Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СОВРЕМЕННАЯ УКРАИНСКАЯ СКАЗКА

Ее создала и создает работящая женщина Галина Петура
15 марта, 2002 - 00:00

Двор Галины Петуры еще издали виден. Цветет, как роза, в эту серую дождливую пору среди мрачной сельской улицы в Клиновом, которое затерялось где-то за километров тридцать от райцентра Городка. Кто идет или едет, тот остановится, залюбуется: красивый двор, словно сказка нерассказанная.

Средних лет хозяйка вышла к калитке и, отругав пса, чтобы сидел и не шевелился, не пугал гостей, пригласила в дом. Услышав, что очарованы ее двором, чуть опечалилась: «Вы бы приехали немного позже, когда я хотя бы вазоны вынесла и поставила в ряд с обеих сторон дорожки, которая ведет от забора и до самого порога. Или летом, когда палисадник зарастет цветами...».

Сейчас же рукотворные цветы играют всеми красками радуги на фундаменте, на котором стоит деревянный забор, украшенный по краям узорами, на всех четырех стенах обоих домов, нового и старого, и даже на стенах хлева. Там, в хлеву, — печь, возле которой Галина Петура несет бесконечную вахту. Она караваи и калачи создает.


Оба дома, словно музеи изобразительного искусства. Везде — вышитые рушники, подушки, салфетки и еще всевозможные какие-то изделия, которые прямо глаз радуют неповторимой красотой орнамента.

Все эти чудеса — и те, что на улице, и что в доме, — это ее, Галины, работа. В ее руках оживают глина, обычная ткань, тесто, доска. «Нет такого в природе, что я не повторила бы руками в любом материале», — уверена женщина, которая опровергла то давнее наблюдение: каков забор, таков хозяин. Анатолий Петура, ее «половина», согласился: «Каков забор, такая хозяйка». Он работал водителем в райпотребсоюзе, все время был в разъездах по базам и магазинам. Поэтому и двор, и дом держались на его жене. Хотя и она дома не сидела, «в колхозе самую большую норму прополки свеклы выполняла». Когда же райпотребсоюз развалился и Петура остался не у дел, сосредоточился на дровах — заготавливает в лесу, режет на поленья, рубит во дворе, складывает в сарае. Говорит со знанием дела: «Самые лучшие дрова грабовые. Дубовые, я вам говорю, немного не те». Прикидывается, будто сердится: «Эта печь жрет, словно сумашедшая, день и ночь горит. Я уже говорил Галине: завязывай с этим делом!»

Как же завязывать, когда в далекое, и, казалось бы, забытое Богом и людьми Клиновое, едут отовсюду — со Львова, Тернополя, Ивано-Франковска, Ривного, Луцка... Заказывают Галине Петуре караваи — свадебные, именинные, сельскохозяйственные, церковные... Еще с улицы начинают искренне любоваться красотой, что здесь их встречает. «Только что приезжали аж из Киева. Получили каравай для генерала, на именины», — хвастается женщина. Она уверяет, что и более высоким чинам, нежели этот генерал-юбиляр со столицы Родины, дарили караваи от Галины Петуры.

Повторяет в своих творениях живую природу, но сама никогда не повторяется. Птицы, цветы, колоски, листва, виноградная гроздь, которой украшает этот свадебный каравай, словно натуральные. Изобилуют различными яркими красками, как, думается, где-то в райских кустах. «Браки происходят на небесах», — это Галина по-философски объясняет, что в процессе творения поднимается в мыслях высоко-высоко, а потом возвращается к реальности — к своему двору, где с весны до поздней осени цветут розы, маки, астры, бархатцы, к ивам над прудом, к лесу за Клиновым, к вишневому саду... Мысль витает, руки делают, сердце поет. «Когда я устала, так пою «Летіла зозуля», еще и подтанцовываю», — искренне говорит.

Активное участие в процессе творения берет и Оксана, невестка Галины Францевны и Анатолия Йосифовича. Они родили троих сыновей — Валерия, Святослава и Юрия. «Двое отдельно, а Святослав с Оксаной — с нами», — рассказывает о родословной Галина Петура. Хвалит Оксану, рьяную в работе, но принципиально признает, что она не имеет такого дарования, как ей, свекрови, природа дала. «Но у нас другое настоящее чудо случилось. У старшего сына доченька Аленка родилась. В том же месяце, того же числа, в ту же минуту, что и я. Да, 10 января, без десяти десять вечера. Она уже в два года — рукодельница. Да, настоящая моя копия. Такой подарок, самый дорогой от Бога имеем!».

