Несколько десятилетий назад, когда в отечественном кинопрокате вышел фильм с элементом эротики — «Маленькая Вера», у ревностных сторонников морали это вызвало шквал критики и возмущения. А сегодня, когда на украинском телеэкране «Маленькую Веру» можно считать «детским лепетом» по сравнению с информационной продукцией, открыто пропагандирующей культ секса, насилие, нездоровый образ жизни, протесты моралистов звучат уже не так часто. Власть тоже делает вид, будто происходящее сейчас с украинским телемедийным пространством его не касается. Социологи и психологи такому явлению ставят диагноз — «деградация морали». Прогнозы такой «болезни» неутешительны: в недалеком будущем аморальная информационная продукция может привести к духовному вырождению нации. Ведь если человеку постоянно давать негативную информацию, то, как известно, она может стать стимулом к действиям. Особенно это касается подрастающего поколения. Препятствовать засилью аморальной информационной продукции — одна из главных задач Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали. О работе этой комиссии журналист «Дня» попросила рассказать исполняющего обязанности ее руководителя, доктора медицинских наук, профессора Николая БОЙКО.
— Николай Иванович, с 2003 года в Украине действует Закон «О защите общественной морали», но в украинском информационном пространстве не только не убавилось аморальной продукции, а, кажется, увеличилось. Почему не видно работы вашей комиссии?
— К сожалению, сегодня у нас не соблюдают не только закон о защите общественной морали, но и немало других законодательных актов. Нужно отметить и то, что Закон «О защите общественной морали» действует с 2003 года, а наша комиссия начала фактически работать в июне 2006 г. Также условия, в которых комиссия ныне вынуждена работать, лучшими не назовешь. Это и неопределенность с руководством (до сегодняшнего дня не утвержден глава комиссии), и отсутствие постоянного помещения, и кадровый некомплект (вместо 90 работников у нас вместе с региональными представителями работает около 50). Но, невзирая на все неурядицы, в работе комиссии уже есть определенные результаты. В частности, мы выразили свое негативное отношение к рекламе с элементами эротики мобильной связи «Джинс», магазину «Евросеть», «МакКофе», белью «Ажур». Например, мы не против белья марки «Ажур», но недопустимо размещать его рекламу (фотоснимки полуголых женщин) в метрополитене. Во всех цивилизованных странах мира интим прячется от глаз граждан, а не выставляется на обозрение в транспорте, которым ежедневно пользуются тысячи людей. Сначала рекламисты «Ажура» возмущались, говорили, что это «работа» их конкурентов, но плакат все же сняли.
— Но, вместе с тем, при въезде в Киев — на Окружной дороге — уже долгое время размещены бигборды с изображением почти обнаженной женщины (реклама «плитки, которая соблазняет»), и до этому никому нет никакого дела...
— Что касается этой рекламы, комиссия высказалась однозначно: это — эротическая реклама и потому ее размещение в людных местах недопустимо. Но производители плитки наш вывод проигнорировали. Потому c этим вопросом мы обратимся к исполнительным и правоохранительным органам. То же касается и фильма «Сафо». Его рекламисты обратились к нам, чтобы мы проверили, соответствует ли эта внешняя реклама принципам общественной морали. Комиссия пришла к выводу, что реклама фильма содержит эротические элементы, и ее необходимо запретить для внешней рекламы. Но, несмотря на это, бигборд продолжает висеть. Создавшие этот фильм люди ожидают получения от его просмотра немаленьких прибылей, потому они и игнорируют заключения нашей комиссии. По этому случаю также направлено соответствующее обращение в прокуратуру. Очень часто в связи с нарушениями к нам обращаются представители правоохранительных органов и предоставляют для изучения изъятые диски с фильмами или печатную продукцию. Если мы выявляем, что это порнографическая или запрещенная законодательством продукция, то потом по этим фактам открываются уголовные дела. Согласно приблизительным подсчетам, в течение полтора года, с тех пор как создана комиссия, таких уголовных дел уже было до 30-ти.
— По вашему мнению, насколько наше информационное пространство сегодня соответствует позициям общественной морали? Например, как относитесь к тому, что на одном из популярных молодежных каналов ведущая одета лишь в кожаный купальник?
— На этом телеканале и клипы транслируются такого же направления, как одежда у ведущей. По моему мнению, подобные телепередачи должны транслироваться только после 23 часов и с пометкой: «Детям запрещено». К сожалению, очень часто в Украине предприниматели используют в рекламе своей продукции эротические элементы. Таким образом происходит спекуляция на сексуальном инстинкте человека. Во многих странах мира реклама с использованием обнаженного женского тела запрещена. Такое табу существует и у нас. Но, в отличие от высокоразвитых стран, в Украине рекламисты не боятся нарушать закон, ведь во многих случаях за это им грозит лишь штраф, размер которого не сравнить с ожидаемыми прибылями. Другой пример: в газете Киевсовета «Крещатик» несколько недель назад вышла статья, в которой прямым текстом были напечатаны матерные слова. Мы обратились к главному редактору этого издания с соответствующей претензией. В ответ получили сообщение, что на руководителя газеты наложен штраф. А если бы такая статья вышла в какой-то другой стране, то это издание уже закрыли бы.
