Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ставка на креативность

Как преодолеть системный упадок высшего образования
9 сентября, 2015 - 12:21
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Поражение всех реформ высшего образования в Украине, которая всегда отдавала большое предпочтение знанию и презирала невежество, свидетельствует о несовершенстве системы этого высшего образования, а точнее — о полном отсутствии системы в этой сфере так же, как и о нежелании проводить реформы. Будем честными, когда дети верхушки общества учатся за границей и пренебрежение к отечественным вузам все больше распространяется, тогда приходит в упадок не какая-то отдельная ветвь, а вся система. Мы стоим перед выбором: либо мы спасем наше образование, возвращая старые и хорошо известные методы дидактики (заучивания, рецитирования, реферирования, повторения за преподавателем, даже изучения наизусть лекций — истина в «готовом» виде), либо ставим на реформу вузов на основе креативности (анализ, синтез, изобретение, сопоставление, противопоставление, конкретизация и тому подобное, истина в «неготовом» виде), всячески поддерживая творчество студента и преподавателя как залог знания и образования. Болонская мимикрия уже давно себя разоблачила и никого не вдохновляет. Имейте мужество признать искусственность Болонской системы при условии ее торможения и очуднения чиновниками от образования. Как видим, выбор у нас небольшой. Правда, и его можно не делать, тогда образование продолжит приходить в упадок, а вместе с ним — и сама идея государственности в Украине. Это выгодно тем, кто не определился в проблеме существования такого государства. Господа, сделайте наконец свой выбор! Или мы живем в этой стране и заботимся о ней, или разбегаемся во все стороны как можно скорее, поскольку скоро станет совсем невыносимо. Так как более 40 млн человек разбежаться мгновенно и далеко не смогут, то поразмышлять есть над чем.

СТАВКА НА ТВОРЧЕСТВО И СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Единственная реформа, которая допустима в условиях системного упадка высшего образования, — это переориентация на потребности студента, на его креативность и способность пересотворения мира. Переориентация сознательная, а не мнимая. Это означает, что заучивание по образцу, автоматическое переписывание и точное соблюдение «ногтя преподавателя» должно быть заменено самостоятельным отбором и систематизацией материала студентом, ставкой на творчество, собственное мнение студента, побуждением к сознательному отбору любого материала или метода познания (личностей писателей или художественных текстов, например). Отправной точкой в высшем образовании должно стать признание права студента на особое миросозерцание, которое может вовсе не совпадать с преподавательским. Оценка должна ставиться не за совпадение миров преподавателя и студента, а за логику формирования и активность направлений мира студента. Именно это вузы никак не могут преодолеть.

Мы читаем студентам слишком много лекций, воспитывая таким образом пассивность и сонливость. Коммунистически направленное государство делало ставку на покорность и пассивность молодежи, но современная Украина не может себе этого позволить, нам есть во что укладываться. Самая интересная лекция не побуждает к творчеству, если студент должен прослушивать по три-четыре лекции в день на протяжении недели. Семинары спускаются на ассистентов, которые просто не успевают (из-за избыточной нагрузки, а не по причине лени) овладеть материалом настолько, чтобы свободно пользоваться им на занятии, в результате чего материал обрастает многочисленными недоразумениями и постепенно у студента исчезает интерес к такому познанию. Это здоровая реакция здорового индивидуума. С этим не нужно бороться. На этом нужно строить следующие шаги: снимать долой скучных лекторов (у нас всегда есть что поподметать); сокращать количество лекций как принципа навязанного знания; дать право студенту выбирать себе лектора, увеличить количество приглашаемых лекторов, в том числе и зарубежных. Пусть студенты сравнивают своих и приглашенных, пусть учатся видеть истинное и мнимое, пусть наконец поймут ценность собственного преподавателя (все познается в сравнении!).

Кто-то скажет, что это путь к хаосу. Нет, если признать, что студент — сознательное существо познания, которое больше всего хочет иметь знания, стремится овладеть специальностью и работать по ней. Не стремится? Тогда зачем, уважаемые коллеги, вы зачислили его в число студентов? Не ошибайтесь. Ошиблись — исправляйте ошибку, если сможете, но это отнюдь не должно влиять на принцип доверия студенту в высшем образовании. Доверяйте студенту, так как без его активности не будет никакого образования. Образование — это всегда самообразование. Нельзя изучить все правила этого мира и все его закономерности, но можно научить их искать, замечать, классифицировать. Это отличает высокообразованного человека от бездари-невежды. Функция преподавателя заключается в том, чтобы направлять на интересные источники, пусть даже спорные, очерчивать студенту пространство и тропы познания, и любознательность учеников станет вашей благодарной наградой.

