В Национальном музее украинского народного декоративного искусства можно увидеть вырыванки Ольги Шинкаренко и изделия из соломки и лозы Зинаиди Луговой. Давние украинские техники, с которыми работают мастерицы более четверти века, совсем разные, но их объединяют не только праздничная тематика, но и высокий профессиональный уровень исполнения, что подтвердили как специалисты, так и посетители музея.
ЛОЗА — ЖИЗНЬ, СОЛОМА — НАСЛАЖДЕНИЕ
Среди произведений Зинаиды Луговой — хрупкие, светлые, почти невесомые соломенные ангелы, которые, кажется, вот-вот взлетят в воздух. Изысканные, филигранные скульптурные композиции из соломки — «Супруги», «Княгиня», «Несе Галя воду» и даже женские украшения из такого же деликатного материала. Поражает и разнообразие сказочных ларчиков и шкатулок из лозы для новогодних подарков и елочных украшений.
«В качестве материала мне больше нравится лоза, — сознается мастерица. — Когда только касаюсь ее руками, чувствую ее. Это — моя жизнь. А соломой я наслаждаюсь и развлекаюсь. Она пробуждает мою фантазию, ведь, работая с лозой, много не нафантазируешь».
Зинаида Ивановна жила и училась в Художественно— промышленному училище игрушки в городе Сергиев Посад (Загорск), потом в Московском общественном университете искусств. А переехав в Киев, влюбилась в украинское народное искусство, которое влекло ее давно.
Хорошо зная технику инкрустации соломкой, она работала в Киеве на фабрике «Украинский сувенир», где познакомилась с известным художником — Александром Саенко, который создавал целые мозаичные панно из этого материала.
«Я видела, что произведения Саенко — это шедевры. Но не хотела повторять его работы и ставить себя рядом с таким мастером. Мне захотелось сделать иконы в этой технике. Сейчас у меня их шесть, и я продолжаю работать над этой серией», — рассказывает Зинаида Ивановна.
«Лоза — материал очень сложный. Только сортов ее известно 360 видов, каждый из которых имеет свой цвет. Нужно знать, где она растет, какую именно нужно срезать для работы. Потом ее необходимо проварить, счистить.
До 1990-х в Киеве действовал питомник сортовой лозы. Со всей Украины приезжали мастера за саженцами, которых было сортов 40. А сейчас чтобы собрать необходимый материал, приходится искать его самой, в частности в Гидропарке», — раскрывает свои секреты пани Зинаида.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА — ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Свой опыт, мастерство и любовь к традиционному искусству Зинаида Луговая более 20 лет передавала детям в Киевском дворце детей и юношества, поэтому у нее много успешных учеников и последователей.
В этом же детском заведении почти четверть века преподает роспись, витинанку и вырыванку и вторая участница выставки — Ольга Шинкаренко. Ведет кружок (работающий бесплатно!), в котором учит детей главному — профессиональному подходу к творчеству. Очевидно, потому ее воспитанники занимают призовые места даже в международных конкурсах, конкурируя со школами искусств и другими учебными заведениями.
Работы самой художницы, представленные на выставке, сделаны по давней украинской традиции витинанки из лоскутков бумаги — это настоящий праздник цвета, гармонии и высокого мастерства.
«Очень люблю работать с цветом, подбирать его. А черный цвет не люблю, поэтому в моих работах его совсем нет, даже в композиции «Квадрат, который был черным» я использую темно-коричневый цвет. Это у меня еще с детства, когда мечтала стать художницей. Краски, которыми рисовала, были плохие, и я все думала о том, как можно нарисовать землю, но не черной краской, — признается художница.
МАГИЧЕСКАЯ СИЛА
В целом, в украинском традиционном быту витинанка появилась в середине XIX века. Ею селяне украшали полки, окна и стены домов. «Сейчас это давнее искусство, которым владела почти каждая хозяйка, настолько развилось и стало высокохудожественным, что превратилось в какую-то магическую силу», — отмечает Василий Корчинский, известный мастер витинанки.
«Вырыванка — это давняя техника витинанки, в которой не используют ножницы, а узор выполняется с помощью отщипывания кусочков бумаги руками», — объясняет Наталия Никитина, куратор выставки, научный работник музея. — Ее применяли во время церковных праздников, когда украшения для жилища нельзя было вырезать из бумаги».
Как рассказывает Ольга Шинкаренко, овладевала техникой вырыванки самостоятельно, по крохам собирая материалы. Приехав из Кубани в пятнадцатилетнем возрасте, она увлеклась украинским народным искусством, которое стало содержанием ее жизни.
«Когда я приехала в Киев и начала учиться в художественно— промышленном техникуме (он размещался на территории Киево-Печерской лавры), впервые попала в Национальный музей украинского народного декоративного искусства. Я была в восторге, когда увидела произведения Марии Примаченко, Екатерины Билокур, Анны Собачко-Шостак и других прекрасних художников. После художественной школы, где я получила академическое образование, для меня это был другой мир», — вспоминает художница.
«ДЕ КОЗА ХОДИТЬ, ТАМ ЖИТО РОДИТЬ»
Под воздействием увиденных в музее произведений, художница начала свой творческий путь с декоративной росписи, приближенной к Киевщине. Потом начала изучать технику витинанки, а через десять лет создает высокохудожественные и колоритные произведения в редкой технике вырыванки.
Интересно, что каждая работа мастерицы имеет свое поэтическое название: «Де коза ходить, там жито родить», «Мела зима. Глибоким снігом вкривала землю без кінця», «Без церкви людина, как без мамы пташина», «Стежка до рідної хати», «Малинові роси у твоїх очах». Названия подобраны так, чтобы создать целостный образ картины, который органично дополняет композицию и цветовое решение произведения, отмечает она.
«Произведения Зинаиды Луговой и Ольги Шинкаренко, представленные на выставке, — очень знаковые, весомые и ценные. Это настоящее украинское искусство на высокой ступени роста, которое стоит того, чтобы быть представленным во всем мире», — отмечает Нина Саенко, дочь украинского художника, которого ЮНЕСКО признало выдающимся деятелем мировой культуры.
Всех желающих открыть для себя таинства традиционного украинского искусства и погрузиться в атмосферу праздника приглашаем посетить рождественски новогоднюю выставку в музее, которая продлится до 12 января.