Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СОЛО ДЛЯ ЛЕДИ

4 апреля, 2003 - 00:00


В Театре им. И. Франко на малой сцене в фойе две легендарные актрисы коллектива, Юлия Ткаченко и Наталья Лотоцкая, познакомили зрителей со своей новой работой. Спектакль «Премьера» поставил Александр БИЛОЗУБ.

Прототипом главной героини пьесы Джона Кромвелла — Фанни Эллис — послужила реальная личность — прима театра 30—40-х годов Лоретта Тейлор. Ее называли волшебницей сцены. Для американской актрисы специально писались пьесы. Тейлор была любимицей Тенниси Уильямса. Успех, фантастическая слава, море поклонников. Затем увлечение алкоголем и забвение на десять лет…

Действие «Премьеры» Кромвелла разворачивается в переломный момент жизни актрисы, когда ей предлагают сыграть Аркадину в чеховской «Чайке». Все ожидают сенсации. Поклонники Фанни (Юлия Ткаченко) уверены, что великие актрисы без боя не сдаются, а недоброжелатели утверждают — будет провал: алкоголичка не сумеет вырваться из порочного круга, в котором пребывает долгое время. Она растеряла друзей, потеряла любовь. Ради мифа «звезды» Фанни пришлось многим пожертвовать, скрывать, что у нее есть двое детей. Они выросли без материнской ласки, получая лишь чеки на содержание. В прошлом остались многочисленные любовные приключения, толпы почитателей, а ныне актрису фактически забыла публика. За полчаса до начала спектакля какой-то «доброхот» передает презент. В красивой коробке оказывается… бутылка бренди. Страшное искушение для пьющего человека. Выпить глоток для храбрости? Но верная помощница актрисы Хекки (Наталья Лотоцкая) прекрасно понимает, что одной рюмкой дело не закончится. Она стойко переносила многолетние приступы агрессии, запои и капризы Фанни, неужели премьера не состоится из-за какой-то бутылки? За несколько минут до выхода на сцену перед глазами актрисы пройдет почти вся ее жизнь. Юлия Семеновна Ткаченко находит массу оттенков, передавая, сколь непроста ее героиня. Фанни и истеричка, и раненная женщина, и, увы, старая актриса, у которой все в прошлом.

Филигранно играют своих героинь Ю. Ткаченко и Н. Лотоцкая. Я сознательно не рассказываю, чем заканчивается спектакль, а настоятельно рекомендую всем, кто любит театр, самим познакомиться с франковской «Премьерой». В спектакле актрисы демонстрируют высший пилотаж профессионализма. Минимум декораций: три стула, две ширмы, но с первой и до последней минуты зрители попадают во власть чар таланта Юлии Семеновны и Натальи Васильевны. Поверьте, эта встреча с двумя примами вам надолго запомнится. Ведь обе довольно редко радуют новыми работами. 25 июля Ю. Ткаченко отметит юбилей. «Премьера» — настоящий спектакль-бенефис для актрисы.

— Эта пьеса о закулисье. О том, как создаются мифы, зажигаются и гаснут «звезды». Чего стоят аплодисменты? Я попытался разобраться в театральной кухне, — подчеркнул режиссер спектакля Александр Билозуб. — С волнением работал с корифеями украинского театра. Фактически всю свою жизнь они отдали сцене. Их жизненный и творческий опыт — бесценен. Каждая морщинка, грустная складка у губ, растерянные глаза — дорогого стоят. Для женщины, а тем более — актрисы, довольно болезненный период, когда на смену зрелости неукротимо летит старость. Не все могут смириться, что часть ролей им уже никогда, в силу возраста, не сыграть. Настоящие актрисы, если у них забирают театр, не просто гаснут — умирают. Драматургия Джона Кромвелла очень точно передает чувство страха — разлуки с профессией.

— Почти пять лет «Премьера» пролежала в франковском портфеле, — рассказала Юлия Ткаченко. — Пьеса камерная, а только в прошлом году у нас появился Театр в фойе и маленькая сцена для подобных постановок. Кроме того, мы никак не могли найти спонсоров, и проект заморозили... После спектакля «Отец», поздравляя с успехом Петра Панчука и Александра Билозуба, я попросила в следующей работе дать мне хоть эпизод. Саша тут же сказал: «Для вас нужна главная роль. Нужно только найти пьесу». Я предложила ему прочесть «Премьеру» Кромвелла. Билозуб загорелся идеей. Мы быстро нашли с ним общий язык. Режиссер необычайно бережно относится к актерам.

За 52 года работы на франковских подмостках Юлия Семеновна сыграла целую галерею образов в спектаклях: «Кассандра», «Лесная песня», «Грех», «Рождественская ночь», «Боярыня», «Талант» и др. Ткаченко — актриса большого драматического дарования, у нее никогда не было проходных ролей. А ныне в ее репертуаре всего две блестящих постановки — «Бал злодеев» и «Визит старой дамы». Теперь к этому короткому списку добавится «Премьера». По словам Ткаченко, она счастлива, что смогла познакомить зрителя с драматургией Д. Кромвелла. Образ Фанни дает широкое поле для игры: от эпатажно-скандальной примы до неуверенной в себе женщины.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