В свой XXI век Украина вступает разделенной, во всяком случае ментально, на Восточную и Западную. Большей частью предпочитают по определенным причинам не говорить об этом, особенно — функционеры национально- демократических партий. Но никуда от этого не денешься. Наша восточная и западная «инаковость», включающая в себя также несколько отличное «цивилизационное поле», — явление исторически понятное и вполне нормальное. Важно, чтобы мы, «восточники» и «западники», взаимно уважали друг друга, больше знали о себе — не старых враждебных идеологических мифов, а человеческой правды, и достигали более глубокого взаимопонимания.
Галичане, к которым принадлежу, никогда не хотели и не хотят быть «поляками» или «под поляками». Но так же не хотят быть «хохлами». Их издавна питало свое национальное сознание, которое помогло сохранить свой национальный язык и культуру. Причем не только в селах. И под австрийской, и потом под польской властью, в период между войнами, в городских галицко-украинских культурных и финансово-хозяйственных институтах господствовал свой, украинский дух, выразителем которого была прежде всего интеллигенция. Действительно, можно сказать, что в Галичине была своя «украинская хата на Европейской улице».
Вклад моих земляков в национально-государственное возрождение, начавшееся в Украине в конце 80-х годов, — важный и бесспорный. И сегодня, переживая так же трудно, как и другие, «напряженность цивилизации», они не впадают в черный пессимизм или какое-то «капитулянтство».
К чести львовской интеллигенции, она посодействовала демифологизации так называемого галицкого «пьемонтизма». Возможно, многим читателям «Дня» неизвестно, что в первых числах декабря 1998 г. на очередном «Львовском семинаре» был обсужден больной вопрос: о месте и роли Галичины в Украине и мире. Докладчиками выступали доктор истории Ярослав Грицак и известный общественный деятель, психотерапевт Александр Фильц. Итак, господин Фильц откровенно поставил вопрос: Галичина — Пьемонт или Галилея? Стоящее внимания такое его утверждение: «Не Пьемонт является метафорой Галичины. Наиболее соответствующей метафорой для нее — как бы парадоксально это ни звучало — является метафора Галилеи».
Галицкая ментальность и геокультурное положение нашего края создает фактор своеобразия Галичины. И если поляки свою часть Galicii рассматривают как резервуар духа и традиций, то в Украине ту же роль резервуара духа и традиций украинскости следует признать за нашим галицким краем.
Такое мнение разделяет галицкая интеллигенция и, в частности львовская, не претендуя на известную в истории создания итальянского государства роль Пьемонта.
Галичане склонны, несмотря ни на что, поддерживать веру в свою идентичность, особые черты, и ничего плохого или «вредного» в этом нет. Оказавшись в государстве Украина, о котором так давно мечтали, ныне они несколько разочарованы, чувствуют «отодвинутыми на периферию», немного «обижены» за недостаток внимания к ним. Такие чувства, как и необоснованная эйфория, свойственны галицкому менталитету.
Первый год XXI в. для галицких интеллектуальных кругов и всех «сознательных галичан», судя по всему, пройдет под знаком подготовки к празднованию 800-летия прославленного государственного мужа Данила Галицкого, коронованного в 1254 г. Папой Иннокентием IV на короля Галицко-Волынского государства. Во Львове создан общественный комитет, задачей которого является сооружение в этом королевском городе памятника Данилу.
Другим значительным событием для львовян будет ожидаемый приезд в город Льва нынешнего Понтифика Иоанна Павла II, который родился в польской части Западной Галичины. В подготовку к встрече Папы включилась также львовская городская и областная власть.
Ну, а кроме этих важных событий, во Львов наезжают и будут наезжать в течение года (грядут парламентские выборы!) политики различного калибра и партийно-идеологических платформ. Не только те, кого традиционно называют национал-демократами. Во Львове активизируют свою деятельность СДПУ(о), Демсоюз, осматривает свои поредевшие ряды НДП...
Особого интереса к партийной жизни галичане не выражают. Как и не радуется тому, что с начала осени электричество не отключают и пенсии платят регулярно... Чему радоваться? Что при свечах не живем? Нужно же когда-то начать уважать себя.
... До самой Иордани в галицких хатах будут по вечерам светиться в окнах яркие елки. И будут колядовать молодежь и старшие. Как и в прошлом году, и много десятилетий назад, желая Божьей благодати «нашей славной Украине». Этот край мечтает об Украине, надеется на нее...
И остается ее своеобразной, особой украинской «Галилеей».