...Мы с американской коллегой Ханной Тоберн сидим в уютном ресторанчике на Дерибасовской и говорим об Одессе. Рассказываю о перспективе строительства торгового центра на территории заброшенного много лет назад Летнего театра в самом центре города - Городском саду. Анна удивляется:
- Я читала, что у вас недавно открылся Стамбульский парк. Была удивлена, ведь именно в Стамбуле на площади Таксим четыре года назад состоялись самые масштабные за последние годы протесты из-за планов построить ТРЦ в парке Гези. А у вас будут протесты?
- Трудно сказать. Одесса не так уж и часто протестует.
- Нам странно это наблюдать. Американцы считают, что если они могут сделать хоть что-то, то обязательно делают. Очень активно. А у вас есть какое-то недоверие к самим себе. Вы не верите в свои силы?
Сложный разговор состоялся за несколько дней до 18 ноября - дня, когда около двух тысяч горожан все-таки вышли на акцию протеста с требованием оставить Городской сад в покое. К сожалению, акция переросла в столкновения с участием полиции, после чего в Одессе начались аресты протестующих. Сейчас одесситы спорят: являются ли события вокруг старинного парка признаком рождения и формирования в городе гражданского общества, или же все это - лишь проявление конфликта интересов крупных бизнесменов.
Хронология событий
Чтобы неодеситам было понятно, о чем идет речь, отмечу, что Городской сад находится возле Дерибасовской и был разбит Феликсом де Рибасом (братом Иосифа де Рибаса) еще в 1803 году. Через три года, в ноябре 1806 г., он передал этот участок земли и молодые насаждения в городскую собственность - конечно, бесплатно.
Более ста лет спустя на части Городского сада, позади помещения тогдашней библиотеки Ришельевского лицея (сейчас - научная библиотека Одесского национального университета имени И.И. Мечникова), в советские времена построили Летний театр городской филармонии. Впрочем, эта территория уже достаточно давно находится в запущенном состоянии, театр не работает, а его территория площадью 0,3916 га оказалась в аренде.
Летом 2015 года общественная организация «Общая цель» начала сбор подписей с требованием восстановить работу театра, но успеха петиция не имела. Летом 2016 года активисты ГК «Азов» и «Общей цели» расположились на этой территории и заявили, что намерены реализовать там социальные проекты. Впрочем, это не было реализовано, и особой активности среди одесситов в плане защиты Летнего театра как культурной площадки не было.
В дальнейшем, в сентябре 2016 года, депутаты Одесского городского совета проголосовали за предоставление совместному предприятию «Солинг» разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу участка. Через год, летом 2017-го, предприятие получает документы, необходимые для строительства торгово-развлекательного центра. Впрочем, и этот факт, о котором писали журналисты, не вызывал возмущения широкой общественности. Но две недели назад в социальной сети Facebook лидер общественной организации «Зеленый лист» Владислав Балинский опубликовал акт обследования зеленых насаждений, который выдала комиссия городского совета на заявку владельца СП «Солинг» Диамида Згонника. Согласно этому документу, на Преображенской, 24 (адрес Городского сада) должно быть удалено 109 единиц деревьев, большая часть которых, по определению самой комиссии, находится в удовлетворительном или хорошем состоянии. Публикация этого акта вызвала волну возмущения в социальных сетях и медиа, одесситы начали призывать друг друга не допустить уничтожения части Городского сада на территории Летнего театра и не допустить появления в сердце города очередного торгового центра, которых в Одессе, в том числе и в центре, насчитываются десятки и сотни.
После этого 18 ноября горожане вышли на мирную акцию протеста. По разным оценкам, в ней приняли участие до двух тысяч человек – весьма солидное количество людей, проживающих в городе, что крайне редко выходит на митинги. С самого начала акция позиционировалась исключительно как мирная, ее участники подготовили шуточные плакаты и были настроены продемонстрировать городской власти свое несогласие с застройкой парка. Впрочем, довольно скоро протест перерос в столкновения с участием сотрудников полиции - с одной стороны, и молодых людей в капюшонах и балаклавах - с другой. Во время столкновений полиция применила резиновые дубинки и деревянные палки (потом одесситы назовут полицейских с деревянными кольями джедаями) к участникам протестов, а иногда (и это зафиксировано на многочисленных видео) полицейские били протестующих ногами. В свою очередь, активисты силой сняли железные ворота, которые закрывали проход на территорию Летнего театра, и принесли их в здание городского совета, расположенное неподалеку от Городского сада - как знак своего несогласия с заборами, которые закрывают Одессу от одесситов. В столкновениях досталось полицейским руководителям: так, все СМИ облетели фотографии начальника Главного управления полиции в Одесской области Дмитрия Головина с окровавленной головой, а начальник патрульной полиции Юрий Рыбак даже оказался в больнице из-за полученных травм. Кроме того, количество полицейских, которые, по официальным данным самой полиции, пострадали во время противостояния в парке, стремительно росло с каждым днем, дойдя до 26. Вместе с тем участники акций протеста, которые тоже немало получили дубинками, палками и ногами, о своих травмах официальным способом не заявили, объяснив это тем, что, мол, не подобает мужчинам жаловаться на синяки. Однако уже через несколько дней после событий выяснилось, что теперь активисты будут отвечать за синяки и гематомы полицейских...