Очень часто грубые элементы используют и в политической рекламе. Помните, бигборды, где упоминались «ублюдки»? Сомневаюсь, что у людей во время просмотра таких плакатов возникали позитивные ассоциации. Я считаю, недопустима также реклама табака, алкоголя. Особенно непонятно, почему спиртные напитки и сигареты соглашаются рекламировать известные спортсмены? Наоборот — они должны пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни, а не ассоциировать со своим успехом, например, пиво. Еще сложнее ситуация с фильмами, пропагандирующими насилие, ведь сейчас они полностью заполнили украинское телевизионное пространство. Или взять компьютерные игры. Есть ли в Украине хоть одна из них, которая направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка, а не на то, как кого-то убить или подстрелить какого-то монстра? И что интересно, в Америке (где, как указывается, сделана такая продукция) подобные фильмы и компьютерные игры запрещены, там они подпольно выпускаются именно для стран третьего мира.
— Недавно в редакцию «Дня» позвонила по телефону пожилая читательница и высказала свое возмущение по поводу рекламы «Сникерса», в которой ее разработчики ради «прикола» избрали голод. По мнению читательницы, подобные творения оскорбляют память жертв Голодомора. С этим трудно не согласиться. Проходит ли экспертизу реклама, пропагандирующая неуважение к религиозным и национальным святыням?
— Нынешнее поколение не знает, что такое голод, и потому ему сложно понять чувство людей постарше. В данном случае непросто определить, настолько эта реклама аморальна. Некоторые могут сказать, что пережившие Голодомор люди вряд ли будут обращать внимание на изображенных трансформеров и ассоциировать их с событиями тех ужасных лет. С другой стороны — такую рекламу можно расценивать как оскорбление национальных святынь. Поэтому должны быть выработаны четкие критерии, по которым нужно проводить экспертизу того или иного информационного продукта. Что касается определения эротики, порнографии или культа насилия, у нас уже есть определенные стандарты, а вот относительно национальных или религиозных святынь, то таких еще не существует.
— Чего не хватает вашей комиссии, чтобы успешно бороться с засильем аморальной информационной продукции? Может быть, для этого необходимо принять какой-то новый закон?
— Законодательство должно идти в ногу со временем. Например, не так давно появился интернет, а законодательных норм, дающих юридические основания закрыть тот или иной сайт, наносящий вред общественной морали, пока что нет. Однако часто, чтобы запретить аморальную продукцию, хватает и тех существующих законов. Но главная проблема в том, как заставить людей их соблюдать. В Украине ныне достаточно высокий уровень коррупции, поэтому нередко случается, что запреты, налагаемые одними институциями, потом отменяются другими. Например, мы обращаемся к руководству какого-то журнала с требованием прекратить печатание объявлений о предоставлении интимных услуг за вознаграждение. В ответ — молчание. Закрыть это издание мы не можем, потому что лицензию ему выдало другое государственное учреждение и только оно и может ее лишить. Я считаю, что должна быть единственная координирующая организация, наделенная при этом значительными полномочиями. А то сейчас получается так, что одна комиссия выдает лицензию, другая — делает заключения, третья — регистрирует печатные СМИ и т.д. Ведь это нонсенс, когда одна организация позволяет что- то, а другая это запрещает (например, наша комиссия запретила демонстрацию какого-то фильма, а Министерство культуры — разрешило, и как тогда быть?). Часто сложно во всем этом разобраться и людям, занимающимся бизнесом. Считаю, что должна быть единая структура, которая занималась бы экспертизой и выдачей разрешений на предание огласке того или иного информационного продукта. Наша комиссия должна выдавать заключение к выдаче лицензии, а не наоборот. Такая несогласованность в законодательстве приводит к тому, что оно не работает.
— Сейчас отовсюду раздается много критики, касающейся качества социальной рекламы (недейственная, используется с целью «пиара» того или иного чиновника и т.д.). Как вы считаете, какой должна быть социальная реклама, чтобы она заработала?
— Меня неприятно удивляет реклама наподобие: «Мама, почему я урод?» или «Возвращайте некачественный товар». По моему мнению, подходы к социальной рекламе должны быть другими. Считаю, что в первую очередь социальная реклама должна быть скрытой и действенной. Например, в фильмах должна быть идеализация здорового образа жизни через спорт, патриотическое воспитание молодежи. Главные герои своим позитивным примером должны показывать, как достичь успеха. Взять хотя бы русский фильм «Кадеты». Вряд ли в суворовских училищах все происходит так романтично, как это показано в телесериале. Но, как свидетельствует статистика, в год выхода фильма на телеэкраны увеличилось количество желающих вступить в военные училища. Поэтому и в украинском кинопрокате должно быть больше продукции, направленной на пробуждение в молодежи патриотизма, чувства ответственности за себя и других. Это касается и социальной рекламы.