Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СМЫСЛЫ

26 сентября, 2008 - 00:00

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Альтернатива ему существует, и она всегда только одна — применение грубой силы, т.е. насилие. Естественно, последнее отрицает, отбрасывает любую гражданственность. Но разве навсегда? Просто одно (сила) замещает другое (общественное мнение). Причем только тогда, когда это самое общественное мнение в обществе напрочь отсутствует! Вот почему его все-таки надо иметь и всемерно уметь сохранять... Впрочем, замена эта никогда не долговременна и не повсеместна — ведь существует она всегда только формально (миражно, камуфляжно и напоказ) и, ясно, только до появления у людей настоящих, действительных и существенных мнений и убеждений гражданственных!

ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Если так и дальше пойдет, на нашу украинскую военную службу придется нанимать иностранцев! Уже ведь сейчас наш человеческий материал, привлекаемый для этого, никуда не годится — наши женщины рожают детей все меньше, а те дети, которые вырастают и доходят до военкоматов, обременены такой совокупностью болезней (и настоящих, и выдуманных), что все удивляются потом не тому, что они не годны к военной службе, а скорее вот чему — как они вообще продолжают жить и дышать... В этом смысле, никакая профессионализация армии тут абсолютно ничего не решит — изменения нужны грамотные, глубокие и системные! Кстати, римское государство когда-то развалилось, во многом, из-за таких же проблем — римлянки просто не захотели больше рожать, и для военной службы пришлось привлекать далматов, а затем — и германцев...

ПОВОД ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

По официальным данным социологии, оказывается, в украинских селах не хватает не мужчин, а... женщин! Поэтому у наших городских разведенных и оставшихся одних вдов-женщин всегда есть надежда (и веский повод!) для путешествий-командировок в нашу деревенскую глубинку. И тут возраст вовсе не помеха — в каждой следующей возрастной категории возможностей (шансов) тут все больше. Правда, тут существует и одно непременное условие — готовность распрощаться с городской жизнью навсегда. Но это ведь, по сравнению со счастьем семейной жизни, чепуха, не так ли?

НАУКА ПОДЧИНЕНИЯ-2

Ко всякого рода подчинению у нас сложилось предубеждение стойкое: мы редко когда (а почти и никогда) не согласны никому подчиняться. Вот зато править (руководить) — это всегда пожалуйста. Однако ведь и править — это вовсе не властвовать всегда с помощью только своих эгоистических интересов. Так же и подчиняться — это вовсе, конечно, не значит (по большому счету) только терпеть всегда и унижаться: «...подчинение не означает пассивного терпения: терпеть — значит, унижаться. Напротив, подчиняться — это уважать того, кто тобой правит, следовать за ним, горячо поддерживать его принципы, сознательно заняв место в рядах тех, кто встал под развевающиеся знамена его правления» (См. Хосе Ортега Гассет. Дегуманизация искусства. М., «Радуга», 1991 г., стр. 175).

МАЙДАН

Это вовсе только не украинское ноу-хау. Но это то, чем именно украинское общество стало опять интересно целому миру! Почему? Выделение чисто ОБЩЕСТВЕННОГО жизненного пространства людей-граждан для решения их жизненно важных проблем было известно и ранее — полисы (города-государства) древнегреческие, множество Сечей Запорожских, площади городов европейских нового времени. В противовес частым и личным вопросам тут всегда решались вопросы общие, культурные, миро- и жизневоззренческие, существенные здесь и теперь именно для Братств, Товариществ и объединений граждан!

УДОБСТВО-НЕУДОБСТВО

Понятия эти всегда относительны. К примеру, в «Ведомости Екатиринославской губернии, с показанием числа душ и числа десятин земли удобной и неудобной», поданного в августе 1805 г. при образовании Александровского уезда, «в числе неудобной земли показаны степные овраги и плавни по Днепру, обиловавшие лесами, лугами с богатыми сенными покосами и рыбными озерами, составлявшими некогда ЛУЧШИЕ (выделено мной — С.Г.) угодья Запорожских казаков» (Я. Новицький Твори у 5-ти т., т. 1, стор. 284). Вот и получается-то что было удобным и жизненно необходимым для одних (запорожцев), для других (москвитян) оказалось... совершенно ненужным!

ГОСУДАРСТВО

Что такое государство, в истинном значении этого слова? Это просто совокупность каких-то людей — элементов, это какая-то система их объединяющая или это какие-то структуры (т. е. законы эти элементы связывающие)? Тут все-таки главное — по отношению к чему мы строим свои определения. Если, по отношению к Прошлому, то там мы найдем, ясно, всегда лишь одни его (государства) элементы. Если, по отношению к Настоящему, то здесь (в полном смысле) его тоже ведь не существует — теряется ведь оно тут всегда во всевозможного вида организациях и институтах. Остается только Будущее. Вот именно оно ведь и является всегда колыбелью любой государственности. Можно даже и точнее определить: любое государство действительно существует (т.е. не деградирует и не разваливается) лишь ПОКА СТАНОВИТСЯ!

