Этот год может стать знаковым для украинских памятников. Во-первых, он объявлен Годом охраны культурного наследия. Это шествие в ногу со странами Европы, где проходят аналогичные мероприятия по защите национального достояния. Во-вторых, в апреле состоятся парламентские слушания о состоянии, проблемах и перспективах охраны культурного наследия. Совокупно все это является замечательным поводом найти средства в казначействе для восстановления и реставрации запущенных памятников, разработать программы сохранения уникальных объектов, а также найти компромиссы с застройщиками, которые положили глаз на исторические места. Сейчас об этом больше беспокоятся не органы власти, а общество. «День» узнавал, что удается активистам и чего пока не хватает.
МИНОРНАЯ ОДЕССА
На наш вопрос, что сейчас больше всего беспокоит одесских активистов, глава общественной организации «Мой дом Одесса» Максим Катаржук ответил, что проблем тысячи. Но не все горожане хотят их замечать и активно включаться в борьбу с инвесторами, чиновниками, а иногда и с самими собой, преодолевая безразличие. Но Максиму и его единомышленникам это удается. Когда на субботник возле заброшенной оранжереи пришли полторы сотни людей, организаторы уборки были шокированы, потому что ранее поддержка горожан оказывалась исключительно в соцсетях.
«Наша организация пытается объединить все общественные инициативы, которые занимаются сохранением памятников, мы хотим создать в городе ассоциацию по защите культурного наследия Одессы, — делится планами одесский активист. — Сейчас мы держим под контролем несколько вопросов: сохранение Французского бульвара, создание мемориального комплекса и реставрация дома Руссова (имеет статус памятника архитектуры местного значения. — Авт.). Последний был в частной собственности, там создали фиктивное ОСББ, но город не передавал землю под этим домом, а если бы передал, то там бы появился новый торговый центр. Дом пережил 15 поджогов. Сначала мы самостоятельно его оберегали, укрепляли забор, ставили камеры видеонаблюдения. На памятнике были лазейки, через которые кто-то пилил металл, поэтому мы полностью закрыли окна ДСП, чтобы туда никто не мог проникнуть».
ДОМ РУССОВА В ОДЕССЕ ПЕРЕЖИЛ 15 ПОДЖОГОВ. НА МЕСТЕ ЭТОГО ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОГ ПОЯВИТЬСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. ОДНАКО НЕ ТАК ДАВНО ГОРОД НАКОНЕЦ-ТО ВЕРНУЛ ДОМ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРОМАДЫ И В МАРТЕ ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ТЕНДЕР НА ЕГО РЕСТАВРАЦИЮ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ГИМАНОВА
По словам Максима, в марте город должен провести тендер на реставрацию дома, так как наконец вернул здание в собственность громады. «Планируется выделить 120 миллионов гривен, и мы ожидаем начала этих работ, — продолжает активист. — Также мы работаем с клиническим санаторием имени Чкалова, где есть десятки старинных домов — мы вносим их в реестр памятников, готовим паспорта. Другие санатории тоже обращаются к нам с таким предложением, потому что есть опасения застройки».
«НЕТ ИДЕИ ДЛЯ ЕДИНЕНИЯ»
Одесские активисты с нетерпением ожидают парламентских слушаний относительно культурного наследия, строят планы, как заявить там о городских проблемах и получить надежную защиту. Но не все питают надежды на помощь депутатов. Людмила Левицкая из города Изяслав Хмельницкой области считает, что слушания должны базироваться на обсуждении определенных законопроектов по поддержке или финансировании памятников. Но их некому подготовить.
«Мы пытаемся держаться вместе, следить за деятельностью друг друга. Но проблема в том, что нет фигуры или идеи, вокруг которой мы бы объединились, чтобы продвигать что-то в законодательном направлении, — признается Людмила. — Вот будут парламентские слушания, но нет того, кто бы подготовил какие-то законопроекты или изменения к существующим законам, нет единого решения, что прописывать. Собраться и поговорить мы можем, но что дальше, какая может быть панацея?» Свои мысли активистка, очевидно, строит на опыте борьбы за местный памятник, кафедральный костел святого Иоанна Крестителя, другое название которого — Фарный.
ФОТО С САЙТА STEJKA.COM
Несколько лет подряд небезразличные горожане устраивают здесь субботники и пытаются объяснить власти, что костел должен стать туристическим украшением Изяслава. Впрочем, их никто не слышит.
«Хотя позитивные изменения есть. О культурном наследии начали говорить больше, — отмечает Людмила. — Возможно, год такой. Может, у меня такой круг общения. Но везде проблема одна — финансирование. Сохранение памятников возможно лишь при условии их окупаемости. Но чтобы делать что-то серьезное, нужно создать минимальные условия, по крайней мере убрать грязь. В нашем случае недостает дискуссии, что памятники нужно развивать как места с туристическим потенциалом, и общество должно видеть это как один из приоритетов. Нынешняя власть такую возможность вообще не рассматривает».
