Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Споткнулись о... воду

Проблема обеспечения Крыма не может быть решена без Украины, значит, ее решат только после деоккупации
20 марта, 2020 - 11:46

Странная ситуация. С одной стороны, на «праздноваении» шестилетия крымского «референдума» спикер российского крымского «госсовета» Владимир Константинов говорил о возобновлении подачи воды в Крым по Северо-Крымскому каналу «Мое мнение следующее: у врагов ничего брать нельзя. Тем более — давать им возможность участвовать в своем жизнеобеспечении. Кто может быть уверен в последовательности, надежности, способности договариваться современного Киева? Решать проблемы во взаимодействии с ним до тех пор, пока не будет восстановлено законное Украинское государство, пока не наступит выздоровление украинского общества — не просто неосмротрительно, это самоубийственный путь «. Бегло отметим, что спикер делает здесь детские ошибки, так как по международным правом не легитимной является не Украина, член ООН и уважаемое в мире государство, а его самопровозглашенная «Республика Крым», и поговорку о том, что «договоры не стоят бумаги, на которой они написаны», повторяют мировые политики в отношении не Украины, а России, так же, как и сентенцию о том, что нельзя быть уверенными «в последовательности, надежности, способности договариваться» касается не Киева, а Москвы. Суть не в этом.

Суть в том, что спикер, называя украинцев «врагами», просто «делает красивую мину при плохой игре». Потому что, с другой стороны, более важные, чем Владимир Константинов, политики, например постпред Крыма при президенте России Георгий Мурадов, в свое время говорил: «Мы хотели бы просить (президента России Владимира Путина. — Авт.) Помочь начать зондаж, возможно, переговорный процесс с украинской стороной о том, чтобы они нашу воду пропускали в Крым. Это не вода реки Днепр, которая принадлежит Украине, это наша вода идет с территории России... « Конечно, и Георгий Мурадов спекулирует водой, потому что делает вид, что не знает международного права по обеспечению населения водными ресурсами, по которому вода Днепра, поскольку он течет основным своим течением по территории Украины, является собственностью украинского народа. Но заметим, что руководство России намерено просить воды именно у тех, кого Константинов называет «врагами».

Тем более, что эти «враги» сами говорят об этом. В последнее время разные политики Украины. Да 1 февраля об этом заявлял глава бюджетного комитета Верховной Рады, нардеп от партии «Слуга народа» Юрий Аристов. Позже об этом же заявил глава фракции «Слуги народа» Давид Арахамия. И удивительно, что именно эта тема стала первой, о которой заговорил уже новый глава правительства Украины Денис Шмыгаль. Что и говорить, хорошие у России «враги» ...

ИСТОРИЯ О ВОДЕ

Проблема обводнения Крыму имеет долгую и богатую историю. Всем известно, что крымские татары в горной и предгорной зонах совсем не страдали от дефицита воды, потому что столетия работы на земле научили их добывать и сохранять живительную влагу. Более того, как свидетельствуют мемуары путешественников и исследования тогдашних ученых, до аннексии 1783 Крым был в значительной степени покрыт густым и плотным лесом, который позже российские мастера вырубили на «избы» и на корабли. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Большом каньоне Крыма, например, до сих пор ученые находят тысячелетние деревья. Тот крымский девственный лес хорошо сохранял воду, недаром же даже Пушкин уже в XIX веке писал о «судоходном Салгире». Поэтому считается, что Крым в древние времена был нормально обводнен, но он потерял воду в результате хищнического хозяйствования российских пришельцев. Фактически из крымского леса под руководством Потемкина были построены все первые корабли Черноморского флота, о чем хорошо написано в Романе «Фаворит» Валентина Пикуля.

Крым стал страдать от жажды после потери этой естественной защиты. От безводья прежде всего страдала степная зона Крыма, а северный Крым и вовсе был покрыт солончаками, потому соленая морская вода фильтровалась в почву и выступала на поверхность. Поэтому перед российскими учеными уже тогда встала проблема нового, теперь уже искусственного, обводнения Крыма. Одним из самых фундаментальных тогдашних исследований было исследоование Владимира Менделеева, сына великого химика Дмитрия Менделеева. О нем мало знают, потому что он заболел и рано умер. Но уже после его смерти его отец в 1899 году издал труд своего сына «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива», который касалась и проблемы воды в Крыму. Это был первый проект будущего Керченского моста. Однако к исследованию ученого никто не прислушался. Значительно позже был построен Волго-Донской канал, часть воды Дона пошла в Волгу, а значит, приток воды в Азовское море уменьшился, и его уровень вместо того, чтобы подняться, наоборот, снизился. Соленая черноморская вода хлынула в Азовское море и от повышения уровня солености в нем погибло много видов ценной рыбы, чем был уничтожен источник ценных видов рыбы и российской икры, который давал до 45% его добычи в стране. Исследовав ситуацию вокруг Азовского моря, Владимир Менделеев сделал вывод, что его обводнение невозможно ни за счет вод Кубани, ни за счет вод Дона. Он отметил, что фактически единственным источником воды для Крыма является Днепр, из которого, как он предполагал, должен быть построен канал в Крым. Именно этот проект и был реализован в 60-х годах по инициативе Никиты Хрущева, который собственноручно пустил воду Днепра на полуостров.

