Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасение вместо «службы доставки»

Идея Ульяны Супрун заменить врачей «скорой» парамедиками вызвала как одобрение, так и протесты. «День» разбирался в ситуации
18 августа, 2016 - 10:13
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

От общения с врачами скорой помощи у многих украинцев врезалось в память несколько моментов: от звонка на номер «103» до приезда медиков проходит больше, чем определенные нормами 10—15 минут, персонал уставший, часто раздраженный, жалуется на низкую зарплату и наставляет: прежде чем вызывать бригаду, следует хорошо подумать, действительно ли человек нуждается в такой помощи. Возможно, действительно не умеем определять обстоятельства, при которых стоит обращаться в «скорую», а график работы медиков, социальный статус и зарплата не отвечают требованиям и ожиданиям. В работе скорой медицинской помощи однозначно нужны перемены. Но почему-то когда такую идею озвучила исполняющий обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун, врачи отреагировали неоднозначно: от одобрения до намерений прийти к ведомству с протестами.

Реформа «скорой» от новой главы Минздрава предполагает, что вместо врачей будут работать специально подготовленные парамедики. Вместо четырех человек, которые сейчас входят в бригаду, — а это врач, фельдшер, санитар и водитель, планируется оставить только парамедика и водителя-инструктора. Эта универсальная команда сможет оказать минимальную медицинскую помощь на месте и при необходимости оперативно довезти человека до больницы. В медучреждениях должны появиться отдельные комнаты или отделения неотложных состояний, где пациентам будут оказывать необходимую помощь, а после этого будут направлять в специализированные учреждения для дальнейшего лечения.

Ульяна Супрун планирует осуществить эту реформу за три-четыре года. Сейчас готовится соответствующая учебная программа, несколько наших специалистов уже проходят переподготовку в США, по возвращении они начнут пилотный проект в Одессе. При этом сокращение врачей, которого уже испугались многие работники «скорой», не предполагается. Экстренная медицинская помощь должна превратиться со службы доставки пациента до медицинского учреждения в службу спасения.

ЧЕМ ПРОВИНИЛИСЬ БАБУШКИ С ДАВЛЕНИЕМ?

Те, кто не поддерживает замысел Ульяны Супрун, планируют акции протеста около Министерства здравоохранения, в частности врачи из Запорожья. Не понимают, что будет с уволенными специалистами, где возьмут необходимое количество парамедиков, если таких специалистов в Украине крайне мало, как все это приспособят к нашим реалиям с плохими дорогами, неквалифицированными кадрами и постоянным недофинансированием.

Известный кардиохирург Борис Тодуров отметил в Facebook, что такой путь западная медицина проходила последние 30 лет с финансированием 9—20% от общего бюджета страны, а мы хотим преодолеть эту дистанцию за три года с бюджетом меньшим, чем 3%, при этом не имея статистики о ресурсах, кадрах и финансах.

Врач скорой помощи Руслан Солтисюк в отзыве на заметку коллеги советует сначала реформировать работу стационаров и внедрить реальную семейную медицину. «Должны быть комплексные многопрофильные больницы. «Скорая» не должна возить пациента по городу, чтобы устроить его в больницу, или по телефону договариваться о госпитализации. Семейные врачи должны работать с «хроническим контингентом». Бабушки с давлением или аритмией должны звонить своему врачу, а не на «103». Нужно определиться, на какие вызовы едет «скорая», а на какие — нет. Ведь часто бригада из трех-четырех человек везет в травмпункт человека с травмой пальца или беременную со схватками в роддом», — пишет врач.

Жалуются медики на отсутствие дискуссии по этой теме от Минздрава. Похоже, внутреннее совещание по поводу экстренной медицины, на котором Ульяна Супрун озвучила свои планы, дало ей начало и зацепило врачей за живое.

«ДОВЕЗТИ ПАЦИЕНТА ДО БОЛЬНИЦЫ — ЭТО УНИЖЕНИЕ»

Комментируя между собой, что и как следует менять в работе «скорой», врачи так или иначе признают: дальше так работать нельзя. Большинство готово поддержать реформу «скорой» при условии подготовки необходимых кадров и разработки отдельной стратегии.

«Мне нравится эта идея, и так должно быть. Сейчас задача врача «скорой» — взять пациента и довезти в больницу. Это даже унижение для врача, потому что он не выполняет свои функции напрямую, не проводит каких-то оперативных вмешательств и тому подобное. Но нельзя сразу этих врачей сократить, даже если так сэкономим бюджет. Те же медсестры не готовы сами принимать решения, они привыкли подчиняться врачам. Если они будут работать парамедиками, их нужно переучивать», — считает врач-анестезиолог Ровенской областной детской больницы Павел Сильковский.

Зато имеем позитивный опыт мобильных медицинских групп, которые работают на фронте как скорая помощь с бригадами парамедиков. Например, Первый добровольческий мобильный госпиталь им. Николая Пирогова за последние полтора года провел более тысячи операций и оказал помощь восьми тысячам пациентов. Их опыт универсален и мог бы стать образцовым для гражданских «скорых».

«Функция парамедика — оказать первую помощь, поддержать жизненные функции организма и довезти до больницы, где могут оказать более квалифицированную помощь, — объясняет Отто Стойка, главный врач Киевского городского центра здоровья. — Например, в США парамедики дежурят по 12 часов прямо в машинах, главная их задача — довезти человека до больницы. Но учитывая нашу ситуацию с низкими зарплатами и иногда низкой квалификацией, врачи так же часто выполняют функцию парамедиков — довезти до больницы».

Эксперты убеждены, что осовремененная служба скорой помощи с акцентом на парамедиков является ориентиром для развития нашей медицины. Но без поддержки врачебного сообщества на высокие результаты надеяться напрасно.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