Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сломать границы равнодушия

Как в столичном Музее Ханенко работают с людьми с особыми потребностями
1 мая, 2016 - 15:51

В украинском обществе до сих пор существует стена, изолирующая инвалидов. Они, фактически, отторгнуты социумом, даже несмотря на то, что в законе указано — эти люди обладают всеми правами, закрепленными Конституцией Украины. Однако в реальной жизни люди с травмами или врожденными болезнями, которые не способны самостоятельно передвигаться, полноценно общаться и принимать решения, существуют за пределами «нормальной жизни», что неприемлемо для цивилизованного общества. Поэтому специалисты разрабатывают программы реабилитации, и среди эффективных шагов, которые предназначены помочь человеку с инвалидностью осознать себя как личность и адаптироваться в социуме — арт-терапия.

В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко уже несколько лет работает программа арт-терапевтических сессий для развития микросоциума лиц с интеллектуальной недостаточностью «Музей гуртує». Инициировала проект всеукраинская общественная организация «Коалиция защиты прав инвалидов и лиц с интеллектуальной недостаточностью», а спонсорскую поддержку обеспечил фонд Рината Ахметова «Развитие Украины». Программа «Музей гуртує» имеет несколько составляющих: встречи с волонтерами, шесть комплексных арт-терапевтических сессий с интерактивной тематикой, экскурсия на 40 минут и творческое задание — прототипом стала аналогичная канадская программа.

Почему именно музейная среда признана лучшей для адаптации людей с особыми потребностями? Специалисты отмечают, что одной из основных функций современного музея является коммуникация, которая имеет в основе традиционные составляющие: образование, воспитание и рекреацию. Несколько лет назад музей подключился к международной украинско-нидерландской программе «МАТРА», состоящей из серии тренингов по современному музейному менеджменту и практик в работе с посетителями — последние включают в себя и программы для людей с инвалидностью.

Координатор украинского оргкомитета программы «МАТРА», заместитель генерального директора Музея Ханенко образовательных программ и коммуникаций Анна РУДЫК очертила ситуацию: «Мы в ответе за то, насколько музей полезен людям, как может измениться жизнь особенных людей благодаря колоссальным культурным ресурсам музея. Работа с особой аудиторией началась в 2008 году, когда мы создавали программу для детей со слабым зрением. Вскоре поняли, что в первую очередь необходимо работать с так называемыми вторичными отклонениями: дефицитом внимания, рассеянностью, быстрой утомляемостью. Потому что дети с физическими или сенсорными нарушениями часто имеют ту или иную степень нарушения развития интеллекта. Другое дело, если инвалидность приобретена в старшем возрасте — тогда речь должна идти о подстраивание в коммуникации. Современные медицинские технологии позволяют детям со слуховыми протезами учиться наравне с другими, но дорогой имплант не всем по карману. А другие варианты адаптации — слуховые аппараты или язык жестов — требуют уже от нас специального подхода к занятиям с ребенком, серьезной адаптации программ и методик».

Сегодня Музей Ханенко предлагает детям и взрослым с инвалидностью несколько специальных программ. «Объединяет их то, что все они — своего рода «конструкторы», состоящие из наших знаний об определенном нарушении и современных подходах к компенсации этого недостатка, а также из различных музейных идей, сюжетов и сценариев, наработанных за последние годы, — комментирует Анна РУДЫК. — На этой основе под каждого ребенка, семью или группу семей мы продумываем конкретный сценарий занятия. Последняя наша разработка — программа «Мой добрый Дракончик» для семей с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, а также для детей с синдромом Дауна. На эти занятия приходят до пяти детей с родителями или другими сопровождающими взрослыми. Мы разработали короткий и предельно простой рассказ с картинками о том, кто ждет ребенка в музее. Главный персонаж — дракон, которого укротил святой Георгий, ведь у нас в музее есть два экспоната, посвященных этому герою. Дракончик игрушечный, и ребенок может прикоснуться к нему, прижать к себе, а это очень важно для человека с сенсорными нарушениями».

Главная задача музейных программ для людей с инвалидностью — поддержать ситуацию позитивного взаимодействия. «Когда дети со взрослыми приходят в музей, мы начинаем знакомиться с ними с самого входа, стараемся пообщаться с ними не только словами, но и физически, тактильно: протягиваем руку, реагируем на объятия, всеми способами демонстрируем нашу радость и удовольствие от встречи и открытость к взаимодействию и дружбе, — продолжает Анна РУДЫК. — Важно понять, что на настроение гиперчувствительного ребенка влияет все: погода, усталость от пути из дома в музей, свет, цвет, звуки. Поэтому нужно быть открытым к любому повороту, главное — сохранять искреннее намерение поделиться своей положительной энергией. Такие особые музейные встречи происходят по заявкам семей или целых групп в понедельник или вторник, когда музей закрыт для широкой публики. Время и все другие обстоятельства оговариваются отдельно для каждой группы детей. Занятия бесплатные».

Кстати, зарубежные музеи предлагают разнообразные программы также для членов семей людей с инвалидностью, волонтеров и работников соцслужб — то есть для всех, кто ежедневно заботится о людях с особыми потребностями. Ведь важно помочь этим людям восстановиться после длительной, психологически тяжелой работы. Известно, что подобный проект для людей, которые ухаживают за инвалидами, в 2004 году запустил Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА).

Важно, что украинские музеи уже делают практические и эффективные шаги для реальной помощи людям с инвалидностью. Опыт специалистов подтверждает, что человек, который прошел арт-терапию, больше готов к общению с окружающим миром. Кроме этого, необходимо создавать условия для того, чтобы украинские культурные учреждения вводили специальные тренинги, арт-терапевтические программы, экскурсии и мастер-классы. Ведь в Украине должно быть все для комфорта людей с особыми потребностями: программы социальной адаптации, условия для реального трудоустройства, психологическая помощь, таблички с надписями на шрифте Брайля и приспособления для передвижения на инвалидных колясках: пандусы и лифты, специальные туалеты и т. п.
 

Елена ШАПИРО, Фото предоставлены Национальным музеем искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