У этой семьи есть поражающая сила духа, взаимная поддержка, светлая радость, удивительные знаки и бесконечная вера в себя и перемены к лучшему. Нет только требований к государству или обвинений. Даже их простой ежедневный труд вдохновляет больше многих слов.
ВЫХОДИТЬ НА МАЙДАН В ДОНЕЦКЕ БЫЛО СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ГДЕ-ЛИБО
День в семье донетчан Юрковых, которые сейчас живут в хатенке на окраине Краматорска, начинается в шесть утра. Они готовят продукты, делают засолку и вакуумацию. В полдевятого рабочий хозяйства Василий привозит свежее молоко, которое разливают и пастеризуют. «В первый год работы нам было намного тяжелее, мы вставали в четыре, потому что Василия с нами еще не было, и за молоком мы ездили сами, это 70 километров в одну сторону, дороги сельские, понимаете. Почему так далеко? Мы очень требовательны к качеству молока, берем только после экспертизы, ближе не нашли», — объясняет 50-летняя Людмила Юркова. Вместе с мужем Владимиром и 39-летним братом Сергеем Долгопольским они изготовляют молодые живые сыры «ручной работы» под веселым названием «Скажи Cheese». В настоящее время насчитывают с десяток видов: есть сыр с укропом и базиликом, с грецким орехом и кунжутом, с паприкой и оливками, и даже халлуми — кипрский мятный сыр, который можно жарить. Выделяет эту украинскую трудолюбивую семью то, что они переселенцы из Донецка, которые одновременно потеряли крышу над головой и работу. И этот приятный и душистый экологический бизнес начали с полного непонимания, как выжить и... с 600 гривнами на троих.
До войны все они были наемными работниками, кто в ландшафтном дизайне, кто в научном институте. Зимой 2013—2014 года стали активистами донецкого Евромайдана, ездили на Майдан в Киев и Харьков. Сергей, бывший дзюдоист, попал под нападение «титушек» в харьковском книжном Магазине «Є» 11 января 2014 года, где он стоял в охране форума Евромайданов. Людмила уверяет, что, в сравнении с другими городами, выходить на украинский митинг в Донецке было страшнее всего. «Собиралось где-то 300 человек, и нас окружали гопники с цепями и битами», — вспоминает она. Окончательно Донецк превратился в ад после звериного избиения украинского шествия весной 2014 года при полной бездеятельности милиции, рассказывает Людмила. Сергей поехал в Харьков, а супруги Юрковых остались с больной матерью Владимира, которую невозможно было оставить. «Настроения в Донецке были разные, но многие люди просто не понимали, зачем был Майдан, и сидели дома. И никто не верил, что начнется настоящая война. Думаю, если бы сегодня у донетчан спросили, вышли ли бы они на Майдан, зная, чем обернется их инертность, то вышло бы много людей», — уверена Людмила.
ПУТЬ К СЫРУ
Зимой 2015 года мать Владимира умерла, и уже в марте семья выехала в Краматорск и поселилась на даче, которую построили родители Людмилы. «Успели уехать вовремя, потому что сразу в нашу квартиру ворвались боевики, все разбили. Их разозлили украинские флаги, которые я пошила, ожидая нашу армию», — говорит женщина.
В Краматорске к семье присоединился брат Людмилы Сергей, год проживший в Харькове с друзьями. Вместе родственники начали думать, чем заняться, выдвигать разные идеи. «Был момент, когда я просто спрашивала куда-то в небо: Боже, я не знаю, что делать. Подскажи!» — рассказывает Людмила. Такой подсказкой она считает внезапное предложение Сергея варить сыр. К тому же их бабушка, которая жила в Винницкой области, работала в молочной промышленности, и вкус настоящих молочных продуктов в семье знали с детства. Однако предложение сначала отклонили, потому что, узнав на рынке цены на сыр и молоко, решили, что производство не окупится, поэтому попробовали заняться фермерством, пробовали делать колбасу и сало.
