Еского потребителя, сообщает корреспондент Олесь ЛЕЛЕКА . сли вы, уважаемый читатель, стоите на клочке земли, который имеет название Иерусалим, ваша душа трепещет от человеколюбия. Взгляните, говорит экскурсовод, первый этаж этого дома — синагога, в которой мы увидим саркофаг царя Давида; на втором этаже расположен зал, где происходила Тайная Вечеря; на третьем этаже — действующая мечеть... От этого места за несколько минут можно добраться до самой большой иудейской святыни — Стены Плача, и до одной из наиболее почетаемых магометанами Пятничной мечети, и на Голгофу — к храму Гроба Господнего.
ВЕРА И РАЗУМ
Желание и способность ВЕРИТЬ является одной из основных черт, которые делают человека Человеком. Переход от многобожия к монотеизму стал стратегическим приобретением цивилизации. Его сформировали иудеи, из их веры проросли христианство и ислам. Социологи и психологи еще должны объяснить, почему за первые два века после своего триумфа Магомет заимел больше сторонников, чем Иисус за все время существования христианства. Как свидетельствует Коран, свою роль могла сыграть неоднозначность его постулатов, что дает возможность каждому верить в «свое», в то же время оставаясь в лоне одной религии. Две ее ветви (суннитская и шиитская) отнюдь нельзя сравнить с разнообразием современных христианских конфессий — не говоря уже о нескольких сотнях известной богословам ереси. По определению одного острослова, ересь — неправедная правда о праведной неправде. И касается это в первую очередь христианства. Культурная среда, в которой почитают Христа, допускает (а то и провоцирует) вмешательство Разума в дела Веры. Если сам Иисус погиб от рук иудеев, то христианство боролось при жизни с эллинской культурой. И победило потому, что поглотило множество ее основ. Поэтому к своему единому Богу христианин-неофит относится с той долей рационализма, с какой античные греки смотрели на сакральный марш своих многочисленных богов и полубогов. Вот — знаменитый Тертуллиан: «Бог есть тело, которое, впрочем, есть дух. И умер Сын Божий: это достоверно, ибо невероятно. И после погребения Он воскрес: это не вызывает сомнений, ибо не является возможным». Культурная традиция магометанского мира не допускает таких игрищ Веры и Разума, ибо в буквальном переводе «ислам» — это «повиновение». Для христианства кодовым словом является «любовь». Нагорная проповедь Христа — этический абсолют, манифест гуманизма. Но... современный протестантизм трактует ее с позиций осознанной веры, католицизм руководствуется «просто» верой (которая выше разума, но не является враждебной ему), а православие придерживается византийских корней с его склонностью к иррациональности, мистике и фатализму. И все это усиливает архаическая ритуальность. Именно по этим мотивам Чаадаев перешел в католичество, за что Самодержец и провозгласил его сумасшедшим. Но это уже политика.
МЕДИЦИНА И РЕЛИГИЯ
С точки зрения моралиста трудно найти что-то хорошее в атеизме. Хочу засвидетельствовать отвращение к научным кампаниям по опровержению веры. Религия создает разновидность воображаемой действительности, которая является жаждой плодотворного ума. «Сначала было Слово» — гимн виртуальности. Имеем три возможности искать жизненного воодушевления: а) у людей; б) у Бога; в) у самого себя. Человечество и человечность являются мощным источником жизненности каждого. Однако здесь есть две проблемы. Первая в том, что имеем дело не с человечеством, а с отдельными людьми, а они предают, когда нужна верность. Вторую проблему определяет неспособность человеческих миллиардов изменить позиции в эндшпеле «я и смерть». Каждый умирает, и каждый умирает в одиночку. Эта задача не имеет решения без Бога. Наивысшее приобретение сюрреализма, Бог, является не только этическим, но и операциональным понятием. Вера дает возможность в молитве просить и каяться, то есть выполнять определенные действия в случаях, когда любые другие действия не являются возможными. Но, много давая, Бог много требует: «И протянул Авраам свою руку, и взял нож, чтобы зарезать сына своего...». Притчу о Боге, Аврааме и Исааке Кьеркегор считает основополагающей: опереться можно только на собственную душу, а душа для того, чтобы быть, чтобы болеть, чтобы рыдать над Исааком.