Смотрит на маленькую внучку Аленку, о себе вспоминает: «У мамы было два платка. У кого какая оказия, приходили одалживать. Послевоенные же годы были, люди ничего не имели. Вот вернулась как-то мама с работы на поле, сомлела: еле в чувства привели... Потому что я из тех платков ножницами аккуратно цветочки вырезала...».

Не помнит, чтобы кто-то из семьи раньше нее имел какое- то особое дарование к изобразительному искусству: «Пошла в невестки, когда здесь, на этом дворе, стояла обычная хата «під стріхою». Из глины, а из чего же еще? Я побелила снаружи, изнутри. Уже потом начали понемногу строиться, лет тридцать строились, конца не было. Один дом построили. Потом — хлев, потом — второй дом. А орнамент я по шаблонам, которые сама из линолеума сделала, нанесла на фундамент, на стены. Сыновья только помогали. Потом раскрасила масляными красками различных цветов».

Говорят, природа долго отдыхала, чтобы отдать ей, Галине Петуре, все, что раньше «недодала», опять немного отдохнула, чтобы уже наверстать, отдать «в том же месяце, того же числа, в ту же минуту» внучке Аленке. Из этого рассказа Галины Францевны вспоминается что-то языческое, извечное — такое, которое происходит вне сознания и воли. Она и не возражает против этого предположения. Потому что и сама, когда создает цветок из материала — хлеба, глины или ткани — забывает, где она есть и зачем это делает. Но это, по- видимому, и есть он, вдохновенный творческий процесс.

Галина Петура положила начало традиции. Она счастлива, что растет-подрастает внучка, которая когда-то эту традицию продолжит, а, может, еще и приумножит. Ей обидно, что в Клиновом только одна усадьба, где изобилуют натуральные и рукотворные цветы, где радует глаза орнамент: «Я давала шаблоны всем, кто только обращался. Но возвращали, говорили, что у них почему-то не получается так, как вот на моем фундаменте, на моих стенах. Так, говорят, незачем людей смешить».

Как говорят в народе, каждому — свое. В Клиновом, в близких и отдаленных от него селах много хозяев, которые могли бы опять активно участвовать в уже призабытых соревнованиях за образцовый двор. Однако если бы такие соревнования объявили, никто не превзошел бы Галину Петуру, муж которой имеет полное право изменить давнюю песню и запеть, что у него и изба белая, и жена милая.

В свое время она пекла и разукрашивала караваи для районного начальства за «большое спасибо». Теперь же имеет бизнес, к которому приобщила невестку и мужа. Считает, что рукотворные чудеса на фундаменте и на стенах зданий содействуют развитию ее успешного дела. А сыновья же ее где? «Едут в Польшу. Там строят дома. Начинают из нулевого цикла и — до петушка на крыше. Вернутся домой, немного отдохнут и опять туда же едут, новый объект берут», — рассказывает. Те усадьбы, что они за границей строят, — без изобразительных «излишеств». Как, кстати, и все другие усадьбы в селе Клиновом, где пока что преимущественно занимаются наиболее распространенным и самым традиционным здесь бизнесом — развитием свиноводства. Она же, Галина Петура, радуется, что родное село одобряет ее опыт и, хотя пока что и не может, но стремится позаимствовать, внедрить...

ОТ РЕДАКЦИИ

Конкурсы на звание домов или дворов образцовой культуры быта, которые были популярны лет 10 — 15 назад, действительно канули в Лету. Может, и правильно. В конце концов, каждый человек сам выбирает, как ему жить — в мерзости запустения или в чистоте и уюте. Ни для того, ни для другого не нужно ни особых средств, ни особых усилий. Нужно лишь желание. Просто одни предпочитают гадить в подъезде и писать на стенах бранные слова, а другие — озеленять двор или собственный балкон. Не для победы в конкурсе, а для себя. Как это делают, например, наши ближайшие соседи в Польше и Венгрии. А мы, возвращаясь, удивляемся: климат у них, что ли, другой — на каждом балконе такое цветочное многоцветие. Да нет, климат здесь не при чем. Отношение к себе и окружающим несколько иное, чем у нас.

Повлиять на это кардинально газета вряд ли в состоянии. А вот рассказать о людях, подобных Галине Францевне, которые желают жить достойно и красиво, и которых, к счастью, не так уж мало, «День» может. И потому мы решили провести конкурс материалов, рассказывающих об интересном опыте обустройства быта — городского двора, сельского подворья, приусадебного участка, просто балкона, наконец. Пишите нам. Самые интересные рассказы мы опубликуем на страницах газеты.

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День» село Клиновое Городоцкого района Хмельницкой области, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