Оставить старые здания заводов и фабрик зарастать сорняком в ожидании разрушения — это публично признаться в отсутствии креативных идей и неспособности вдохнуть новую жизнь в городское пространство, неумении пользоваться ресурсами и привносить новые смыслы. Еще недавно в Украине заброшенные индустриальные сооружения были ненужными и непривлекательными, а уже сейчас здания бывших фабрик и заводов получили второе дыхание благодаря культуре и искусству. Например, известный арт-цех «Ремзавод» в Чернигове, где в больших заводских помещениях были созданы художественные мастерские, проводятся выставки, мастер-классы, кинопоказы. Или заброшенное здание бывшей чайной фабрики в Одессе, превращенное на Экспериментальный центр современного искусства. А в Киеве, на недействующем заводе экспериментально-механических конструкций «ЭМЗ», известном благодаря фестивалю «Гогольфест», стартует масштабный проект по реорганизации постиндустриальной зоны в культурно-образовательный комплекс. Сейчас объявлен конкурс на разработку логотипа для него. И это далеко не все примеры того, как можно заставить старые здания работать на общество.
Ныне решается судьба еще одного промышленного здания на улице Фрунзе, 35. Это старое помещение грязно-розового цвета, которое иногда называют «шоколадной фабрикой Чарли» — за его необычную и привлекательную архитектуру. Чему в нем быть — культурному центру, жилому дому или чему-либо другому — на днях решала общественность.
Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Между самыми, казалось бы, отдаленными событиями можно найти не только различия, делающие их непохожими, но и что-то объединяющее или даже роднящее. Так, в минувшую пятницу первый заместитель главы Госагентства госимущества Украины Александр Каленков сообщил о намерении «Укрэксимбанка» принять решение о возможности (или невозможности?) запуска 15 инвестиционных проектов промышленного сектора, входящих в подготовленную правительством «Программу активизации экономики Украины на 2013—2014 гг.» Не станем спрашивать, с чего бы это банку, принадлежащему государству, решать судьбу инвестиционных проектов, фигурирующих в программе, инициированной Президентом и утвержденной правительством? Разве банк эту программу ранее не визировал? А если имел особое мнение, то почему на него не отреагировали и подписали столь важный документ, не имея для него, так сказать, финансовой базы? Но закроем глаза на эти политико-управленческие неувязки. Воспримем как реальный факт: речь идет о реанимации промышленного сектора, возможности вдохнуть в него новую жизнь, придать городскому пространству новые смыслы...
И в тот же день, правда, совсем на другом уровне, решалась судьба одного промышленного объекта, модернизировать который названным выше методом уже, наверное, практически невозможно. Не случайно на его здании, еще не избавившемся полностью от следов былой внешней привлекательности, полощется огромный транспарант «Продается». Могли ли его вывесить без ведома нынешнего собственника угасшего предприятия и, очевидно, соответствующего земельного участка Игоря Воронова? Похоже, известный меценат и нерядовой любитель искусства, а также, конечно, бизнесмен просто не знает, что делать с этим чемоданом без ручки, разместившемся по адресу ул. Фрунзе, 35. Когда-то это был пионер пивоварения в Украине. «Постарев», он «скатился» до солодового заводика, превратившегося сегодня в привлекательную лишь для историков руину.
Но нашлись люди, увидевшие перспективу и для нее. Сделало это активное в урбанистических поисках в нашей столице представительство Фонда имени Генриха Белля в Украине. Благо в этом у него уже имеется определенный опыт. Ровно год тому назад по его инициативе в Киеве, при участии специалистов разнообразных профессий из многих стран, а также украинских студентов, в столице был проведен воркшоп — четыре группы молодых исследователей искали сценарий развития для Контрактовой площади.
В частности, группа «Город» под руководством тренера из Италии Сандры Аннуциаты собрала голоса разных пользователей площади, констатировав их потребность в мобильности, сохранении исторического наследия, физическом развитии площади и ее социальной интеграции, сохранении культурного потенциала и учете экономической слагаемой. Но, пожалуй, главным достижением этой группы, которое можно использовать не только в отчете, но и на практике, следует считать разработку матрицы для оценки соответствия архитектурных проектов требованиям горожан. Вот вам и ключ к ликвидации острого конфликта, развернувшегося в Киеве вокруг реконструкции Гостиного двора... Когда у Аннуциаты спросили совета для тех, кто будет дальше работать с этой площадью, она сказала: «Площадь — это место, где общество может проявить собственный голос. Идея площади — доступность пространства — позволяет процветать демократии»... Теперь Сандра Аннуциата приняла участие в такой же серьезной, но, казалось бы, более ограниченной по масштабам игре, получившей название «Фрунзе, 35».
