Министерство труда и социальной политики разработало и направило в профсоюзы на согласование предложения. На этот раз — по поводу уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда и перераспределения страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и обязательные сборы в Пенсионный фонд. В этом документе предлагается изменить ставки страховых тарифов и сборов, которые выплачивают работодатели и наемные работники. Если эти предложения будут приняты, то начисления на фонд оплаты труда, которые выплачивает работодатель, уменьшатся, а отчисления с зарплаты работающих увеличатся.
Разговоры о необходимости уменьшения налогового давления на производителя, в частности начислений на фонд заработной платы, чтобы вывести зарплату из «тени» и дать возможность пополнить оборотные средства предприятий, ведутся уже не один год. Поэтому стремление наконец осуществить шаги в этом направлении можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но»… Ясно, что снижение ставок начислений для предприятий приведет к значительному уменьшению поступлений в государственные страховые социальные фонды. Чтобы этого не произошло, не мудрствуя лукаво, решили просто переложить налоговое бремя на плечи работающих граждан.
Следует заметить, что такая тенденция просматривается в последние три года. Сначала работающих вынудили платить в Пенсионный фонд не 1%, а 2% с зарплаты, превышающей 150 гривен (менее $30!), потом ввели отчисления в фонд страхования от безработицы, а уже в этом году установили сбор на страхование в связи с временной потерей работоспособности. Согласно действующим сейчас тарифам, работодатели выплачивают по всем видам общеобязательного социального страхования (пенсионное, на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве, в связи с временной потерей работоспособности) 38,4% от фонда оплаты труда, а наемные работники — 1,75% от зарплаты до 150 гривен и 3% от зарплаты более 150 грн. Минтруда же предлагает, чтобы с 1 января 2002 года работодатели выплачивали в целом 26,9% от фонда оплаты труда. А сами работающие — 13,75% от зарплаты, не превышающей 0,5 среднего размера зарплаты по отраслям экономики за предыдущий год, и 15% от зарплаты, превышающей этот показатель.
Понимая, насколько негативно отнесется население к увеличению отчислений на общеобязательное государственное страхование с собственной зарплаты в 5 — 6 раз, Минтруда одновременно предлагает ввести с 1 января следующего года новые ставки налога, который взыскивается с физических лиц, и установить минимальную зарплату на уровне 160 грн., а необлагаемый налогом минимум — 80 гривен. Предлагаемые новые ставки налогообложения предусматривают, что месячный совокупный доход до 80 гривен облагаться налогом не будет, от 80 до 800 грн. будет облагаться налогом по ставке 10% от сумм дохода, превышающего 80 грн., налог на часть дохода, который превышает 800 грн., составит 20%, а более 1600 грн. — 25%. Неизвестно, какой арифметикой руководствовались разработчики документа, делая вывод, что снижение ставок налогообложения будет компенсировать увеличение страховых тарифов, но элементарные арифметические подсчеты показывают, что общая сумма всех отчислений с зарплаты работающих вырастет в среднем на 40%. Причем этот рост будет наиболее ощутимым именно для тех, кто получает самую низкую зарплату. Например, если сейчас общая сумма отчислений с зарплаты в 100 грн. составляет 10,25 грн., то в случае принятия предложений Минтруда, она составит 15,75 грн., т.е. увеличится в 1,53 раза; с зарплаты в 300 грн. (что близко к средней зарплате по Украине) соответственно 54,55 грн. и 67 грн. (в 1,23 раза); с зарплаты в 500 грн. — 100,55 грн. и 117 грн. (в 1,16 раза). Очень интересный подход к уменьшению налогового давления, не правда ли?
Анализ этих предложений по поводу целей и возможных результатов показывает наличие одного существенного противоречия. С одной стороны, предприятия за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда получат дополнительные оборотные средства, что позволит расширить производство товаров и услуг. А с другой — уменьшается часть заработной платы, которая будет выдаваться работающим после отчисления всех обязательных платежей. То есть фактически уменьшается реальная заработная плата и, как следствие, и так очень низкая покупательная способность населения. Кто же тогда будет потреблять дополнительно произведенные товары и услуги, и зачем увеличивать их выпуск? Ведь главным стимулом роста производства является платежеспособный спрос.
При таких условиях может возникнуть ситуация, что зарплату станут продолжать прятать в «тени» уже по инициативе самих работающих, которым, как сейчас работодателям, не захочется нести большое налоговое бремя на своих плечах.
И еще один существенный момент. Предлагаемые ставки платежей в общегосударственные страховые фонды, которые взыскиваются с наемных работников, почти равны ставкам, действующим в развитых европейских странах. Но никто не учел, что в этих странах общий фонд оплаты труда в структуре ВВП составляет 50 — 65% (в Украине, при корректном подсчете, этот показатель не превысит 25%). Не говоря уже о размерах средних зарплат. Ведь одно дело брать 20% со среднеевропейской зарплаты в — 1,4 — 2 тысячи долларов, и совсем другое — с 60$ — из среднеукраинской.
То, что нагрузку на фонд оплаты труда нужно уменьшать, не вызывает сомнений, как и то, что каждый работающий должен платить за свою социальную защиту сам. Но при нынешних условиях перевод налогового бремени на плечи работающих граждан причинит лишь вред не только самому работающему, но и экономике. Поэтому предложения Минтруда есть смысл осуществлять лишь после реформирования оплаты труда и увеличения ее удельного веса в ВВП. И в этом плане возникает вполне логичное воспоминание: еще в декабре прошлого года указом Президента была одобрена «Концепция дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине». Так может, Минтруда следует начать именно с реализации этой концепции, а уже после этого вводить новые страховые тарифы? Ведь для того, чтобы работающий мог их оплатить, нужно иметь с чего выплачивать. Или опять при проведении реформ пытаются поставить телегу впереди лошади?