О ПУТЕШЕСТВИЯХ-2
Их с возрастом переносить становится все труднее. Вот тут-то на помощь нам приходят... газеты и кафе. Газеты наполняют нас знакомыми, понятными всем образами, а кафе порождают ведь тоже таковые, только опосредованные как-то символически: «Листок с текстом на понятном тебе языке, местечко, где можно потолкаться среди людей, помогают нам посредством привычного жеста ощутить себя тем, кем мы были дома и кто теперь, на расстоянии, кажется совсем незнакомым... Вдали от близких, от родного языка, утратив всякую опору, лишившись всех масок (поди, догадайся, почем тут трамвайный билет, о прочем и говорить нечего) мы целиком всплываем на поверхность самих себя. Но эта душевная неустроенность позволяет нам вернуть каждому существу, каждой вещи их изначальную волшебную ценность (добавим — и понятный всем смысл. — С. Г.). Бездумно танцующая женщина, бутылка на чьем-то столе за оконной занавеской — каждый образ становится символом. Кажется, что в них сполна отражается вся жизнь в той мере, в какой в этот миг сводится к ним наше собственное существование. Мы благодарим жизнь за все ее дары, но как описать те разноречивые формы опьянения, вплоть до опьянения ясностью ума, которые нам дано испытать?» (Альбер Камю. Изнанка и лицо. Харьков., «Фолио», 1998г., стр.65-66).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Если не прилагается никаких усилий, любая последовательность (мыслей, слов и действий) имеет не позитивный и созидательный, а напротив, негативный и разрушительный характер. Вот, к примеру, если несколько лет назад газовый вентиль прикручивали на границе, то теперь его уже прикручивают в центре наших городов. А если так и дальше пойдет, прикручивать его начнут уже на каждой улице, доме, квартире и даже комнате. С экономией это насильственное и безответственное ограничение, ясно, вовсе не имеет ничего общего. Но, что же делать: если не совершаются поступки ответственные, достойные и добрые, сразу же их место заступают безответственные, недостойные и злые...
КРИЗИС-4
По-разному и очень неравномерно он протекает ныне в мире. Это и понятно: где-то срываются, падают и облетают с дерева только плоды и листья, а где-то уже пропадает кора, сохнут ветки и загнивают корни... Однако, взаимосвязано между собой ведь абсолютно все. И все мы части одного целого мира, у которого дальше два пути — или поодиночке только уничтожаться и умирать, или всем вместе восстанавливаться и возрождаться к новой жизни!
РОДИНА ДУШИ
Для меня это Лиепая — прибалтийский маленький портовый городок. Именно сюда я постоянно возвращаюсь, если не наяву, так в своих снах уж точно... Вся бессмыслица мира — везде, а здесь — все давно воплощено, даже камешки мостовых и те на своем месте. Поэтому, совершенно дико кажется предложение (недавно широко проафишированное в СМИ) некоторых латышских «интеллектуалов» к Швеции... оккупировать Латвию, в связи с нынешними кризисными трудностями. Что это: насмешка или самая обыкновенная глупость???
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ
Абсолютно всегда, любому вымышленному герою (впрочем, как и герою настоящему), прежде чем появиться на свет, необходимо первоначально авторское (родительское) ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ. Оноре де Бальзак, к примеру, очень хорошо понимал это: «В течение шести лет я сохранял «Цезаря Бирото» в черновом наброске, отчаявшись в возможности заинтересовать когда-нибудь и кого бы то ни было образом довольно глупого и ограниченного лавочника, чьи несчастья заурядны, символизирующего собой то, над чем мы постоянно смеемся, — МЕЛКУЮ ПАРИЖСКУЮ ТОРГОВЛЮ. И вот в один прекрасный день я сказал себе: «Надо переосмыслить этот образ, представив его как образ ЧЕСТНОСТИ!» (см. Бальзак О.Собр. соч., т.8, стр.510-511). Тут можно только добавить, что и любой наш день может стать прекрасным именно и только с подобного рода переосмыслением...