В пятницу пришло время подводить ее итоги. Участники воркшопа с удовольствием и подробно говорили об организации и процессе поиска, о влиянии полученных результатов на судьбу всего Подола и даже города, но меньше всего были готовы рассказывать о своих выводах и результатах. Впрочем, кое-что интересное как в ходе самоотчетов участников и тренеров, так и во время вынужденной дискуссии все же удалось почерпнуть. Студентки, рассказывая о деятельности своих групп, благодарили тренеров, которые сумели объединить и направить их усилия на реализацию концепции ревитализации (оживления) территории бывшего завода и его превращения в жилой комплекс или детскую площадку, парк или культурный центр, музей, спортзал или даже парковку. Промзона в результате должна была приобрести новые смыслы.
Интереснее всех было слушать тренеров. Специалист по управлению конфликтами в сфере планирования городской среды Урсула Кайзер говорила о «чуде консенсуса», благодаря которому удавалось нацелить участников воркшопа «на достижение цели, которая состояла в том, чтобы выработать единый интегрированный постоянный местный план, направленный на обновление этого места и среды вокруг него, на создание условий для дальнейших инвестиций. Она рассказывала также о том, что такое интегрированный дизайн. По ее словам, это процесс, включающий социальные, экономические, культурологические и экологические цели. Все это, отмечает Кайзер, базируется на имеющихся ресурсах этого места, опирается на имеющийся экономический капитал, но не только в финансовом, а и в культурологическом смысле, и в смысле окружающей среды. Она предлагает рассматривать этот участок как часть большого проекта общей стратегии обновления города.
И тем не менее никто из участников воркшопа не проговорился о том, что именно предлагается построить на месте живописно разрушающегося заводика. Не помогли ни наводящие вопросы, ни собственные предложения журналистов. «День», например, уверен, что немалую пользу городу мог бы принести созданный тут музей пивоварения, где можно было бы заодно разъяснять посетителям вред от непомерного потребления этого напитка. В результате воркшопа, похоже, выбор все-таки был сделан, но визы главного действующего лица, которым в данном случае являлся Игорь Воронов, еще не было. Тем не менее, зная сегодняшние его увлечения изобразительным искусством, не сложно догадаться, что речь будет идти о создании очередного торгово-культурно-развлекательного центра или, в лучшем случае, своеобразного подольского «Мистецького Арсенала». И в том, и в другом случае там, похоже, найдется место для демонстрации немалой вороновской коллекции картин и скульптур.
Но меценат, как представляется, самостоятельно такую стройку не потянет. А потому в ходе подведения итогов воркшопа высказывалась мысль о том, что инвесторам, которые возьмут на себя задачу обновления этой территории и превращения ее в притягательный центр и для подолян, и для всех жителей столицы, могло бы помочь государство — вполне здравая мысль о государственно-частном партнерстве в сфере культуры. Пойдут ли на это стороны? Снимет ли Воронов объявление о продаже или именно таким образом будет создавать пул инвесторов прекрасного?
Думается, Кайзер могла бы примирить все стороны и сконцентрировать их усилия на достижении поставленной цели. А слабо поработать «миротворцем» еще и в нашем политикуме, где конфликт возникает за конфликтом, когда бы следовало искать «чудо компромисса»?
Предваряя ее ответ «Дню», руководитель представительства Фонда Белля Кирилл Савин отметил, что навряд ли украинские политсилы готовы сесть за один стол вообще, да еще и с Урсулой. «А если бы согласились, то она бы их точно помирила», — уверен Савин. Сама же Урсула Кайзер сказала: «Для меня было бы очень амбициозно поработать в украинском парламенте. У меня есть двадцатилетний опыт работы с гражданским обществом, с представителями инвесторов и власти. Этот воркшоп показал, что можно быстро и недорого вырабатывать различные идеи. Главное — собрать и соединить знания и опыт людей... через консенсусный подход».
Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»