Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Спасите наш воздух!»

Жители курортной зоны под Чугуевом второй год борются против ядовитого предприятия. Пока — тщетно
29 августа, 2017 - 15:49
СЕРГЕЙ ЛИТВИНОВ
РУСЛАН ГУЛИЙ

«Приезжайте, мы задыхаемся! Спасите наш воздух», — взволнованно говорит по телефону Валентина, жительница дачного кооператива «Потенциал» близ Кочетка.

Следует добавить, что поселок Кочеток, который находится под Чугуевом, в 35 километрах от Харькова, давно является Меккой экотуризма, живописной природной зоной на побережье Северского Донца с ландшафтным и энтомологическим заказниками. Также здесь находится водосбор Харькова.

По словам местных жителей, просто в заводи реки, на территории бывшего кирпичного завода, с 2015 года компания «ТСК Рисайклинг Групп» устроила пиролизную переработку шин и других отходов I—IV класса опасности, отравляя воздух, воду и почву выбросами. Поверить в это было невозможно.

Однако в августовскую субботу Кочеток действительно встретил нас вместо речной прохлады и запахов трав удушающей вонью жженой резины.

ЧЕРЕШНЯ В САЖЕ

Сначала местный активист и преподаватель восточных боевых искусств Сергей ЛИТВИНОВ привел меня в дом с маленькими детьми в кооперативе «Акация». За их забором, метрах в 100, возвышалась кирпичная труба завода, правда, — без дыма. «Дым шел ночью. Мы проснулись, потому что спать было невозможно, и закрыли окна, несмотря на жару», — говорит владелица дома Татьяна. Она добавляет, что в последнее время дети начали болеть.

Руслан ГУЛИЙ, председатель дачного общества «Потенциал», который также расположен недалеко от завода, рассказывает, что еще пять лет назад на дачах сбивало с ног от чистого воздуха после смога Харькова. С осени 2015 года, когда предприятие по переработке шин начало работать на полную мощность, с ног сбивает вонь.

Председатель рассказал, что дачи завода «Потенциал» строились здесь с 1987 года, на сегодняшний день кооператив имеет 173 участка, где постоянно находятся около 300 человек, в основном — пожилых и детей. Все, с кем мы встречались, с грустью рассказывали о «покрытых сажей черешне и клубнике», невозможности спать от горького дыма и криках о помощи.

«ПОХОЖЕ, ДЛЯ ЭТИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НЕТ ЗАКОНА»

Когда в 2013 году на территории местного брошенного кирпичного завода появились новые владельцы, стало известно, что здесь будут устраивать мусороперерабатывающее предприятие. Жители дачных кооперативов поблизости обеспокоились и начали требовать объяснений. Однако летом 2014 года внимание активистов переключилось на войну. Руслан Гулий, как многие украинцы,  начал возить на передовую волонтерскую помощь и ремонтировать военную технику. Именно в это время на заводе устанавливали и тестировали печи, которые заработали уже в следующем году.

С весны 2016-го, когда от выбросов завода стало тяжело дышать, люди начали вызывать полицию, подавать заявления в чугуевскую прокуратуру. «Мы два раза писали в Харьковскую областную госадминистрацию, в Кабинет Министров, отправляли обращения к депутатам. Однако чиновники ограничивались отписками, а проверки приводили лишь к временному закрытию завода. Работа быстро возобновлялась», — вспоминает Сергей Литвинов.

По словам Сергея, один из основателей «ТСК Рисайклинг Групп» Всеволод Савенко сначала обещал местным активистам, что печи будут работать на дровах, а перерабатывать они будут «подгузники и прокладки». Но предприятие начало термическую переработку шин, при которой резина разлагается, выделяя масло и мазут и выбрасывая в воздух канцерогены и смертельно ядовитые диоксин и фенол.

«Ветер несет яд не только на сады и дачи, а также в реку, к местному санаторию-интернату, где учатся дети с проблемами дыхательных путей, и в направлении общежитий военной части 92-й бригады в Башкировке, — перечисляет Литвинов. — Среди жителей дач начались отравления, астма и онкологические заболевания — уже имеем два случая. Причем врачи местной поликлиники отказываются фиксировать отравления, но неофициально советуют людям «срочно уезжать с этого места».

Жители неоднократно пытались сделать экологические анализы воздуха, но удивительным образом результаты оказывались в пределах нормы. Активисты заверяют, что данные экспертизы подделывали, а провести независимую проверку нет возможности, потому что лаборатории находятся под контролем владельцев предприятия. Среди последних, кстати, довольно известные в Харькове личности. Так, среди трех соучредителей, кроме Всеволода Савенко, отмечен Максим Китанин, сын печально известного в Харькове советника председателя города Геннадия Кернеса — Виктора Китанина, а также Ольга Титаренко, начальник коллегии судей в Харьковской области.

«Неудивительно, что иск от ГСЧС и другие против завода были проиграны. Также предприятие имеет много нарушений — начиная с просроченной аренды земли и ее нецелевого использования до незаконных поставок электричества и самовольного копания артезианских скважин. Но это не интересует ни одну инспекцию!» — возмущается Сергей Литвинов.

«Такое впечатление, что закона для этих предпринимателей вообще не существует! — утверждает Руслан Гулий. — Среди пострадавших от выбросов есть участники АТО и волонтеры, готовые выходить на протесты, потому что все остальные законные методы борьбы с экологическим преступлением исчерпаны. Это бомба замедленного действия, настоящий Чернобыль в Харьковской области — как экологический, так и социальный».

«ПРИЗНАЕМ, ЧТО МЫ «ВОНЮЧКИ»

Руководитель предприятия Всеволод САВЕНКО с готовностью отвечает на вопрос журналистов и соглашается с тем, что предприятие загрязняет окружающую среду.

«Да, мы «вонючки» и не скрываем этого! То есть запах там есть, безусловно, но загрязнение — в пределах допустимого. Мы выбрасываем в воздух не больше, чем машины на трассе», — заявляет Савенко и добавляет, что имеет все необходимые разрешительные документы для работы предприятия.

Также руководитель компании утверждает, что ближайшие дома находятся не менее чем в 500 установленных нормой метрах от завода, что противоречит тому, что видишь собственными глазами. И неясно, учитывает ли норму ветер, который разносит диоксин и фенол на много километров по лугам и рекам.

Но самым интересным является то, что главной причиной недовольства местных жителей Всеволод Савенко считает не опасность для их здоровья и жизни, а... «желание кучки людей заработать на протестах». «Они просто хотят эти участки земли кому-то продать! — заверяет Савенко. — Проблема буквально в пяти-шести людях, которые подталкивают других. Им неинтересно останавливать загрязнения».

В то же время активисты заверяют, что не раз предлагали Савенко несколько разных путей решения проблемы — от переработки жидким азотом до установления мощных фильтров. Были предложения сделать производство закрытым, без доступа воздуха, или перенести его на пустые земли брошенных хозяйств, не представляющих экологической ценности. Но любые инициативы предприниматели отбрасывают, объясняя это нехваткой финансов.

Сейчас люди требуют закрытия опасного предприятия, которое уничтожает курорт, и надеются на личное вмешательство в ситуацию председателя области Юлии Светличной. В ином случае жители собираются перекрывать трассу на Изюм уже в сентябре или устроить акции протеста под райгосадминистрацией и около домов предпринимателей-загрязнителей.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