ВАРИАНТЫ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ

Следует отметить, что сепаратисты всех мастей всегда понимали, что если они отделят Крым, то Украина прекратит поставлять воду, электроэнергию, газ и продовольствие. Например, в 90-х годах, когда команда Мешкова-Сабурова разрабатывала такой проект, то они предлагали свои варианты выхода. Были они до смешного детскими, и все же рассматривались на полном серьезе. Например, для обеспечения Крыма электроэнергией они предлагали перетащить к крымским берегам из Северных морей списаны ядерные лодки, которых там много, запустить энергетические установки и соединить их с энергосистемой Крыма. Хватило ли бы этого, пожалуй, никто не считал. Что касается воды, то они предлагали доставлять ее в Крым с Кубани танкерами. При условии, что Крым получал по Северо-Крымскому каналу 2 миллиарда кубометров воды в год, что составляло 85-90% потребностей полуострова, сколько бы танкеров было нужно и как из них поливать посевы в степи, никто не рассчитывал.

Российские власти теперь опять не прислушиваются к выводам Владимира Менделеева. Потеряв воду Днепра, крымские коллаборационисты начали перебирать возможные варианты. К работе были привлечены ученые российской и крымской (есть и такая!) Академий наук, различные изобретатели и рационализаторы. Было апробировано много технологий. И отвергнуто. Попытки опреснения воды Черного и Азовского моря оказались слишком ограниченными. Кроме того, они давали воду, опасную для потребления. Другие «рационализаторы» предлагали очищать канализационную воду. Но и ее слишком мало, кроме того, способ опасен распространением кишечной палочки и различных болезней.

Академия наук решила проверить выводы Владимира Менделеева и исследовала способы переброски вод с Кубани и Дона, но пришла к выводу, что сын великого химика был прав.

Остался единственный ограниченно доступный оккупантам способ — добыча подземных вод с помощью артезианских скважин. Следует сказать, что именно такую ??воду в Крыму раньше очень ценили, ведь она очень чистая, профильтрованная через естественные сита, и является, по сути, минеральной. Россияне же завели в Крым так называемые трубопроводные войска, которые сделали сотни скважин, добывают чистую минеральную воду, а затем подают ее по грязным трубам и выливают в русло канала, идущего на Феодосию и Судак, поскольку там с водой положение сложное. Люди получают ее не более часа-двух в сутки. Страдает курортный сектор.

Однако сразу же оказалась жаль этого метода. Уровень пресной грунтовой воды значительно снизился, в колодцах степной зоны пропала вода, зато поднялись соленые воды, вода в колодцах уже не пригодна для потребления ни для людей, ни для животных. Большие площади степи начали превращаться в солончаки, на которых ничто не способно расти. По сути, добыча подземных вод из глубин Крыма — это экологическое преступление против населения и природы полуострова, потому что причиняет непоправимый вред, которой в будущем невозможно будет устранить.

ПРОТИВ ПРОБЛЕМЫ ВОДЫ ОНИ БЕССИЛЬНЫ ...

Таким образом, проблема воды — это одна из немногих, перед которыми даже российская академия наук оказалась бессильной. Крыму негде больше взять 2 миллиарда кубометров воды ежегодно, кроме русла Днепра.

Действительно, запасов поверхностных вод, то есть за счет дождей и снега, которые собираются в водохранилищах, Крыму хватает для ограниченного пользования. То есть этого достаточно для потребления населением. Но этого не хватает для российских воинских частей, для промышленности, для орошения посевов. Итак, теперь оккупационный правительство должно, учитывая дефицит воды, сдерживать как строительство жилья, так и строительство новых предприятий, дислокации новых воинских частей и тому подобное. Ан нет! Правительство Крыма спланировало и развивает план переселения из России большого количества жителей. На полуостров перебрасываются все новые авиационные, ракетные, штурмовые, специальные войска. Запущены заводы военно-промышленного комплекса, выпускающие корабли, новые виды оружия, компоненты для заводов в самой России. В связи с переводом в Крым новых военных, чиновников и специалистов населения полуострова по неполным подсчетам выросло от 500 000 до 1 миллиона. Таким образом только для населения теперь не хватает уже не 2, а 3 миллиарда кубометров воды, и взять ее негде, кроме Днепра. Еще больше воды требует промышленность, расширяются посевы сельскохозяйственных культур. Они не останавливаются, значит, на что-то надеются?

Поэтому целые батальоны российских чиновников по-разному уговаривают украинских «коллег» то продать днепровскую воду, то обменять на освобождение Донбасса, то вообще каким-то образом выманить. И нет сомнения, что при малейшей возможности Россия обманет их, наобещает золотые горы, а потом, получив воду, ничего не выполнит, как это было не раз. Но дать воду россиянам, которые оккупировали и удерживают украинский Крым, сейчас равноценно тому, если бы украинские чиновники в бою против Украины еще и подносили россиянам гранаты и патроны. Есть надежда, что, может, а не найдутся легковерные, которые предадут Родину и купятся на российские уговоры. Единственной причиной возвращения в Крым днепровской воды может быть только возвращение в Украину самого Крыма.

Николай СЕМЕНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