60 суток и 600 тысяч
Через несколько дней после протестов город облетела весть: силовики пришли с обысками домой к одному из лидеров акции, представителю движения «Уличный фронт» Демьяну Ганулу. Выяснилось, что ему инкриминируют правонарушения, предусмотренные ст. 294 Уголовного кодекса - «призывы и организация массовых беспорядков». 23 ноября Приморский районный суд Одессы избрал активисту меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней без права внесения залога. Решение суда вызвало серьезное беспокойство среди активистов, ведь, как утверждают десятки свидетелей, Демьян не участвовал в стычках и не применял силу, а с представителями полиции, в том числе и с ее главой Д. Головиным спорил только на словах. В тот же день в соцсетях начался флешмоб, участники которого начали заявлять, что просят привлечь к ответственности по этой же статье УК и их - как «соучастников беспорядков».
А уже на следующий день, 24 ноября, в СИЗО попал еще один лидер протестного движения, бывший глава местного отделения «Правого сектора» Сергей Стерненко. Ему судья Приморского райсуда выбрал предохранительной мерой тоже 60 суток под стражей, но с возможностью залога в размере 600 тыс. грн. И уже в субботу, 25 ноября, председатель Одесской облгосадминистрации Максим Степанов публично заявил, что самостоятельно внесет необходимую сумму. Самое интересное, что Стерненка подозревают не только в организации беспорядков, но и в нанесении побоев лично Головину. Сам глава областной полиции уже дал необходимые показания, согласно которым активист будто бы ударил полицейского по колену. Впрочем, эта версия силовиков вызывает одновременно возмущение и шутки участников акции 18 ноября, ведь никаких видеодоказательств полиция пока не предоставила, а активисты не могут вспомнить, чтобы Стерненко бил главного полицейского области.
Измена или победа?
Пока в городе продолжаются суды и апелляции по обоим делам, одесситы проводят на территории Летнего театра субботники и воскресники, убирая мусор и постепенно обустраивая там арт-пространство для художников. Активисты призывают дизайнеров и независимых архитекторов разработать проект площадки для свободного использования его деятелями культуры, стремясь превратить этот уголок парка в место для культурного отдыха.
Между тем блогеры, журналисты, лидеры общественного мнения активно спорят о том, действительно ли события, которые всколыхнули город, являются проявлением роста гражданского общества с одной стороны и произвола силовиков и власти - с другой, или же схватки - просто результат конфликтов двух застройщиков .
«Беспредел полиции в ответ на произвол улицы - это за гранью разумного. Этот случай сегодня перевернул, положил на лопатки всю правоохранительную систему Украины. Полиция, прокуратура, СБУ, НАБУ и другие КУ-КУ объясняли промедление с задержаниями ожесточенных злодеев необходимостью тщательного сбора доказательств. Мотивировали невозможностью «закрывать по беспределу», ссылаясь на правовой характер нашего государства. Сегодня генерал Головин и судья Иванов дезавуировали в целом резонные оправдания своих коллег. И наказаны они должны быть и за это. Немедленно. В правовом поле. За несоответствие должности и измену присяге. Это не просто беспредел. Это предательство интересов страны», - уверен журналист, участник общественной расследовательской «Группы 2 мая» Владимир Саркисян.
Немало авторов отмечают, что в городе есть неоднозначное отношение к фигурам Стерненко и Ганула, которые не раз принимали участие в различных акциях протеста, являются фигурантами других уголовных расследований и, в частности, были замечены в том числе и в блокировании городских судов и акциях, направленных на оказание давления на правоохранительную систему. Возникает вопрос, не является ли их неожиданный арест за участие в событиях, где они вряд ли совершали незаконные действия, местью за предыдущие поступки:
«Знаете, у меня нет никакого пиетета к экс-руководителю «Правого сектора» в Одессе Сергею Стерненко. Более того, на 90 процентов мы оппоненты. Наши батлы многие наблюдали и в Фейсбуке, и живьем, начиная со времен одесского Майдана. Затем Сергей собирался бросать меня в мусорный бак и многие люди мне рассказывали, как «решали вопрос моего небросания». Разное было... Так вот, не будучи в восторге от деятельности Стерненко, я все равно выбираю его, а не «барыг» из Одесского городского совета во главе с мэром. Понимая всю ответственность, я все равно выбираю Стерненко, а не «респектабельных» бизнесменов, вчерашних преступников. Не разделяя полностью методов, я все равно выбираю Стерненко, а не беспринципных приспособленцев, которые призывают не раскачивать лодку, так как качка им мешает продолжать свои грязные сделки. Когда нет справедливости и закон используется как дышло, всегда приходят Стерненко... Те, кто снова стал доминировать в городе и дерибанить его уже от имени общины, пришли к власти на плечах таких, как Стерненко. Сначала они сидели, как мыши под веником, и молились, чтобы их не трогали. А сейчас они осмелели. Город грабится бешеными темпами. Возможно потому, что инстинктивно понимают собственный конец. Рано или поздно... А Стерненко - один из тех, кто не пустил в город «русскую весну», - считает известная журналистка Зоя Казанжи.