Через пару месяцев — и опять неожиданно — Юрковым позвонили и спросили, есть ли у них сыр. «Это были продавцы с рынка, которым мы оставили свой телефон, когда выясняли цены. И вдруг Сергей ответил, что сыр есть — хотя его не было! И пообещал к выходным привезти. Ничего не оставалось, как выполнить обещание», — смеются сестра с братом. Появилась почти невыполнимая задача: найти молоко по 5 гривен за литр, потому что в среднем продавалось по 9. И случилось чудо — приехав в соседнее село, они нашли молоко именно по 5 гривен и смогли купить 10 литров. К выходным на кухне сварили первую головку домашнего сыра, которую и отвезли заказчикам. В следующий раз купили уже 15 литров молока для двух головок. Так с мизерного вложения началось производство экологического сыра, который сегодня продается не только в Краматорске и Славянске, но в Киеве, Харькове и Трускавце. Только осенью 2015-го семья получила грант в тысячу долларов от чешской благотворительной организации, за этот счет купили пастеризатор, вакууматор и другое оборудование. Сегодня семья производит от 150 до 180 кг сыра в неделю, учится делать твердый сыр и реконструирует одно из помещений под «настоящую полноценную сыроварню». «Интересно, что наши самые первые клиенты, которые фактически подтолкнули начать производство, и до сих пор работают с нами», — отмечает Сергей.
СТРОИТЬ УКРАИНУ, СДЕЛАВ КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ
«Изготовление сыра — это чрезвычайно прекрасный процесс! — отмечает Сергей. — Это продолжение жизни молоку. Даже на годы». Двумя главными рычагами, которые повлияли на выбор именно этого бизнеса, в семье называют наслаждение от процесса производства и возможность делать натуральный продукт, потому что промышленные сыры по большей части делают из сухого молока и добавляют химию. Также это производство является средством изменить страну к лучшему, уверены Юрковы. «Я не могу воевать, — качает головой Людмила. — Не могу взять в руки оружие, защищать страну, но я могу построить новую Украину тем, что делаю качественный продукт». Именно поэтому сыроделы готовы передавать секреты производства всем желающим, потому что верят — чем больше людей будут заниматься подобным производством, тем скорее страна расцветет.
С этим согласна глава харьковской волонтерской организации «Атаптаційно-культурний центр» Евгения Левинштейн, утверждая: «Те из переселенцев, кто двигаются — все добиваются успеха!». Глава АКЦ, которая полтора года проводила адаптационную программу по самозанятости и микробизнесу рассказала, что из двух тысяч переселенцев из Донецкой и Луганской областей, которые проходили тренинги и обучения под руководством тренеров и настоящих бизнесменов, почти половина смогла реализовать свои проекты. «В конце программы мы устроили бизнес-форум, где участники защищали свои бизнес-планы. И ориентировочно 800 человек получили мини-гранты на открытие микробизнеса или для повышения квалификации — это почти половина участников! Теперь они успешно работают, зарабатывают себе на жизнь. Уже известна козья ферма переселенцев в поселке Студенок, чебуречные, сеть парикмахерских, гусиная ферма. Эти люди не только не опустили руки, но предоставляют качественные услуги, производят хорошие продукты, поднимают уровень жизни других».
Удивительно, но Людмила Юркова считает, что война в Украине изменила ее сознание к лучшему: «Я в настоящее время понимаю, что я могу зарабатывать и развивать бизнес — а что мне мешало быть предпринимателем в Донецке? Только уровень сознания. Там я была наемным работником, хотя и мечтала о своем деле. Именно война и страдание сделали из меня предпринимателя».
Также в семье, которая, кроме развития собственного бизнеса, помогает стать на ноги в новом городе другим переселенцам, и поддерживает воинов АТО, уверены: «Нас спасает то, что мы помогаем другим. И чем больше отдаешь, тем больше приходит!» Эта простая истина является рецептом счастья не менее ценным, чем секреты экосыра.
Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство иностранных дел Канады