Перечислить черты украинского национального характера можно без особых затруднений. Но только изучив этот вопрос с помощью истории, этнографии, культурологии, антропологии, социологии, лингвистики, одним словом, этнопсихологии, можно понять, что с нами происходит, и спрогнозировать будущее Украины. Эта наука — зеркало, в которое смотрится национальное самосознание. Возможно, в этом изображении не все понравится, но зато появится шанс преобразиться в лучшую сторону. Наш сегодняшний собеседник — Анатолий БАРОНИН, автор учебника «Этническая психология», ведущий аналитик фонда «Содружество», привык называть вещи своими именами.
— По теории Гумилева, каждый народ переживает фазу детства, зрелости и т.д. На какой ступеньке находимся мы?
— О какой-то конкретной фазе, на которой находится Украина, судить сложно. До сих пор сохранились некоторые противоречия в определении корней украинского этноса (в свое время этим занимались В. Антонович, Д. Багалей, Н. Бердяев, В. Винниченко, М. Грушевский, Н. Костомаров). Если же обратиться к этнопсихологическим особенностям украинского этноса (и отбросить исторический фактор), то — в фазе детства. Слишком много внешних факторов, которые препятствовали развитию украинского народа как нации. Сегодняшний мир характеризуется высокими темпами миграции населения, и это оказывает существенное влияние на развитие народа каждой страны. Увеличивается численность нетитульных этнических общин в странах Европы, в том числе и в Украине. В связи с этим достаточно сложно говорить о том, смогут ли европейские народы сохранить самоидентификацию в современном мире, а значит, продвинуться в своем развитии, как народ, нация. То же касается и Украины.
— Насколько сильно связаны географическое положение, климат и национальный характер?
— На европейской части постсоветского пространства эти законы практически не работают. Причина тому — чрезвычайно сильное взаимопроникновение культур и множество общих внешних факторов. Географическое положение особенно проявляется при рассмотрении этнических групп, расположенных на значительном расстоянии. Например, европейцы и африканцы, европейцы и азиаты, жители экваториальной зоны и народы севера.
— Были ли шансы у «советского народа», объединявшего в себе такие разные этносы, стать нацией?
— Встречный вопрос — есть ли шансы у Европейского Союза стать нацией? Единой нацией — нет. Слишком велики этнические различия между населявшими его группами. Создание крупных межгосударственных объединений или, как в случае с СССР, федерации с широким спектром этнических групп в ее составе, обычно преследует политические и экономические цели, но не этнокультурные. Тем более, что СССР и не стремился к созданию единой нации в этническом смысле. Поэтому говорить о создании единой нации и в организациях, наподобие ЕС, — некорректно. Тот же «локомотив» Евросоюза — Франция и Германия имеют существенные различия как в этническом плане, так и с точки зрения исторических противоречий. А объединяет их коллективная защита экономических интересов и создание благоприятных условий для собственного развития.
— Часть российского общества все еще не может освободиться от имперской ментальности по отношению к Украине. Как, по-вашему, она будет изжита?
— Что касается имперской ментальности россиян, то это тот миф, который был создан нами же. Отношения между украинским и российским народом складывается не на правах «сестер», а на правах «матери и ребенка». В том смысле, что, опираясь на более весомый опыт государственности и экономического развития, Россия чувствует за собой большие преимущества, что отражается на сознании ее нации. Проанализировав межнациональные отношения между нашими народами, можно заметить, что отношение россиян к украинцам обусловлены навязчивой идеей опеки с одной стороны, и отношением к обостренной реакции на такую опеку со стороны украинского народа с другой. В некоторой степени сам украинский народ провоцирует такое отношение стремлением демонстративно подчеркнуть свою независимость. С психологической точки зрения это похоже на период, когда ребенок перестает слушаться матери, вызывая в ответ показательную демонстрацию своей несамостоятельности. В то же время эта опека уменьшается, когда ребенок доказывает самостоятельность своими действиями и поступками. То же самое характерно для нации. Проблема отношений между украинцами и россиянами не должна рассматриваться с точки зрения имперских амбиций России. Такая установка только будет способствовать формированию излишне негативных стереотипов и отвлекать внимание от основной задачи — формирования украинской нации и государственности на основе развития экономической, социально-политической и культурной составляющей. Этот процесс должен преследовать интересы нашего, украинского народа, а не выглядеть как умышленная конфронтация в отношении к России.
