтому речь идет о том, какие из направлений в рамках этих дисциплин стоит поддерживать на государственном уровне. Понятно, что только те, представители которых работают на высоком уровне.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Провести аттестацию научных сотрудников ( о бязательно включая академиков и членов-корреспондентов) и научных учреждений по критериям соответствия результатов их труда мировому уровню в каждой конкретной области науки.
Привлечь к разработке принципов аттестации и ее осуществлению зарубежных специалистов. Право на дальнейшую государственную поддержку имеют только те ученые и учреждения, результаты деятельности которых прошли испытание на мировом уровне.
Регулярно проводить такую аттестацию. В соответствии с аттестационными результатами обеспечивать ротацию научных кадров.
Только те ученые, которые приобрели международный авторитет в течение последних лет, имеют право:
— участвовать в конкурсах на должности руководителей научных и учебных учреждений и их подразделений;
— быть избранными членами профессиональных экспертных комиссий, ученых советов и советов по защите диссертаций ученых степеней;
— руководить аспирантами и дипломниками.
Значительно повысить зарплату всех звеньев научных сотрудников за счет высвобожденных средств и, при необходимости, привлекая другие источники. На время существования текущих масштабов цен и заработной платы установить единый уровень оплаты труда всех профессоров и докторов наук, которые прошли аттестацию, в пределах 3—4 тысяч гривен (сравним: сейчас доктор наук получает такую же зарплату, как и младший офицер милиции).
Для остальных научных сотрудников каждого уровня, например, кандидатов наук, научных сотрудников без степени и аспирантов установить соответственно меньшие тарифы, но, поощрив при этом творческую молодежь к научной деятельности.
Обеспечить НАНУ международными профессиональными периодическими изданиями, включая электронные. Предоставлять институтским библиотекам средства на закупку заграничных научных монографий и сборников и входов (паролей) в научные базы данных.
Ввести институт выборных директоров (ректоров) научных и образовательно-научных учреждений. Выборы проводить путем тайного голосования и обязательно с участием нескольких кандидатур. Ограничить максимальный срок пребывания на этих должностях двумя сроками и ограничить возраст руководителя 65 годами.
С целью обеспечения условий для подлинной научной координации, информирования научного сообщества, преподавателей и студентов высшей школы, а также общественного контроля создать и поддерживать открытый электронный банк данных о деятельности НАНУ и информационно-поисковую систему, которая давала бы возможность выхода на соответствующие банки данных отдельных институтов.
Ученые и общество должны иметь доступ к данным об общем объеме финансирования НАНУ и его распределении между институтами, об основных статьях расходов.
Устав всех государственных академий (как содружества научных учреждений) нужно реформировать таким образом, чтобы они превратились в федерацию своих составляющих (институтов, обсерваторий, специальных лабораторий, ботанических садов и т.п.), а также, чтобы он не противоречил демократическим нормам нашей Конституции. Вместо Президиума НАНУ и соответствующих органов других государственных академий, которые и поныне выполняют (порой только номинально) административные и контролирующие функции, организовать координационный избираемый Национальный научный совет по каждой профессии.
Исключить из рядов Национальной академии несвойственные ей прикладные институты, которые также должны остаться государственными и быть подчинены Министерству экономики. Прикладные институты должны существовать благодаря непосредственному сотрудничеству с промышленностью, при случае используя в качестве консультантов коллективы или отдельных сотрудников НАН, которые занимаются фундаментальной наукой.
Институт академиков и членов- корреспондентов в том виде, в каком он достался независимой Украине от советской системы, остался как рудимент той тоталитарной системы, от которой отказались страны бывшего социалистического лагеря. Поэтому следует ликвидировать этот институт, и лишить ежемесячных надбавок к зарплате всех членов государственных академий, превратив последние в общественные научные организации.
Сохранить в государственной собственности совокупность академических бюджетных учреждений, запретив любую приватизацию их имущества, включая земельные участки.
Запретить участвовать в конкурсах на замещение руководящих должностей в науке и образовании бывшим государственным служащим и депутатам в течение пяти лет после увольнения с государственной должности или после окончания депутатского срока.
Все минимально необходимые административные и регулирующие финансово-хозяйственные функции обеспечения деятельности научными институциями возложить на соответствующие отделы Министерства науки и образования. Профессиональный надзор за научной деятельностью должны осуществлять Национальные научные профессиональные Советы, работающие на общественных началах.
В рамках государственного регулирования обеспечить обоюдную финансовую выгодность сотрудничества ученых НАНУ и научно-преподавательского состава высших учебных заведений с тем, чтобы повысить уровень руководства студенческими научными работами и обеспечить своевременную должную кадровую замену в коллективах НАНУ.
Прекратить порочную практику защиты диссертаций государственными деятелями, служащими и бизнесменами, запретив ученым советам даже рассматривать такие работы.
Упразднить доплаты государственным служащим и политическим деятелям за научную степень. Отделению политики от бизнеса должно соответствовать законодательно урегулированное отделение административно-государственной деятельности от конкретной научной деятельности.
Для реализации приведенного здесь неполного перечня мер (список их, конечно, увеличится при детальном обсуждении проблемы) необходимо создать соответствующую правительственно-парламентскую комиссию с привлечением широких кругов ученых, которые активно работают в науке, имеют высокий индекс цитирования и опыт работы в ведущих зарубежных научных центрах.
Владимир КУЗНЕЦОВ, доктор философских наук,
Иван КАШУБА, доктор физико-математических наук,
Владислав ОЛЬХОВСКИЙ, доктор физико-математических наук,
Владимир ЕРМАКОВ, доктор физико-математических наук,
Лариса БРИЖИК, доктор физико-математических наук,
Александр ЕРЕМКО, доктор физико-математических наук,
Александр ХОМРА, доктор географических наук,
Владимир ШКОДА, доктор философских наук