Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смартфон в помощь!

Во Львове говорили о том, как новые технологии могут заинтересовать детей традиционной книгой
22 мая, 2013 - 09:26
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сегодня о детях говорят, что они не читают, что это дети поколения цифровых медиа, которым книжку заменяют смартфоны, компьютеры и планшеты. С одной стороны это так, но с другой — многие ли родители развивают у ребенка любовь к чтению собственным примером? Свежие статистические данные свидетельствуют: 51% взрослых украинцев вообще не читает...

Уменьшение интереса к чтению у детей наблюдается во всем мире. В Великобритании читает каждый третий ребенок, в Германии всего 41% подростков проводит свободное время с книгами, зато с интернетом и телевидением — 91%. Очевидно, и в Украине сегодня вырастает поколение, для которого то, что когда-то называлось технологиями будущего, является реалиями настоящего. И приучая детей к проведению свободного времени за книгой, необходимо это учитывать. Именно этому был посвящен семинар «Промоция чтения среди детей и подростков», который прошел 17 — 18 мая в рамках Львовского международного детского фестиваля на базе проекта «Книжная платформа». Участие в нем приняло 30 библиотекарей из Украины, Армении и Грузии. Современным инструментам промоции чтения их обучали опытные спикеры из Украины, Германии и Польши.

ОТ СМАРТФОНА — К БУМАЖНОЙ КНИГЕ

Критики технологий убеждены, что чтение и айпеды (планшеты) — несовместимы. В действительности же все функционирует с точностью до наоборот — мультимедийные форматы могут успешно поддерживать традицию чтения. Существуют разные читательские сервисы, которые позволяют просматривать любимые книги онлайн или загружать их на мобильные устройства. И это, безусловно, преимущество.

«Разнообразные устройства могут приблизить детей, которые не хотят читать, к книгам, — убеждена Сигрид ФАРЕР, менеджер проектов немецкого Фонда чтения, специалист по медиаграмотности и чтению в эпоху цифровых технологий, — есть целые «электронные» семьи, в которых каждый имеет собственный гаджет, но которые не читают. И эти медиа-семьи нужно находить там, где они есть — в айфонах. И если сегодня они читают в дополнениях, то завтра, возможно, обратятся к традиционным книгам».

Сейчас нет научного объяснения тому, по какой причине люди не читают, рассказывает Сигрид Фарер. «Реальной причиной может стать то, что просто не существует картинки, которая появляется в процессе чтения в нашей голове. Когда мы слышим: «Это зловещая атмосфера», — то не можем себя представить в ней. Поэтому полезными могут быть дополнения к планшетам и смартфонам, в которых рассказываются истории с шумами, музыкой и картинками», — говорит эксперт. Такие дополнения, убеждена Сигрид, могут частично стимулировать мозг и побуждать к чтению особенно тех, кто в переходном возрасте не читает.

В Германии дополнения на основе книг разрабатывают издательства, а продают их через сервис Apple ITunes. Цена сравнительно невысокая — от двух до трех евро за одну загрузку, однако она является одной из причин неразвитости рынка дополнений. Разработка одного стоит 120   тысяч евро. Чтобы создать новое дополнение, нужно предварительно продать хотя бы 40 тысяч экземпляров других дополнений.

ПОЛМИЛЛИОНА ТЕКСТОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ...

Еще один интересный способ привлечь ребенка не только к рецепции литературы, но и к ее продуцированию — это ресурс fanfiction.net. Это глобальная сеть фан-фикшина, в которой размещены истории, написанные фанами известных произведений. Скажем, здесь можно найти полмиллиона текстов, в основе которых лежат приключения Гарри Поттера. Фан-фикшин может быть продолжением, предысторией, пародией или альтернативой известного текста. Здесь ребенок, наблюдая за творчеством своих ровесников, может и сам заняться писательством.

ОТ ЧТЕНИЯ — К РАЗГОВОРУ

Время для общения в семьях сегодня более чем мизерно, что означает утраченную связь между поколениями, отмечают эксперты. У наших польских соседей, по статистике, мать уделяет ребенку 30 минут в день, отец — всего семь. Чтобы уменьшить эту часовую пропасть в общении и приобщать к чтению, в 2001 году в Польше начали кампанию, в которой призывали родителей читать детям вслух ежедневно, рассказала член правления и программный директор Фонда «АВСXXI — вся Польша читает детям» Эльжбета ОЛЬШЕВСКА. Кстати, кампания «Вся Польша читает детям» прошла достаточно успешно — 50% родителей выразили желание читать своим малышам. В конечном итоге, как метко заметил во время телемарафона, посвященного Детскому литературному фестивалю, ведущий канала ZIK Остап Дроздов, для того, чтобы родители читали своим детям, не нужно иметь миллион долларов на счету.

Ангажируют к чтению вслух и в Германии. Однако там акцентируют внимание на папах, которые, по мнению экспертов Фонда чтения, практически не читают своим детям. «Мой любимый случай — это отец, который говорит, что детям обязательно нужно читать вслух и пробует мотивировать жену это делать», — говорит Сигрид Фарер. Эксперт приводит интересные данные: всего лишь 8% отцов читают своим малышам. Одна из причин — отцы больше заняты на работе, чем мамы. Именно поэтому Фонд чтения решил «поймать» их просто на рабочем месте. Он обеспечивает большие фирмы историями на любой вкус, которые родители могут загрузить из внутренней офисной сети, распечатать на принтере и дома зачитать малышам.

Еще один важный момент — книги сегодня недешевые, а ведь немало детей растет в социально необеспеченных семьях. В Германии эту проблему попробовали решить, запустив восемь лет тому назад проект Bookstart. Специальные наборы, содержащие рекомендации для родителей, игры, медиа-продукцию и книжки раздают семьям, которые в этом нуждаются. Первая часть проекта — комплекты для чтения передавали родителям педиатры, обследовавшие годовалых детей. Вторая часть — библиотекари определяли кандидатов для получения пакета. И третья — работа с первоклассниками.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЧИТАЛ»

Настоящим вызовом для Фонда чтения в рамках проекта Bookstart стали родители, которые ни разу за период воспитания ребенка не заходили в библиотеку. Это связано с заниженным престижем библиотек, убеждена Сигрид Фарер, и представлением о них как о заведении с обтрепанными книгами и тетей, которая постоянно говорит: «Тссс!».

Однако библиотеки на самом деле уже давно не такие — это стереотипное мышление, утверждает промоутер чтения. С ней соглашается и Лариса МИТРОФАНОВА, и.о. директора Полтавской областной библиотеки для детей им. П.Мирного. «Все, что мы делаем в библиотеках, — это распространение чтения. Наша задача — сделать ребенка, как только он переступила порог библиотеки, нашим читателем и в целом читателем по жизни. Для этого мы пытаемся использовать разнообразные формы: и традиционные, и инновационные, и с игровыми моментами», — рассказывает пани Лариса.

Однако проблемой остается техническое оснащение библиотек. Например, в Полтавской областной библиотеке всего 15 компьютеров, а процесс обслуживания — до сих пор не компьютеризирован. При этом пани Лариса оценивает реалии с оптимизмом: «За последние два года и дети активнее начали приходить к нам, и родители чаще консультируются. Что касается технологизации, я считаю, неплохо, когда дети начинают читать книги, на каком бы носителе они не были. Главное, чтобы ребенок попал в библиотеку, а в ней было все необходимое. В конце концов, главное, чтобы ребенок читал».

Кристина БОНДАРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