«Я ВЕРЮ В СТУДЕНТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

Зачем студенту высшее образование? Чтобы научить его видеть то, что проявится в будущем, и тем самым делать ставку на развитие и процветание. А это значит, что никакие заученные знания (согласованные с мировоззрением преподавателя) ему никогда не понадобятся. Если мир меняется быстрее учебных программ вузов, то такие вузы должны отмирать или меняться ритмично и целеустремленно. В основу образования должен быть заложен принцип реагирования на перемены, принцип аксиологического отсеивания многочисленных темпоральностей, которые не имеют потенции к очерчиванию будущего. Обычно студент быстрее преподавателя воспринимает перемены хотя бы потому, что ему выпадает жить в новых условиях — когда эти перемены прорастут и станут клишированными. Его адаптивность выше адаптивности преподавателя. Поэтому я верю в студента больше, чем в преподавателя.

Условия жизни преподавателя, учителя нужно превратить из «выживания» в «процветание»; его философию — из «заработка» в «пророчество истин»; а его методику — из «обучения/закачивания» в «сотворение/преобразование». Для этого нужно осуществить не так много, как кажется: поверить преподавателю! Предоставить ему возможность сознательного выбора, вернуть престижность его специальности и поставить в условия живого обучения

Преподаватель — существо умственно развитое и способное к самопожертвованию, но отнюдь не взяточник с липкими ладонями. В основном преподаватели любят свою работу и балдеют от счастья общения со студентами, радуясь каждому озарению, каждому студенческому изобретению. Учительство в Украине всегда было глубоко почитаемой профессией, ведь именно в этой среде сохранялись ведущие идеи этноса и рождались философы, подобные Григорию Сковороде.

Следовательно, условия жизни преподавателя, учителя нужно превратить из «выживания» в «процветание»; его философию — с «заработка» в «пророчество истин»; а его методику — с «обучения/закачивания» в «сотворение/преобразование». Для этого нужно осуществить не так много, как кажется: поверить преподавателю! Предоставить ему возможность сознательного выбора, вернуть престижность его специальности и поставить в условия живого обучения, создать эти условия. Всегда были преподаватели, которые вопреки системе оставались креативными.

НА ПРИНЦИПАХ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Несколько слов о вредности компромиссов в вопросах образования. Нельзя начать операцию по удалению опухоли и приостановиться на пару лет. Если запустить механизм креативного образования, то необходимо последовательно его придерживаться по всем необходимым направлениям. Кто-то из моих коллег уверен, что старые вузы умрут за свою схоластику, но никогда не примут открытую творческую систему образования. В таком случае государство должно:

1) предложить старому вузу вариант перерождения, если оно отклоняется, то прекратить финансирование этого учреждения (зачем финансировать то, что не способствует государствообразованию?);

2) открывать новые вузы на позициях креативного образования, где изначально будут заложены соответствующие принципы, при соблюдении которых учреждение будет государством финансироваться, а при отказе от них — немедленно прекращается финансирование.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ...

Выполнение нижеприведенных рекомендаций может поспособствовать возрождению высшего образования. Игнорирование части, пусть наименьшей, этих рекомендаций, как показала практика «заваливания» Болонской системы, приведет к очередному системному упадку, который мы не переживем. Бесспорно, это не все, что необходимо сделать в высшем образовании, однако постоянно ставить на преподавательский и студенческий патриотизм и не замечать потребностей преподавателя и студента, эта позорная практика должна сойти на нет. Мы стоим на пороге либо больших преобразований, либо большого и окончательного самоуничтожения, и такое балансирование не может тянуться вечно, если мы не сдвинемся куда-то сознательно, то начнется несознательный развал, который трудно будет остановить. Знаю, что украинцам надоело жить в непрочном и социально мятежном мире, но обстоятельства уже сложились: игнорирование проблем вузов не решится само по себе. Мы потеряли большое количество талантливых деятелей искусства, инженеров, врачей из-за того, что затянули с этим обращением к креативности. Дальше тянуть некуда. Образование — залог возрождения страны.

Следовательно, для студентов необходимо обеспечить:

1) выбор курсов и их лекторов: на один и тот же курс могут предлагаться несколько лекторов, чтобы студент мог сориентироваться и выбрать более интересного для себя;

2) ставку на креатив по каждому делу на каждом этапе, в частности, дипломные работы, которые написаны по принципу перепевов, не принимать к защите совсем;

3) стипендию + поддержку фондами отличников для образования интеллектуальной иерархии;

4) перенесение акцентов с накопления знания — на его приложение и актуальность для будущего;

5) динамизацию высшего образования на уровне учебных планов специальности — возможность учиться в разных ВУЗах без потерь в отношении перевода;

6) рейтинговую систему как сквозную критериотворческую программу студенческой жизни;

7) возможность стажировки заграницей на любой срок;

8) возможность принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях вузов;

9) развивать не только научно-методическое сотрудничество с зарубежными ВУЗами, но и культурное и спортивное;

10) профессиональную перспективу, обеспечение наиболее талантливых самыми престижными рабочими местами — мониторинг рабочих мест остается за Министерством образования;

11) развитие неформальных студенческих братств, о которых сегодня наши студенты ничего не знают;

12) войну с плагиатом и списывани ем — антишпаргалка как программа каждого вуза за качество и престиж;

13) несданный экзамен или зачет должен повлечь за собой пересдачу через год, а не через день или неделю;

14) трудоустройство, особенно тех, кто учился на государственной основе — это престиж самого государства, его самоуважение;

15) профессиональное сопровождение студента и после завершения образования: разработка актуальных курсов переподготовки, основанных на свежем научном знании с целью совершенствования профессиональных навыков бывших студентов;

16) формирование фонда учебников в достаточном количестве и качестве: студент должен на руки получать необходимые учебники, все равно в электронном или бумажном виде;

17) медицинское страхование студентов;

18) организация отдыха студентов за пределами вуза: спортивные лагеря, трудовые лагеря, которые дают возможность заработать копейку и тому подобное;

19) стипендия должна прокормить студента.