Похожее мнение высказала и правозащитница Татьяна Герасимова:
«Первое, что я хочу сказать по поводу того, что «закрыли »Демьяна Ганула и Сергея Стерненко, - я не вижу никаких оснований для того, чтобы отправлять их в СИЗО. Подозрение в организации массовых беспорядков не выдерживает никакой критики по одной причине - с точки зрения Уголовного кодекса то, что произошло в Летнем театре 18 ноября, не было массовыми беспорядками. И я думаю, адвокаты это докажут... Я очень негативно отношусь к акциям Стерненко в театрах и концертных залах, к блокированию Малиновского суда, когда там рассматривалось «дело 2 мая»... Второе. Хлопцы-«патриоты», а вы, когда выполняли грязные задачи прокуратуры и полиции по блокированию залов суда, когда устраивали «массовые беспорядки» в Малиновском суде и 18 сентября под Ильичевским судом, наивно решили, что теперь у вас индульгенция на вседозволенность? Вы не понимали, что потом они вас начнут закрывать, потому что понадобится скомпрометировать гражданское общество Одессы, которое требует соблюдения законов от городских властей?.. Помню один эпизод во дворе Ильичевского суда. В тот день Пановский кричал под окнами суда и бросался яйцами. Один из адвокатов, защищающий сепаратистов, меланхолично пуская кольца табачного дыма, произнес: «Давай-давай, мальчик, старайся, через полгода ты будешь моим клиентом». Прошло всего два месяца. Родина бросит тебя всегда, сынок», - горько отмечает она.
Кроме того, что власть пытается дискредитировать протесты горожан попыткой выставить активистов преступниками в балаклавах (кстати, пока задержанных среди неизвестных, которые пускали слезоточивый газ и избивали людей, - нет), немало споров идет вокруг самих протестов. Следует объяснить, что в Одессе уже достаточно длительное время происходит противостояние между городской властью и одним из крупнейших застройщиков, бизнесменом Аднаном Киваном. Сейчас оппоненты защитников Городского сада отмечают, что высотные жилые комплексы компании «Кадорр», которая принадлежит А. Кивану, обезобразили немало одесских улиц, в том числе и ее центр. Однако протестные акции против застройки исторического центра если и были, то очень непродолжительные и немногочисленные. С другой стороны, строить торговый центр на территории Летнего театра собирается Д. Згонник, который уже получил немало городской земли под застройку, а его деятельность СМИ и активисты напрямую связывают с бизнесменом Владимиром Галантерником. Этот предприниматель действует в Одессе уже много лет и считается очень близким к действующему городскому голове Геннадию Труханову. Поэтому нынешнее противостояние скептики называют проявлением конфликта между Киваном и Галантерником. Впрочем, эта версия обычно вызывает улыбку у одесситов, которые уже больше недели убирают мусор в заброшенном Летнем театре и выходят на митинги в поддержку Городского сада.
Пока гром не грянет...
Как бы там ни было, но только после 18 ноября дело с возможным появлением ТРЦ в Городском саду приобрело не просто огромную огласку, но и правовое продолжение. Впервые за много лет безразличного отношения к этой территории «очнулись» прокуратура и областная власть. На прошлой неделе, уже после протестов, прокуратура Одесской области обратилась в суд с требованием признать противоправными действия городских властей о выдаче разрешения на проведение строительных работ, а именно строительство административного здания с торговыми помещениями и инфраструктурой по ул. Преображенской, 24.
Кроме того, 24 ноября Консультативный совет по вопросам охраны культурного наследия Одесской области проголосовал за изменение границ памятника архитектуры и градостроительства местного значения - Городского сада. На заседании совета, среди прочего, объяснили, что, согласно документам начала XIX века, в состав Городского сада входила и территория построенного позже Летнего театра, поэтому этот земельный участок является частью парка.
Выяснилось, что и позиция Министерства культуры - на стороне протестующих. В его письме в адрес СП «Солинг» отмечается, что правовых оснований для согласования строительства ТРЦ на территории комплексной охранной зоны исторического центра Одессы у министерства нет.
Сейчас протесты в Одессе еще не закончились, вопрос возможной застройки Летнего театра не решен, но чаша весов пока склонилась в пользу парка де Рибаса. Что же касается гражданского общества, то вряд ли его существование и развитие в городе вызывает сомнения. Вопрос только в том, чтобы как можно больше одесситов участвовали в жизни собственного города.