БЕЗУМНЫЕ ТЕМПЫ ЗАСТРОЙКИ ЛЬВОВА
Активисты из разных городов в курсе того, кто чем занимается. Общие конференции, семинары, встречи или просто телефонные разговоры помогают держать связь между громадами. Прошлой осенью даже попытались оформить эту связь официально. Инициативные группы из Чернигова, Одессы, Львова, Черновцов и Киева собрались в столице для подписания меморандума о сотрудничестве. От имени такого всеукраинского объединения заботиться о культурном наследии должно было стать легче. Но пока результаты сотрудничества невелики.
Так, киевская организация «Андреевско-Пейзажная инициатива» провела несколько тренингов в городах-партнерах — о том, как составлять дорожную карту для сохранения культурного наследия. Одесса ожидает такого события в сентябре.
Львов — среди городов, где такая встреча уже состоялась. Проблем у города хватает. «Активистов беспокоят безумные темпы застройки города. В прошлом году Львов вышел на первое место по темпам строительства жилья в Украине, — делится наболевшим местная активистка Зоряна Иванкив. — Большие деньги затмевают патриотизм, здравый смысл и любовь к территории, которая тебя воспитала. Несмотря на сопротивление громады, на улице Федорова, 23 выросла многоэтажка. Скандальная ситуация недавно была на площади Рынок, 36, где изуродовано историческое здание, нарушена вся архитектура, поставлен огромный «аквариум». Это дешевые трюки. Старая часть города археологически бесценна, нельзя ее разрушать.
Много дел лежит в судах, и даже есть хорошие результаты. «Вот на улице Довбуша, 15 есть решение суда о сносе ограждения, но мы хотим добиться, чтобы суд признал приобретение здания незаконным, — приводит пример Зоряна. — К крайним мерам пытаемся прибегать редко. Хотя есть позитивные решения, случается, что государственные органы власти не ставят «точки», а инвесторы находят зацепки, оставляя себе шанс для застройки».
О СИТУАЦИИ С ДОМОМ НА ПЛОЩАДИ РЫНОК, 36, ЧТО ВО ЛЬВОВЕ, МЕСТНАЯ АКТИВИСТКА ЗОРЯНА ИВАНКИВ РАССКАЗЫВАЕТ: «ЗДЕСЬ НЕДАВНО БЫЛО ИЗУРОДОВАНО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗДАНИЕ, НАРУШЕНА ВСЯ АРХИТЕКТУРА, ПОСТАВЛЕН ОГРОМНЫЙ «АКВАРИУМ» / ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА
КОММЕНТАРИЙ
«ВО ВСЕХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ МОЩНО ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЗАСТРОЙЩИКИ»
Леонид КОСАКИВСКИЙ, первый в период независимости Украины киевский мэр:
— Безусловно, очень хорошо, что есть люди, которым не все равно, как застраиваются города. Они объединяются и протестуют против архитектурно-строительного вандализма, наступления на их жизненное пространство. Благодаря их усилиям удается, в частности в столице, спасать некоторые исторические дома, препятствовать прихоти застройщиков. Но часто власть не слышит активных граждан. Формально будто бы проводятся слушания, чиновники встречаются с протестующими, иногда что-то обещают, и на этом обычно все заканчивается. А застройщики все равно продолжают делать свое черное дело.
Я в свое время возглавлял Лигу исторических городов Украины. Но ее разгромили во времена Кучмы, потому что мы стали костью в горле для центральной власти, выступая за сохранение исторического лица наших городов, против их варварской застройки. Мы остановили тогда реализацию ужасных проектов в столице на Бессарабке, на углу улиц Мечникова и Леси Украинки, Грушевского 9А и т.п., за что я и потерял должность. Тогда это власть предержащим не нравилось, не нравится такая активная позиция людей и сейчас. А власть должна быть на стороне избирателей, а не застройщиков и денежных мешков, которые в этом деле заказывают музыку.
Вот что в Киеве строили за последние более 20 лет? Коммерческое жилье, торгово-развлекательные и офисные центры. Социальные объекты практически не строились, параллельно уничтожались исторические дома, которые «мешали». Но нужно смотреть на опыт других стран, где бережно относятся к исторической застройке, всячески ее защищают. В Киеве есть норма, что нельзя строить в центре выше 27 метров, но с ней никто не считается. Во всех органах власти мощно представлены застройщики, поэтому не удивительно, что такое происходит. Даже не считаются с протестами и предостережениями ЮНЕСКО. Нужно в конце концов добиваться, чтобы в этом деле господствовал закон и защищались интересы людей.