Беседа с Лаймой ГЕЙДАР сначала показалась похожей на исповедь, а потом на призыв к переменам — причем немедленным. Женщина пятый год работает фельдшером в бригаде скорой помощи. По ее словам, медицинское образование получила в романтическом порыве, потому что потом ни дня по специальности не работала. Зато использовала полученные знания в журналистике и пиаре. В частности, руководила просветительской кампанией в медиа о распространении туберкулеза и сотрудничала с «Всеукраинской организацией людей, живущих с ВИЧ/СПИД».
ИСПОВЕДЬ ФЕЛЬДШЕРА
Во время Евромайдана женщина стала врачом-добровольцем. Собственно, начало военных действий на Востоке и оккупация Крыма привели ее на порог подстанции скорой помощи возле своего дома, где приняли на работу без лишних хлопот. Теперь медик откровенно рассказывает общественности обо всех плюсах и минусах скорой помощи и ее реформирования. Минусов пока собралось больше, чем преимуществ.
«Реформа скорой помощи началась в 2012 году. Тогда готовился большой пакет документов, который вылился в Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи». В нем прописано, на какие вызовы должны выезжать, какие виды оборудования должны быть, какая форма одежды, структура, границы ответственности и т.п., и данный закон нужно просто выполнять, — утверждает Лайма Гейдар. — Например, не выезжать на непрофильные вызовы, а их у нас 90%. Нам обещают убрать врачей, а вместо них готовят парамедиков, которых учат только в Тернопольском национальном медицинском университете. То есть людей с высшим образованием в выездных бригадах не будет, врачи должны ждать пациентов в больнице, которой пока не существует».
«В настоящий момент у нас работает система, когда врачи доставляются к пациенту, а предлагается система наоборот — пациент едет к врачу, — продолжила фельдшер. — При этом оборудование остается старым, зарплаты низкие, у меня ставка — 2900 гривен, но с начислениями за интенсивность труда и т.п. имею на руки 4200 гривен. И эти надбавки могут снять из-за любой мелкой жалобы от пациентов. Работа на «скорой» сейчас — как неволя, узаконенное рабство».
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИСПЕТЧЕРСКИЕ
Министерство здравоохранения обещает, что вскоре для работников «скорой» наступят лучшие времена. В этом году в Киеве и еще пяти областях (Винницкой, Донецкой, Полтавской, Тернопольской и Одесской) начался пилотный проект реформы службы скорой помощи. В государственном бюджете на 2019 год на него предусмотрен один миллиард гривен, а в целом на реформу экстренной медицинской помощи в этом году выделено около шести миллиардов гривен.
Из запланированного — службу окончательно разделят на экстренную и безотлагательную. Вместо фельдшеров в каретах «скорой» (несмотря на длительные дискуссии в медицинской среде) все-таки будут работать парамедики, которые будут отвечать за жизнь больного по дороге в больницу. Также в рамках пилотного проекта предусмотрена закупка 70% от потребности специализированного санитарного транспорта; программа подготовки инструкторов для повышения квалификации лиц, задействованных в работе системы экстренной медицинской помощи в соответствии с мировыми стандартами; повышение уровня оплаты труды сотрудников, которые пройдут повышение квалификации; закупка специального оборудования и манекенов для учебно-тренировочных симуляционных центров; создание единых региональных оперативно-диспетчерских служб и внедрение унифицированных современных отраслевых стандартов диспетчеризации.
Как происходит информатизация службы экстренной медицинской помощи, недавно описывал на своей странице в «Фейсбуке» руководитель проекта по оптимизации работы оперативно-диспетчерских служб Минздрава Роман ЛАНСКИЙ. По его словам, сейчас создано 14 областных диспетчерских служб, которые присоединяются к единой электронной системе «Централь-103». В планах — появление еще 11 таких служб. Электронная система позволяет автоматически подбирать бригады, которые должны выезжать на вызов пациента. Время на обработку вызова хотят сократить с трех-пяти минут до одной. А скорая, по информации Минздрава, должна прибыть за 9—12 минут вместо 20.
Но не все регионы, даже имея необходимые средства на счетах, успешно присоединяются к системе «Централь-103». «Есть несколько областей, где деньги выделили, начали строительство, но на каком-то этапе возникли нетехнические проблемы, — описывал Роман Ланский. — Одна из них — Ивано-Франковская. Уже около года областная диспетчерская служба находится на финальной стадии запуска — подключение электросети. Область сама выделила средства, руководство центра оборудовало замечательное помещение, со всей техникой, серверной и т.д., достаточно лишь несколько недель технических работ и можно запускать, но нет. Мы приехали в гости в Ивано-Франковск, собрали всех ключевых лиц в этом процессе, чтобы разобраться в ситуации. Все оказались открытыми к сотрудничеству, обсудили проблемы, определили ответственных и разработали детальный календарный план по запуску диспетчерской, через полтора месяца (до 15 сентября) должны перерезать ленту».
ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В Минздраве отметили, что изменения зацепят не только диспетчерскую службу. После реформы «скорой» при каждой больнице будет создано отделение, в котором пациент сможет получить помощь круглосуточно. Также будут пересмотрены протоколы оказания экстренной медицинской помощи. Кстати, медики «скорой» уже работают с американскими протоколами. По словам Лаймы Гейдар, их просто перевели на украинский язык, но не адаптировали к нашим реалиям, иногда указанные в протоколе препараты не используются в Украине.
В целом обещания министерства, несмотря на длительные разъяснения, как же будет внедряться реформа «скорой», до сих пор кажутся медикам полуреальными. Как объяснял ранее СМИ Олег ПАНАСЕНКО, глава Свободного профсоюза медицинских работников Украины, концепция реформы экстренной медицинской помощи далека от практики: «Так и осталось неизвестно, зачем фельдшеров по медицине неотложных состояний вместо учебы и совершенствования их навыков убирать из выездных бригад и заменять их на парамедиков. Вся эта бессмыслица связана с тем, что концепция разрабатывалась без представителей отраслевых профсоюзов, профильной ассоциации и непосредственно без практических специалистов самой службы экстренной медицинской помощи».
Как добавляет Лайма Гейдар, теперь она может выполнять все те же функции, что и парамедик, за пять лет работы фельдшером научилась всему. Заодно спрашивает, кому больше будет доверять пациент, вызвав «скорую» домой: парамедику, за плечами которого несколько месяцев учебы, или врачу с высшим образованием?
«В Минздраве думают, что парамедики решат все проблемы, но люди придут работать на убитые машины со старым оборудованием. Кадров нет, еженедельно увольняются люди и выезжают за границу, — добавляет наша собеседница. — Работаем круглые сутки. Бывает, что фельдшера выезжают одни на вызовы, что вообще запрещено. Люди умирают на работе от инсультов, потому что постоянно находятся в состоянии стресса. Например, после смертельного случая в Польше бригада «скорой» отпускается домой и обязательно консультируется с психологами. Нам тоже нужно научиться беречь и ценить людей».