Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

10 октября, 2003 - 00:00

АКЦИЯ — обобщающее название для всех видов действия в актуальном искусстве и политике, таких как перформенс или хеппенинг. В А. содержанием и формой художественного произведения становится жест, провокация и реакция публики. Первые идеологически обоснованные А. предпринимали футуристы и дадаисты в 1910—1920 гг., чуть позже — сюрреалисты. После войны А. была взята на вооружение политико- культурной организацией «Ситуационалистский интернационал» во Франции, а с наступлением 1960 хданный способ манифестирования вошел в повседневный обиход любого уважающего себя радикала. В искусстве, помимо массового распространения перформенсов и хеппенингов, это привело к появлению такого направления, как живопись действия (наиболее яркие представители — Дж. Поллок, Ив Клейн, Р. Мазеруэлл, Ж. Матье, японская арт-группа «Гутай»). Последняя ставит в центр внимания не законченное произведение или объект, а сам процесс живописания, способ работы художника, его жесты перед холстом. Для создания картины здесь используются различные, подчас самые неожиданные предметы, кисть может быть заменена и человеческим телом самого художника либо натурщика. Органичной частью А. является текст: пространные комментарии у художников, прокламации у политиков, манифесты и у первых, и у вторых.

С легкой руки ситуационалистов А. заняла заметное место и в политической практике, заметно потеснив более привычную форму многолюдной демонстрации. Многие А. протестантов независимо от их воззрений зачастую выглядят как артистические действа. Цель подобной театрализации — вызвать возможно более широкий отклик в СМИ и социуме малыми силами, за счет продуманной режиссуры; политические акционисты взывают не столько даже к гражданскому сознанию либо убеждениям зрителей, сколько к их эстетическому чутью или просто чувству юмора. Именно благодаря точным и эффектным А. во второй половине 1980 гг. достигла феноменальной популярности украинская организация «Лучи Чучхе»; А. «кулинарного терроризма» позволяют, несмотря на репрессии со стороны власти, удерживаться в центре внимания Национал-большевистской партии в России.

Ужас, безобразие либо восторг, красота тех или иных А. — суть бесконечные акты одного и того же социокультурного трагифарса, призванного спровоцировать, пусть кратковременный, сбой в намного более могущественном и унылом спектакле повседневности.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