С нового года Минздрав полностью пересмотрит свою политику в отношении государственных закупок. Речь идет о конкурсных торгах, которые периодически проводит министерство, дабы определить, по их мнению, самого достойного поставщика необходимых препаратов или оборудования. Новаторство, по словам главы тендерного комитета, заместителя министра здравоохранения Владимира Загороднего, будет заключаться в сроках. Раньше, к примеру, конкурс не начинали до утверждения государственного бюджета и целевых программ. Пока же «утрясалась» платежеспособность министерства, назначались и проводились торги — непосредственно поставки могли начаться не ранее ноября- декабря. Понятное дело, такой механизм далеко не всегда устраивал пациентов. И вот теперь Минздрав заявляет, что все будет иначе. Информация от регионов собрана — потребности ясны. Другими словами, ничто не препятствует тому, чтобы уже в первом квартале 2005-го инсулины, противотуберкулезные препараты и вакцины попали к тем, кто в них нуждается. Сегодня министерство уже начало процедуру торгов и сразу после принятия Закона о госбюджете, как планируется, будут названы их победители.
На созванной по этому поводу пресс-конференции представители тендерного комитета, разумеется, не могли не поделиться своими успехами. По их мнению, в последние годы возрос объем и соответственно количество тендерных заявок. Торги стали открытыми, средства выделяются вовремя и в полном объеме. Все это позволило в нынешнем году, помимо медикаментов, закупить оборудование для лечебных учреждений на сумму более 157 миллионов гривен. Впервые были закуплены самые современные томографы, системы магнито-резонансной диагностики, обогрева новорожденных и т.д. По мнению В. Загороднего, торги, проводимые Минздравом, отличаются еще и демократичностью. Об этом свидетельствует количество жалоб на их организацию. За десять месяцев этого года из общего числа процедур (478) было обжаловано всего 68. Да и то Хозяйственный суд признал, что все торги были проведены в соответствии с законодательством.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что околотендерные вопросы в этом году все больше ассоциировались со скандалами. Достаточно вспомнить историю с Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Конфликт с этой международной организацией-донором возник по причине разных взглядов на закупку препаратов антиретровирусной терапии. Как затем объясняли в Минздраве, фонд настоятельно рекомендовал закупать препараты у определенной структуры. Но проведенный в Украине тендер выявил другого победителя, закупка препаратов у которого сэкономила бы 1,5 миллиона долларов. Именно этот факт и вынудил правление Глобального фонда к резким высказываниям в адрес министерства.
Но если в этой истории потребители лекарств не пострадали, то в другой, связанной с онкопрепаратами, последствий избежать не удалось. Напомним, что одна из структур подала иск на министерство, мотивируя это тем, что торги не соответствовали законодательству. Пока шло судебное разбирательство (оно, к слову, закончилось в пользу Минздрава), в больницах закончились бесплатные онкопрепараты. В них нуждались ни много ни мало 800 тысяч украинцев.
А незадолго до этого инцидента было заявление Генпрокуратуры. В нем значилось, что в Минздраве зафиксированы случаи, когда тендерные предложения предоставлялись одновременно по одинаковым препаратам, одного производителя и с незначительным различием в цене. При наличии у победителей тендеров оборотных средств от 10 до 150 млн. гривен по итогам работы за год они почему-то отчитывались как неприбыльные или убыточные. Финансовое состояние участников торгов тендерный комитет Минздрава основательно изучать не брался. Более того, он не только допускал к участию, но и почему-то признавал победителями убыточные и обанкротившиеся предприятия.
Словом, несмотря на очевидный прогресс в плане закупок и торгов, «скелет в шкафу» в этом вопросе у Минздрава все же имеется. «Министерство никогда не имело столько ресурсов. Посему контролирующие структуры полностью правы в том, что проявляют к нам повышенный интерес», — заявил глава тендерного комитета. Более того, по мнению В. Загороднего, как ни парадоксально, но скандалы — это для министерства своеобразная школа, которая учит быть ответственнее.
Имеется и еще один плюс. Как в разговоре с «Днем» не без доли иронии отметил В. Загородний, «конечно, неприятно, что мы не могли найти общий язык с Глобальным фондом. Зато до этого в Украине еще никогда так много не говорили о проблеме ВИЧ/СПИДа».