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Через пятнадцать лет после моей смерти — такой срок был положен Шатобрианом публикации основного труда своей жизни («Замогильных записок»)...
Даже под самый конец ее, этот знаменитый француз, записывает: «Она (торговля. — С. Г.) внушает мне ужас, так как лишает смысла мои произведения... Даже трагедии Расина и Корнеля и надгробные речи Боссюэ были бы, несомненно, пущены в нас «лапшой»,чтобы их можно было проглотить в один момент, словно оладьи, которые продают всяким шалопаям в капустном листе и которые мальчишки успевают съесть, пробегая через Новый мост».
Возможна ли сейчас подобная требовательность к самому себе и ответственность за все, что выходит в свет под нашими именами? Очень хочется верить, что да... Иначе разве можно когда поверить в то, что КАЖДЫЙ МИГ НАШЕЙ ЖИЗНИ – БЕСЦЕНЕН И ИМЕЕТ СВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ?
НЕЗАВИСИМОСТЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ всегда освобождает, а В ЗАВИСИМОСТИ мы всегда подневольны. Почему? Потому ведь, что всякая независимость только благодарна, а любая зависимость — вовсе нет. Вот почему независимый человек всегда рассуждает с точки зрения не других и не самого себя, а Всевышнего! И волнует его, в первую очередь, не вопросы «почему?», «отчего так?», «как?», а опять и опять — «зачем?»...
СНАЧАЛА
Как можно урегулировать положение на нашем валютном рынке? А нет другого способа, как, отдав людям ВСЕ то, что у них было когда-то взято и не отдается («замораживается») к отдаче вот уже не один день... И чем раньше это произойдет, тем лучше. Ведь если это произойдет позже, всякого рода потрясений общественных вряд ли избежать удастся, а в них победителей не будет — ПРОИГРАЮТ ВСЕ! Любое доверие ведь никакими увещеваниями-уговорами никогда не возвращается. Возвращается — восстанавливается оно всегда только сначала...
«ЗАВЗЯТИЙ ДIД»...
Так назвала Леся Украинка в одном из своих египетских писем выдающегося запорожского краеведа Д. Яворницкого. А он и действительно ведь был «завзятим»: неугомонным, искренним, очень легким на подъем и очень верным в своих пристрастиях в Истории. И где бы он не был и не живал — в Санкт-Петербурге, Москве, Самарканде, Варшаве, Каире — всюду очень бережно относился к прошлому, искал его параллели в настоящем и надеялся на их сохранение и возрождение в будущем! К примеру, второй том своего основного труда-«Истории запорожских казаков» он написал в Самарканде, а его любимое детище — Екатеринославский (ныне Днепропетровский) музей запорожских старожитностей тоже ведь очень похож на Каирский музей древностей... Такое умение находить СВОЕ В ЧУЖОМ — дорогого стоит! Оно объединяет культуры, исторические памяти различных народов, научает их ЦИВИЛИЗОВАННОМУ общежительству в Истории.
ПОЛИТОЛОГИ
Они появляются тогда и в тех местах, откуда настоящие политики уходят и появляется потребность не в достойной оценке политической ситуации в стране, а только в ее толковании в том или ином политическом смысле. Такая невзыскательная потребность — как мелкий осенний дождичек для грибов: вырастают они очень быстро, за одну ночь даже... Поэтому, еще можно стерпеть, когда кто-то тебя политологом назовет, когда же сам себя таковым объявляешь — смешно просто и глупо!
ЛУЧШИЕ ГРАЖДАНЕ
«В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам не место, там на первом месте стоят лучшие граждане, но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.» (Аристотель. Политика. Книга 4). Ключевое слово тут — «лучшие граждане». В каком смысле они лучшие? А в том, что САМИ всегда умеют различать Добро и Зло, Истину –Ложность, Лучше – Хуже, Красиво – Отвратительно, Любовно – Ненавистно и т.д. Тогда ведь только любые демагоги и льстецы у них (и ни у кого) не в почете и не имеют никакого значения...