Ряд проявлений украинского менталитета, на мой взгляд, есть подсознательная конфронтация и стремление к компенсации тех чувств, которые возникают с ощущением на себе мифической «имперской ментальности». Наиболее ярким примером является «Глобус Украины». Это больше, чем шутка. Обычная гиперболизация, вызванная многовековым стремлением к обладанию своей территорией и реализации известного постулата «вiд Сяну до Дону».
И не стоит обижаться на такое восприятие Украины россиянами. Оно претерпит изменение, но лишь тогда, когда мы реально докажем, в том числе и себе, свою состоятельность как государства и нации.
— Не мешает ли различие настроений в лево- и правобережной Украине быть единой нацией?
— Различия в мировоззрении, восприятии внешнего мира, системах ценностей между лево- и правобережной Украиной безусловно есть. На эти два региона на протяжении целых столетий извне оказывалось диаметрально противоположное влияние. Кроме того, эти регионы населяют различные этнические группы, часть из которых является титульной нацией соседних с Украиной стран. В то же время, восприятие внутреннего мира и социально- экономические проблемы нас объединяют. В сегодняшней ситуации важно сохранить целостность народа, не внести раскол в социально-политические и культурные устои жизни. Важно сохранить языковую, религиозную и историческую толерантность в отношении каждого региона, идти на компромиссы.
Стремление некоторых политических групп ускорить процесс национализации населения ошибочен, ибо способен привести к крайне негативным последствиям и дистанцировать регионы. Искусственное ускорение национализации не может привести к формированию народа, напротив, может вызвать обратную реакцию некоторых групп населения. Невозможно ускорить то, что требует не одного десятилетия. Поэтому, иногда стоит отбросить политические амбиции и подумать о последствиях для самого народа. Путь к консолидации лежит, прежде всего, в социально- экономической плоскости.
Само же деление Украины на Западную и Восточную — процесс скорее надуманный и используемый в политических целях.
— В период кризиса украинского политикума правомерен вопрос: наш национальный характер совместим с народными волнениями?
— Конечно, достаточно вспомнить восстания XVII-XVIII веков. Народные волнения могут охватить любой народ, независимо от его этнопсихических особенностей. Основной фактор, толкающий народ к бунту, — переход определенного рубежа, будь то экономическая неудовлетворенность, ограничение его прав и свобод и т.д.
Однако украинцев трудно расшатать. Они могут быть объединены исключительно одной идеей, достижение которой будет желанием каждого. И эта идея должна быть конкретна. Абстрактные идеи, наподобие французских «свобода, равенство и братство» в Украине мало подойдут. Единым объединяющим фактором может стать лишь идея социально-экономического характера с конкретными последствиями для населения. Это хорошо понимает Компартия Украины, используя больную тему экономических и социальных проблем. И это работает, достаточно посмотреть на результаты парламентских выборов. В целом же народные волнения можно сравнить с чувством самосохранения у человека. Угроза для существования каждого в отдельности человека порождает стремление устранить эту опасность. И эта угроза — не только экономического характера. Она может быть политическая, культурная, религиозная. Вспомним хотя бы локальные народные волнения в эпоху охоты на ведьм в Европе, народные выступления на Кавказе и Западной Африке.
— Копнем поглубже, в коллективное бессознательное. Что из себя представляют архетипы украинцев? Тарас Бульба, Котигорошко, а может, Верка Сердючка?
— Архетипы украинцев — это результат тех исторических переживаний, которые выпали на долю народа. Это, прежде всего, героические образы, характеризуемые высоким уровнем самостоятельности, лидерства и внутреннего потенциала. Зачастую — это образы идеального народного лидера, характерные для Украины XIV — XIX веков. Часто это лидер национального масштаба с освободительной идеей. Обратите внимание — Ходжа Насреддин в Азии так же национальный лидер, но это проявляется больше в экономической плоскости — помощь бедным, отстаивание справедливости в имущественных вопросах и т.д. Такая же тенденция сохраняется в России. Например, если проанализировать русские народные сказки, мы не найдем так часто повторяемых эпизодов освободительной войны, кроме, конечно, против монголо-татарского ига, что в свою очередь нехарактерно для Украины. Основа русских сказок — образ представителя крестьянства — противопоставляемого царю, боярину, помещику и т.д. Здесь звучит также социально-экономический мотив. Что интересно, аналогичная психологическая привязка сохраняется и в индийском, китайском фольклоре.
