В начале июня отец Виктор находился в Луцке, где сдавал выпускные экзамены в Волынской духовной семинарии. Однако от остальных выпускников его выделяет более взрослый взгляд и священническая важность, ведь служит в приходе полтора года. Причем в таком месте, которое вполне можно назвать «краем света»: на одном из Курильских островов. Эти острова так далеки от Волыни, что расстояние кажется просто нереальным. Но особенность священнического служения здесь еще и в том, что хотя Россия считается православной страной, однако и годы воинствующего атеизма напрасно не прошли. После войны, которую одни называют «Великой Отечественной», а другие — «Второй мировой», первый православный храм на Дальнем Востоке появился лишь в 1992 году. Вот и придется теперь молодому отцу как первым апостолам проповедовать здесь слово Божье...
Служит он в церкви, которая носит имя Святого великомученика Георгия Победоносца. Первая православная община на Курилах зарегистрировалась только в 1996 году, разрешение на служение дали через пять лет, а первый храм на Итурупе, в поселке Горячие Ключи, был построен по всем православным канонам только в 2004 году. Все центральные русские информационные издания тогда сообщали, что деревянный сруб храма изготовлен на Сахалине, а позолоченные купола и кресты привезли из Подмосковья. «Сейчас на Итурупе две православные церкви. Одна в городе Курильске, вторая — в Горячих Ключах. Их купола и кресты служат своеобразными маяками судам, проходящим мимо Итурупа по Охотскому морю и по Тихому океану», — сообщало одно из изданий.
Построил храм российский генерал Юрий Оксенюк, который в отставке занялся рыбным бизнесом по вылову и переработке красной рыбы, а малая его родина — в селе Староселье Маневецкого района. На Курилах ныне находится значительная часть родственников генерала, которые здесь этот бизнес курируют, немало и земляков-старосельчан прибывает туда на путину... Генерал Оксенюк известен в православном мире как активный меценат. И, чтобы его родные и земляки имели духовную связь с родиной, попросил от владыки Нифонта прислать в Итуруп (где треть населения этнические украинцы) воспитанника Волынской духовной семинарии.
На Курилы отец Виктор с матушкой Неонилой отправились сразу после своей свадьбы. Поэтому свадебное путешествие вышло очень романтичным, тем более, что по пути на Курилы за Сахалином попали еще и в тайфун. Чтобы добраться на место назначения, должны поездом ехать в Москву, самолетом через всю «Русь неисходимую» лететь в Южно-Сахалинск, а оттуда на Курилы можно добраться только пароходом за несколько дней. Проживает семья священника в военном городке Горячие Ключи. Собственно такими военными поселениями являются немало Курильских островов, о которых рядовой читатель знает разве то, что на эти острова претендует Япония. Местные православные священники иногда шутят, что если бы произошло изменение территориальной принадлежности, то они были бы уже не под владыкой Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом, а под митрополитом Даниилом, который возглавляет православную церковь в Японии... От Итурупа до «страны восходящего солнца» всего сто километров. Острова омывают Охотское море и Тихий океан. Россияне Курилы начали активно заселять в 1970-х годах, и из первых поселенцев ныне остались процентов двадцать. Остальные — приезжие, которые или охраняют «рубежи Родины», или зарабатывает деньги на вылове и переработке рыбы.
МЕЖДУ ВУЛКАНАМИ И ТАЙФУНАМИ
Из окна квартиры в Горячем Ключе видны традиционные для этих мест сопки и вулканы. Но не вулканы, которые «курят», дали название Курильским островам. «Кур» на языке аборигенов, первых жителей островов айнов, означает «человек». Все же количество вулканов здесь насчитывают десятками, и называет их почтенными именами: Иван Грозный, Богдан Хмельницкий, Добрыня Никитич, Дракон, Мачеха... Здесь невероятно красивые водопады с названиями образца «Борода старого монаха», «Волосы красавицы», «Илья Муромец». На островах бьют гейзеры и минеральные источники, тысячи горячих ключей. В кратерах некоторых вулканов, рассказывает отец Виктор, образовались целебные озера, которые вылечивают от многих болезней.
— Климат суровый, но притягивает. Зимы очень снежные, но не морозные. Большая влажность, лето не очень теплое. Отогреваемся на горячих ключах. Бывало, что люди, которые прожили на Курилах лет пять-шесть, переезжали на материк, но опять возвращались назад.
Однако здешняя жизнь далеко не для всех. Раньше на Итурупе в двух православных храмах — в построенном нашим земляком и в приспособленном из другого помещения — служили монахи. Вот и предшественник отца Виктора служит ныне под Омском, восстанавливая православную обитель. Прекрасная природа и чистый океанский воздух соседствуют с постоянной угрозой землетрясений, цунами, тайфунов, а еще же и вулканы дремлют... Бывают, что земля только дрожит, а бывают такие подземные толчки, что падают книжки и кастрюли. Тогда, говорит святой отец, только молишься Богу, чтобы он уберег.
Самым тяжелым для молодых супругов-священников оказалась не столько оторванность от родной земли (потому что и там свои люди есть), сколько оторванность от семьи и друзей. Телефонные разговоры не могут заменить живого общения. Да и небольшое количество священнослужителей «на один квадратный километр» курильской территории играет свою роль, потому что часто не с кем посоветоваться по чисто производственным вопросам. Приход же особый, многие люди начинают свое служение Богу, как говорится, с чистого листа. Если на Волыни народ не только глубоко верующий, богобоязненный, а еще и достаточно грамотный в богословских вопросах, то отцу Виктору на своем Итурупе придется делать то, чего уже давно не делают его коллеги-священники на Волыни. То есть готовить такие разговоры с людьми, разъяснять элементарные, казалось нам, вопросы о таинствах и обрядах, о церковных праздниках.
САМОЙ СТАРШЕЙ ЖЕНЩИНЕ, КОТОРУЮ ОКРЕСТИЛ, БЫЛО 60
После каждого разговора, который священник из Волыни проводит в каком-то коллективе, с просьбой окрестить к нему обращаются человек четыре-пять. Особенно это касается военнослужащих, хотя высшие чины уже преимущественно окрещены, ибо прошли через войны, ту же Чечню, и осознали, что их спасал только Бог: «Хочу спасти душу» — преимущественно такими словами объясняют свое желание окреститься будущие прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца. Окрещивают людей и в 40, и в 50 лет, а самой старшей, кого отец Виктор окрестил, была женщина 60 лет, и была она еще из первых переселенцев на Курильские острова. Правда, все больше окрещивают и детей. Почти за два года служения Господу на краю земли отец Виктор хоронил лишь четырех своих прихожан.
Вместе с отцом Виктором служит Господу на краю земли и матушка Неонила. Воспитанница регентского отделения Волынской духовной семинарии, она и на Итурупе при храме Георгия Победоносца создала церковный хор. Он еще небольшой, но поет уже красиво. На Курилах родилась и их дочка, которой уже восемь месяцев. В уютном храме висят вышитые рушники, пожертвованные украинскими «заробитчанами». На Пасху церковь была переполнена, стояли и офицеры, и солдаты, и «аборигены», которыми здесь называют уже бывших переселенцев, и, конечно, наши люди, которых праздник застал на Курилах. Так желание российского генерала Юрия Оксенюка, который не забывает о своих украинских корнях и своей вере, способствует тому, что к духовному колодцу, к духовному источнику в построенном им храме припадает все больше людей.