УКРАИНСКАЯ ИДЕЯ

Почему нас постигает, раз за разом, неудача в ее определении? Да потому только, что ищем мы ее всегда не там, где она могла бы находиться. Ни среди всего материального, ни среди всего душевного мы ее ведь никогда не найдем, как ни соблазнительно эти поиски бы не выглядели... Другое дело — сфера всего духовного. Вне этой сферы никакие настоящие и стоящие идеи ведь и не существуют! Конечно, у всякого становящегося государственного сообщества людей они определяются по-разному. Любовь к Свободе украинцев не нужно никому открывать или подтверждать. Суть эта ведь глубоко (духовно) ПРОЕВРОПЕЙСКАЯ — вот почему она важна и нужна была, есть и будет не только нам...

ТЕЛЕСНОЕ НАКАЗАНИЕ

Интересно, что и при Екатерине II и при Павле духовенство на территории Российской империи за «предосудительное» поведение и преступления всевозможные могло подвергаться еще и...телесному даже наказанию! По отношению к священникам и диаконам эта мера пресечения и исправления была отменена только при Александре I. В Указе Святейшего Синода от 18 июня 1801 года читаем: «Отныне и впредь священников и диаконов, в уголовное преступление впадших и судом облегченных от телесного наказания освободить». По всем монастырям и церквам предписывалось совершить об этом молебен со звоном о многолетнем здравии Его Императорского Величества и всей высочайшей фамилии. А, между тем, «многолетнего здравия» первому оставалось только на чуть более двух десятилетий, а второй — только на чуть более столетия...

«БЕДНАЯ НАША ОТЧИЗНА»...

Из Сечи Запорожской 25 сентября 1678 г. т.е. (ровно 330 лет назад) гетману украинскому Ивану Самойловичу было отослано письмо: «...нас постiйно турбувало й непокоiло те, що внаслiдок вiйни та чвар мiж нашими гетьманами доводилось нам повними слiз очима дивитися на спустошену й мертву Малу Росiю, неньку нашу, i замiсть богатих осель батькiв i прабатькiв наших бачити оселi диких звiрiв. Ми листами нашими й усовiщали й переконували сьогобiчних гетьманiв, щоб вони ДЛЯ ЗАГАЛЬНОГО ВIТЧИЗНЯНОГО ДОБРА (выделено мной — С.Г.) облишили вiйни та чвари i помирилися с тогобiчними гетьманами i надалi не тiшили себе брехливими польськими приманками та обіцянками. Чигирин, разом з іншими мiстами й украінськими селами, загинув через вашу з князем Ромодановським (тогдашний курский российский воевода — С.Г.) нещирiсть та незичливiсть i закiнчив днi своi повним запустiнням з величезним пролиттям християнськоi кровi й вигубленням дорогої братiї нашої». Немного о исторической подоплеке этого письма. Летом 1678 г. турецкий визирь Асан Мустафа, совместно с крымским ханом, опустошил большую часть Украины — Чигирин, Корсунь, Ладыжин, Умань при полнейшей отстороненности гетмана украинского И. Самойловича. И главные обвинения этого письма ведь — В НЕИСКРЕННОСТИ И НЕБЛАГОДАРНОСТИ, никогда, почему-то, не переводящиеся у наших (и «сьогобiчних», и «тогобiчних) гетманов. P.S. Кстати, заканчивается это письмо, все-таки, обращением к разуму и совести гетманской: «...ми попри усе вiтаемо тебе, бажаючи, щоб ти од того занепаду врештi прокинувся i, остерiгаючись свого падiння, пошукав для вiчного життя та благополуччя милостi Божої, яка безборонно даеться усiм просящим її»...

ШАНС

Самый главный наш ресурс-это вовсе ведь не земля или что-то там другое, а наши люди! И именно в этом смысле есть (и всегда был) шанс стать самой привлекательной страной, по крайней мере, в Европе. На что ведь всегда реагируют всякого рода соседи? В природе — где уровень выше, туда и вода, к примеру, течет. В человеческих же сообществах не так. Тут достойный человеческий ресурс всегда перетекает туда, где уровень, все-таки, выше...А для этого нужно ,всего лишь, достигнуть более высокого качества жизни своих людей!

Сергей ГЛУЩЕНКО, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