Украинский же фольклор более трагичен по своей сути. Здесь больше драматизма и порой отсутствует так называемый «happy end», что подчеркивает подсознательные переживания и доминирование негативных эмоций. Кстати, украинский фольклор с психологической точки зрения более похож на устное народное творчество Шотландии. Те же переживания, обращение героев к своему краю в целом, как, например, «моя Шотландия» — «моя Украина», доминирование трагического и негативного над позитивом, элементы деструктивности как результата влияния внешней обстановки на героев и обстановку и т.д.
А Верка Сердючка — удачный коммерческий проект. Подобные персонажи есть во многих странах. Фундамент их успеха — подсознательное заострение внимания на женском начале в каждом человеке с некоторыми элементами матриархата.
— Может, все проще. Сердючка — удачная карикатура, а у нас все в порядке с юмором. Поговорим о негативе в украинской ментальности. Как с ним бороться? Может ли отдельный человек преодолеть в себе недостатки, свойственные нации?
— Не стоит исправлять самого себя. Главное — научиться ценить в себе лучшее и развивать это. Каждый человек — индивидуальность. Стремление коренным образом исправить себя чревато негативными изменениями в психике. Ментальность народа — многовековой продукт, и она не может быть оценена в соответствии с критериями «хорошо — плохо», она просто существует. Единственное, чего нельзя допустить, — это развития комплексов бедности, неполноценности и др. Это может повысить психологическую напряженность у населения, особенно в переходной период истории. А преодоление недостатков, свойственных нации, лишь вопрос культуры и лояльности, особенно к представителям других этнических групп. Это во многом и определяет демократическое общество.
Для украинцев характерно доминирование эмоций и чувств над волей и интеллектом. Силен индивидуалистический код ценностей, который стимулирует мотивацию достижений, личную независимость, автономность, стремление опираться только на собственные силы. Все эти черты можно встретить в украинской литературе. Неудивительно, что такая автономность в значительной степени мешает объединительному процессу в государстве.
— Эти недостатки заметны другим народам? Что думают они о нас?
— Боюсь, что этим вопросом, кроме нас, никто не задается. Современное отношение к нам в мире обусловлено плохим знанием Украины, как государства. Общее представление складывается из того образа, который формируется политической ситуацией как внутри нашей страны, так и во внешнеполитической сфере. Пора проводить более активную культурную экспансию и информационную политику, направленную на развитие знаний о нашей стране за рубежом, которая бы основывалась не на политических скандалах. Украина — страна с богатой историей и большим потенциалом, и это должно подчеркиваться.
В то же время на государственном уровне невозможно не заметить ряд негативных тенденций. Например, во время террористического акта в Москве депутат ВР А. Шкиль попытался дистанцировать находящихся в зале украинцев от россиян. Он заявлял о том, что заложники из числа граждан Украины должны быть освобождены лишь потому, что мотив теракта исключительно проблема РФ. Такое демонстративное противопоставление народов в кризисной обстановке только очернит образ украинского народа в глазах других наций.
Рубить с плеча легко, сложнее беречь естественные процессы сосуществования народов. Искусственное нагнетание нетерпимости и сознательное формирование негативного стереотипа российского населения отдельными украинскими политическими деятелями, безусловно, отражается на сознании обоих народов. Украинского — как непосредственно объекта воздействия, и российского — свидетеля такого воздействия. Ведь сознательное противопоставление одного народа другому — это первый шаг к формированию негативного образа.
— Как национальный характер влияет на наши успехи в международном экономическом разделении труда? Или покладистые украинцы обречены работать за границей, способствуя процветанию других стран?
— В современных условиях национальный характер не оказывает никакого влияния на особенности занятости населения на международном рынке труда. Вот, например, строительные компании Европы зачастую отдают предпочтения рабочим из Турции и Украины. Однако не потому, что они квалифицированнее, нет, их услуги просто значительно дешевле. Не потому, что они менее профессиональны, чем коллеги из Европы, и не потому, что они обладают определенными психологическими свойствами. Поиск работы украинскими гражданами за рубежом свидетельствует не об их покладистости. Трудовая миграция населения, в том числе выезд за рубеж на работу, имеет экономические причины.
Поэтому не хотелось бы, чтобы истинные причины таких явлений списывались на этнические и национальные особенности. Лучший путь к развитию нации — это забота о ее народе, создание благоприятных условий для такого развития, улучшение его экономического положения.