Иван Иванович не имеет комплексов. Любит шевиотовый костюм, пиво с таранькой и Аллу Пугачеву — имеет право. Но, предлагая ему опереться на собственную душу, вы ставите человека в глупое положение — не может этой души найти в гардеробе. Медицина знает, что такое фантомные боли — болит то, чего нет, скажем, ампутированная нога. Отсутствующая душа не болит, но ноет и давит. На этот случай человечество держит алкоголь и наркотики. Большевистский лозунг «Религия — это опиум для народа» является подходящим в том смысле, который вкладывают в использование опиума врачи. Несколько лет тому назад я инициировал первую на постсоветском пространстве конференцию «Медицина и религия». Она представляла интерес для медиков и, надеюсь, для священнослужителей. Приветственное письмо покойного владыки Владимира (Романенко) было преисполнено оптимизма... Но вскоре нам пришлось пережить постыдное побоище на площади Б. Хмельницкого. Безверие коренится в тех психологических особенностях человека, из которых прорастает и вера. Мы знаем и понимаем то, чему нас учили. А чему учили? Я провел анкетирование 189 киевлян (образование высшее или высшее неоконченное) относительно 12 важнейших признаков, которые характеризуют Человека (см. «Феномен Человека. Двенадцать зеркал», Киев, 1999). Так вот: на одно из трех первых мест ипостась Homo religiosus поставили только 11 опрашиваемых, на одно из трех последних — 73, а в итоге Вера заняла 8-е место. После нее идут только те особенности Человека, которые связаны с сексом, способностью к преступлению и самоубийству. То ли это мы такие, то ли весь мир такой?
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Храм Гроба Господнего разделен на собственность ведущих конфессий. Звучит диковато, но правды деть некуда: одной частью владеют греки, другой — армяне, а еще дальше свои фрагменты величественного сооружения имеет Ватикан. Москва длительное время иерусалимскими святынями не интересовалась, поэтому не владеет ни одним дециметром храма. Однако над камнем, на котором лежал и воскрес Иисус, стоит массивное чугунное сооружение — коллективная собственность всех христиан. На нем каждая конфессия имеет свой символ. Вопрос: как над Гробом Господним заявила о себе Московская патриархия? Ответ: с помощью двуглавого имперского орла. Если католики свою проблему «король или папа» решили (болезненно и кроваво), если протестанты вообще сняли ее актуальность, то православие так и не избавилось от византийской идеологии, по которой «православное» это «самодержавное», а покорный Божий раб есть «народ-богоносец». На северо-востоке Европы эту идеологию укрепила Золотая Орда, а на Балканах — Оттоманская Порта. Недавно предстоятель сербских христиан затребовал отставки Милошевича, но не потому, что этот вождь спровоцировал войну с НАТО, а потому, что проиграл ее. А где-то в кремлевских канцеляриях лежит его письмо с предложением о присоединении к союзу России и Беларуси. Нашим домашним «интеграторам» стоит помнить, как «третий Рим» выродился в Третий Интернационал, а «четвертый» переместился на Колыму. Мы — Украина, наш Рим — это Киев. «Никто двум господам служить не может — ибо одного возненавидит, а другого будет любить, или будет держаться одного, а другим будет пренебрегать» (Матвей, 6,24). Каждое утро, направляясь на работу, вижу перед глазами величественные сооружения Киево-Печерской Лавры. Думаю о том, что ее священнослужители своего предстоятеля имеют в Москве, и вспоминаю о двуглавом хищнике, которого оттуда заслали даже в далекий Иерусалим. Именно мотив единой веры в значительной степени повлек за собой фатальный выбор Богдана Хмельницкого. Именно этот мотив побудил казацкую старшину свергнуть Ивана Виговского и отказаться от европейских перспектив, задекларированных в Гадяцком соглашении с Польшей. Что же — историю не переделаешь. Но обязаны помнить ее и еще раз не стать на тот путь, который завел нас в тупик.