На титульных листах нескольких весьма интересных изданий этого года можно увидеть надпись: «Институт религии и общества». В частности, вскоре состоится презентация большой, красиво оформленной и очень актуальной книги «Знаки времени» (подзаголовок «О проблеме взаимопонимания церквей»). С просьбой ознакомить наших читателей с работой этого Института корреспондент газеты «День» Клара ГУДЗИК обратилась к его директору Мирославу МАРИНОВИЧУ. Предлагаем нашим читателям рассказ г – на Мариновича:
— Прежде всего отмечу, что наш институт является не учебным, а научно-исследовательским заведением. Он создан при Львовской богословской академии (ЛБА) и отвечает за так называемый «общественный» сектор религиозной жизни в стране. Отмечу, что организационно институт является попыткой распрощаться с бывшей привычной моделью научно-исследовательского заведения, действовавшего по принципу: «Большой штат — мало работы». Мы утверждаем модель современную: штат малый, работы много. Поэтому пока что в нашем институте работает только четыре человека, и в ближайшие годы штат, разве что, удвоится. Раздувание штатов, впрочем, сдерживается не в связи с какой-то там концепцией, а в связи с существованием финансового «поводка». Ведь мы работаем только над теми проектами, которые удалось профинансировать. Остальное описывать нет надобности, поскольку среди читателей вашей газеты наверное найдется немало товарищей по «мытарствам грантоискания».
Немного из истории молодого института. Его крестным отцом стал вице-ректор Львовской богословской академии (ЛБА) о. Борис Гудзяк, в сентябре 1997 года предложивший мне возглавить его, а точнее сказать — создать. Такой выбор, в частности, был мотивирован тем, что тогда я как раз закончил стажировку в Колумбийском университете в Нью-Йорке по программе «Религия, права человека, религиозные свободы». Институт, однако, не был вылеплен «под человека», поскольку идея его создания это лишь часть более широкого — замысла: превращения Львовской богословской академии в Украинский католический Университет, над чем работает сегодня ректорат ЛБА. Вышло так, что концепция института, будто ключ к замку, подошла к сфере моих личных интересов. Поэтому приглашение принял не сомневаясь.
Название института вызрело как-то сразу, поскольку и о. Борис, и я видели в нем посредника между религиозным и секулярным мировоззрениями. Ведь, невзирая на десятилетие относительной свободы, мы в Украине так до сих пор и не протоптали ту «контрольную полосу» между религией и обществом, которую так старательно зачистили и охраняли «бойцы идеологического фронта». С одной стороны, далекие от религии люди даже не подозревают, что Церковь выработала достаточно эффективные средства для помощи человеку в тех его проблемах, в которых он, человек, сегодня глубоко погряз. Так что услышать этот голос Церкви — в интересах самого общества. С другой стороны, человек веры иногда думает сердцем, и как следствие не всегда понимает это «безбожное общество». Не так легко нам, людям, пережившим коммунистические эксперименты, понять провиденциальный смысл прошлого безбожия и секуляризма. Человек веры склонен видеть только изъяны и потери секуляризма, не желая задумываться над его приобретениями. Показательным стал случай, приключившийся в сентябре, во время недавнего Форума христианской молодежи в Киеве. В одной из резолюций, вынесенных на пленарное заседание, был такой тезис: «Признать христианскую веру государственной религией...». Вот мне и пришлось убеждать участников, что такое положение может породить значительно больше проблем, чем решить, а главное — причинить немалый вред евангелизационной миссии самой Церкви!
Точность названия института, впрочем, принесла его сотрудникам определенные трудности. Ведь какую проблему общественного бытия Церкви ни возьми, она так или иначе имеет какое-то отношение к провозглашенной концепции института. Иными словами, институт с таким названием должен бы браться одновременно за все, хотя такой тезис для его директора звучит чуть ли не похоронно. Приходится пока что отказываться от многих важных тем и очень неотложных потребностей, успокаивая свою совесть пресловутым: «лучше меньше, да лучше». Упомянутое напряжение только усилилось, когда институт принял предложение Епископа-помощника Главы Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара «взять под свою опеку» еще и экуменические исследования, пока не будет создан отдельный Институт экуменизма, планируемый Церковью. Поэтому сегодня работа нашего заведения ведется, главным образом, в таких направлениях: популяризация и осмысление социальной доктрины Церкви со всеми ее конкретными проблемами (например, достоинство и права человека, защита жизни, институт капеланства, государственно-церковные взаимоотношения и тому подобное), экуменическая деятельность, содействие мирскому движению и мониторинг событий из жизни Церкви в обществе.
За два года нашей деятельности удалось сделать немало. Первым печатным изданием, на котором появилась надпись «Институт религии и общества», стал сборник «Социальная доктрина Церкви», изданный в 1998 году при содействии Центра Алетти из Рима. В этом году на книжные полки специалистов легла также антология экуменических текстов «Знаки времени», выпущенная в сотрудничестве с Украинско-американским бюро защиты прав человека и Центром гуманитарных исследований при Национальном университете «Киево- Могилянская академия». Это издание для нашей страны является уникальным, поскольку впервые на украинском языке в одном сборнике собраны ключевые материалы по вопросам межцерковного взаимопонимания, материалы, относящиеся к православной, католической и протестантской ветвям христианства. Недавно вышло в свет также издание львовского Фонда св. Владимира «Примирение. Украинцы в Граце», в подготовке которого приняли участие и сотрудники нашего института.
Пытаемся регулярно предавать огласке также материалы семинаров и конференций, организованных нашим институтом. Уже опубликованы стенограммы двух экуменических встреч мирян в рамках темы «Место украинских Церквей в экуменическом процессе», а также доклады студенческой научной конференции «Взаимоотношения между Церковью и государством: противостояние, стена размежевания или сотрудничество?» (Материалы второй студенческой конференции, проведенной весной 1999 года, готовятся к печати.) Готовим к печати также антологию зарубежных переводов по вопросам религиозной свободы, юридических аспектов религиозных прав человека, прозелитизма.
Важным фактом в деятельности нашего института в этом году стал международный научный межрелигиозный семинар «Современное состояние иудео- христианского диалога в мире и Украине», в работе которого приняли участие свыше 30 ученых. Своим участием этот семинар благословили Епископ-помощник Главы Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар вместе с духовенством УГКЦ, Главный раввин Украины Яков Блайх, Главный раввин Западной Украины Мордехай Болд Шломо и другие духовные лица иудейской общины. В истории послевоенной Галичины такая представительная встреча состоялась впервые.
Значительное место в деятельности института занимает лекторская работа перед студентами ЛБА или же в церковных и светских заведениях Украины, а также участие в украинских и международных научных конференциях. По приглашению иерархии УГКЦ я иногда имею честь представлять мирян в составе официальных делегаций на межцерковных встречах. Так что, иногда шутя напеваю: «Причини, Боже, ночі на мої карі очі...»
В дальнейшем наш институт планирует много интересного, но я здесь, скорее всего, осмелюсь быть несколько суеверным и не буду шить «прессовые пеленки» для еще не воплощенных замыслов. Есть одна галицкая поговорка, призывающая к осмотрительности: «Людина мислить, а Пан Біг крислить»...
С уважением,
Мирослав МАРИНОВИЧ