Для преподавателей необходимо обеспечить:

1) введение индекса цитирования наряду со списком трудов;

2) рейтинговую систему — студенты ставят оценки преподавателям, а не только преподаватели — студентам;

3) конкурсную основу для чтения курсов и спецкурсов, независимо от того — они в обязательном списке министерства или в выборе студента: все курсы должны формироваться на основе сознательного выбора студента;

4) отмену обязательных зарубежных публикаций и разработку премиальной системы в случае наличия зарубежных публикаций не системы РИНЦ или др., а общепризнанных журналов — прекратить кормить сомнительные фирмы заграницей;

5) никто не оплачивает зарубежные командировки, поэтому не может быть и речи о требовании зарубежных публикаций; если же командировка была оплачена — требование должно быть выполнено или преподаватель возвращает потраченные средства;

6) конкурс в книгоиздании вуза;

7) конкурс преподавателей по критериям: индекс цитирования, список трудов, рейтинг по воспитательной, научной и методической работе;

8) должность и контракт — не больше пяти лет, лучше — три, чтобы предотвратить перерождение должности в теплое место;

9) если на протяжении пяти лет доцент / профессор не издает пособие или книгу — переводить на полставки или увольнять как такого, который не соответствует такой должности (к сожалению, это необходимость);

10) восстановление института кураторства;

11) поскольку учебных групп в сегодняшнем понимании не будет, потому что будут группы формироваться ежегодно в зависимости от выбранных студентами курсов, то каждая такая группа все равно непременно должна иметь внутреннюю организационную структуру (старосту) и куратора-преподавателя;

12) каждое направление специализации вуза должно издавать собственный специализированный журнал или другое периодическое издание, которое должно регистрироваться по существующему порядку ГАК, отсутствие такого издания должно сигнализировать Министерству о необходимости лишения лицензии;

13) преподаватель имеет право предлагать новые курсы и специализации и отстаивать их на регистрации квалификаций в общеизвестной форме;

14) страховую медицину.

Для вуза необходимо обеспечить:

1) постоянное обновление реестра специальностей в залог сознательного реагирования на запросы времени, поэтому актуально введение, например, «компаративистики», «медиалингвистики» и др.;

2) постоянное обновление спецкурсов и курсов в унисон развитию науки: когнитивное литературоведение, когнитивная лингвистика, медиалингвистика, психолингвистика и психосемантика...;

3) контракт с кем-либо не более чем на пяти лет, лучше три, ректор — два года;

4) позволить вузу продавать книги своих преподавателей (пусть другие вузы используют лучшее достояние вашего учреждения официально и плодотворно);

5) учебный план составляется, начиная с опроса студентов и активного учета их пожеланий, потом из опроса и учета возможностей преподавателей, и только в последнюю очередь учитываются определенные рычаги руководства (принцип минимизации консервативного влияния);

6) рейтинг преподавателей равно как и студентов;

7) рейтинг курсов и спецкурсов, практик и культурных мероприятий;

8) премирование рейтинговых преподавателей — единственный принцип премирования в вузе;

9) профессор, которому доверяет научная среда, набирает кадры, а не чиновник;

10) установление нормативов научного опубликования для каждой ступени ученых;

11) основание фондов поддержки преподавателей, студентов, науки, издания книг — функционально разделенных и взаимно независимых;

12) отчеты публиковать в университетской многотиражке, как и планы работы вуза — прозрачность руководящего звена;

13) устав, гимн и учебный план специальности вуза выдаются студенту на руки при получении студенческого билета или размещается на сайте;

14) совершенствование библиотечной системы — формирование фондов (если библиотека состоит из книг преимущественно советского периода, то о каком образовании идет речь?);

15) ставка на самообразование — сокращение аудиторных часов на студента и на преподавателя до разумного предела, которое может обеспечить оптимальный процесс учебы (консультативный, а не навязчивый характер преподавания);

16) активизация студенческих групп и движений, поддержка кружков и летних школ;

17) увеличение жилищного фонда с помощью инвесторов;

18) создание гибкой системы медицинских страховок в зависимости от взноса преподавателя и его значения для рейтинга вуза;

19) более активное использование возможностей интернета для публикаций, учебных программ, конкурсов и тому подобное.

Татьяна БОВСУНИВСКАЯ, доктор наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