Эксперимент начался с апреля. Полтавская область хорошо проявила себя во время реформы первичного звена медицинской помощи, здесь высокие показатели подписания деклараций с семейными врачами, и, как говорят в Министерстве здравоохранения, хорошо налажено сотрудничество между медиками и местными органами власти. Поэтому в ведомстве решили воплотить пилотный проект по реформированию вторичного и третичного уровней медицинских услуг именно здесь. Теперь это будет иметь другое название — стационарная помощь. Эксперимент будет длиться до конца года. Его цель — выяснить, сколько стоят услуги, которые предоставляют узкие специалисты и стационарные отделения, чтобы с 2020 года внедрить такую систему по всей стране.
ВЫИГРЫВАЕТ САМЫЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ
«Сейчас финансирование происходит таким образом: два одинаковых отделения разных больниц по субвенции получают одинаковое финансирование от государства. Однако в одном делают, к примеру, 200 операций, а в другом — 20. Мы делаем так, чтобы заведения получали деньги за услуги, а не за сам факт их существования. Тот, кто работает, создает условия, имеет хороших специалистов и такое же отношение к пациентам, — тот выигрывает. К сожалению, кто-то проигрывает. За пару лет мы должны полностью перейти на систему уплаты за услугу», — объясняла и.о. министра здравоохранения Ульяна СУПРУН во время рабочего визита на Полтавщину.
Заместитель министра здравоохранения Павел КОВТОНЮК раньше комментировал, что реализация пилотного проекта подкреплена соответствующими расходами в госбюджете на 2019 год. Порядок реализации пилотного проекта в феврале утвердило правительство. Поэтому все готово, чтобы изменять финансирование медицины и чтобы деньги ходили за пациентом.
ИЗМЕНЕНИЕ НАЗВАНИЯ
Перечень заведений, которые принимают участие в эксперименте, указан в правительственном постановлении о старте проекта. Первое, что они должны сделать, — изменить название и статус. Это самое делали заведения первичного звена год назад. Потом нужно заключить договоры с Национальной службой здоровья Украины. В правительственном документе для каждого заведения-участника пилота расписаны тарифы за услуги, средства на которые он будет получать от НСЗУ на протяжении года.
Сумы разные — от шести до 15 тысяч гривен за каждую услугу. Как идет речь в объяснительной записке к правительственному постановлению, это зависит от данных о предыдущих годах деятельности и суммы финансирования медицинской субвенции. Базовый размер ставки за пролеченный случай составляет 1 623 гривны.
А дальше учитываются коэффициенты в зависимости от тяжести случаев и использованных для лечения ресурсов. Стоит понимать, что это приблизительные расчеты для медицинских заведений Полтавской области. После завершения пилота вполне вероятно, что будет идти речь о другой тарифной сетке, которую распространят на другие регионы.
ФИНАНСОВЫЙ СТИМУЛ
Чтобы понять, как все это будет работать в реальности, «День» обратился за разъяснениями к полтавским медикам. К сожалению, не все готовы комментировать новации. Так, директор коммунального некоммерческого предприятия «Миргородская центральная районная больница» Ярослав БУДНЫЙ отметил, что пока работают без и посоветовал обратиться за комментариями через несколько дней. Кто-то обещал перезвонить потом, и том закончилось.
Зато директор коммунального предприятия «Вторая городская клиническая больница Полтавского городского совета» Евгений ИЩЕЙКИН рассказал, что к реформе возглавляемое им заведение приобщилось с первых дней апреля, даже уже получили деньги от Нацслужбы здоровья. Позитивное настроение, как говорят, половина успеха. Заведение уже изменило статус из районной больницы на коммунальное предприятие, что позволяет финансироваться не только из городского бюджета, но и от Национальной службы здоровья на основании заключенного соглашения.
«НСЗУ проанализировала наши материальные расходы за январь-февраль, а теперь профинансируют нас дополнительно, что позволит лучше лечить больных, — поделился Евгений Ищейкин. — С 1 июля начнем тесно сотрудничать с первичным звеном. Нам будут проплачивать направления пациентов за 54 нозологиями. Все направления на прием к узкому специалисту от семейного врача будут осуществляться в электронном варианте. Пропорционально к этому будет разработана ценовая политика — какая же цена определенной медицинской услуги. И Национальная служба здоровья будет перечислять эти суммы средств за консультативный прием нашим узким специалистам, что улучшит материальное состояние врачей».
УДЕРЖАТЬ МЕДПЕРСОНАЛ
По словам медика, сейчас зарплата санитарки, медсестры высшей категории, врача-педиатра первой категории и врача-хирурга второй категории одинакова — 4 173 гривни. «Санитарка и медсестра получают доплату, врач зарабатывает эти деньги за счет своей категории, но такое уравнивание — парадокс, — акцентирует Евгений Ищейкин. — Сейчас нам недостает 46 медсестер. Люди это понимают, берут дополнительные часы работы. Но все ожидают повышения зарплаты, чтобы к работе был материальный интерес. Основная цель этих изменений — удержать медработников. Мы недавно агитировали выпускников медицинского колледжа приходить к нам на работу медсестрами, то никто не пришел».
Поэтому главный плюс изменений — лучшие зарплаты медработникам. А что же получит пациент? Например, в настоящее время, попадая в стационар, человек получает перечень лекарств, которые нужно купить за собственные средства. Эта система останется и в дальнейшем, отметил наш собеседник. Выдавать смогут лишь медикаменты, закупленные за бюджетные деньги.
ВЫГОДА ДЛЯ ПАЦИЕНТА
Впрочем, директор коммунального некоммерческого предприятия «Решетиловская районная больница» Юрий ЧЕРКУН уверен, что пациент никоим образом не проигрывает от медицинской реформы. По его мнению, Нацслужба здоровья гарантирует каждому человеку необходимый пакет медицинской помощи. Врач подчеркивает слово «необходимый», говорит, есть немало случаев, когда пациент обращается к врачу не так с проблемами, как с пожеланиями, что бы хотел от него получить.
«Такое «хочу» отвечает бумажнику пациента. Гарантировано — значит бесплатно. Это стационарное лечение по необходимости, все безотлагательные состояния, государственные программы и тому подобное, — продолжает Юрий Черкун. — Если человек среди ночи попал в ДТП или у него инфаркт, то стентирование он получит бесплатно. Хотите лучший стент — покупайте, вам бесплатно его доставят. То есть то, что крайне необходимо, человек получает. Не может быть лучшее качество за малые деньги. Систему нужно изменять, и заодно — изменяться самому».
«В настоящее момент мы учимся работать в новых условиях. Сокращение штата, может, и будет. Меня тоже об этом спрашивают мои сотрудники. Мы планируем развивать хосписную помощь, то есть, будем привлекать персонал в других направлениях и заодно развивать заведение, — рассуждает Юрий Черкун. — Нам нужно не просто пристроиться, а найти коммуникацию внутри коллектива, с заведениями вокруг, с теми, кому мы эти услуги будем предоставлять, с обществом, с городским и районным советами. Такая коммуникация даст нам возможность выживать».
P. S. После того, как номер ушел в печать, редакция получила еще несколько ответов от областных советов. Так, в Запорожском облсовете сообщили, что распределение субвенции из местного бюджета утверждено решением председателя облгосадминистрации еще 28 марта. Речь идет о почти девяти миллионах гривен. А вот о распределении именно государственной субвенции на сумму 36 миллионов гривен в письме ничего не сказано.
В Волынском облсовете объяснили, что в их области право распоряжаться государственными субвенциями передали Волынской ОГА. А та, в свою очередь, еще не вносила необходимые изменения в областной бюджет.