Приобщиться к «Евроавиа» украинских студентов заставила
жизнь. В частности, преследовались цели развития сотрудничества в областях
аэронавтики, обмена научным и культурным опытом. Наряду с этим украинская
сторона совсем была не против поучаствовать и в международных глобальных
проектах по созданию новых летательных аппаратов, механизмов, двигателей.
Генерал-майор Леонид Каденюк, первый официальный космонавт
независимой Украины, считает, что сегодня Украина как «одна из великих
космических держав» уже принимает участие в международных проектах «Морской
старт», «Глобалстар», в создании научного модуля для международной космической
станции «Альфа». Существует и украинский отряд космонавтов, в котором к
космическим полетам практически полностью подготовлены четыре человека.
А мировому сообществу украинскими учеными представлено 350 абсолютно новых
экспериментов, которые предлагается провести на орбите. По мнению Каденюка,
сотрудничество Европы и Украины в области авиации и космонавтики в лице
студентов аэрокосмических вузов позволит развивать не только контакты,
но и будущие аэрокосмические технологии.
Если идея о сотрудничестве представителями самых разных
ведомств Украины воспринималась на «ура», то со своей стороны студенты
из Голландии, Германии, Хорватии, Италии и непосредственно Мауро Бегнини,
президент «Евроавиа», к украинским чаяниям отнеслись весьма вяло. Евростудентов
в Украине больше всего интересовала конкретная подготовка кадров и требования,
предъявляемые к специалистам аэрокосмической индустрией. Весьма скептически
они смотрели и на какие-либо конкретные проекты, не говоря уже об участии
в совместных работах.
Как сообщил Владимир Федоров, директор Киевского регионального
отделения «Сузір’я», для совместного сотрудничества были предложены лишь
собственные идеи украинских студентов. В частности, проекты по созданию
новых типов двигателей, а также одноместного вертолета.
По мнению Олега Петрова, народного депутата, председателя
правления Украинского молодежного аэрокосмического объединения «Сузір’я»,
семь лет назад некоторые ошибочно считали аэрокосмическое образование молодежи
не нужным. Хотя, в отличие от Украины, в Европе в то время существовала
интегрированная организация, которая выполняла функции не только аэрокосмического
воспитания, но и образования, и общения между студентами различных стран.
А по поводу вертолетов и спортивных самолетов народный избранник заявил,
что Украина до сих пор испытывает в них дефицит. И для убедительности привел
пример, когда во время посещения Чернобыльской АЭС для американского вице-президента
Альберта Гора специально выписывались вертолеты из США.
Одной из основных форм работы «Евроавиа» является рассылка
по Интернету своеобразных объявлений-запросов. В частности, молодежи Европы
предлагается творческая работа по созданию того или иного изделия в мастерских.
Заказчиками выступают крупные аэрокосмические фирмы типа «Боинга».
— Лучших из лучших выбирает жюри. Затем студентов собирают
в одном из европейских городов, где, к примеру, тот же «Боинг» ставит конкретные
задачи. В результате мозгового штурма общими силами студентов вырабатываются
две-три абсолютно новых идеи, и позже «Боинг» их внедряет, — рассказал
Владимир Федоров.
По его словам, фирмы-заказчики несут расходы лишь на проезд,
питание и проживание студентов. Что касается упомянутых украинских предложений,
то в ближайшее время в Киевском политехническом институте планируется открыть
конструкторское бюро. Будут ли там евростуденты, пока неизвестно. Но известно
другое. С 1997 года, когда «Сузір’я» официально вошло в «Евроавиа», один
из украинских студентов по окончании института сразу же уехал на стажировку
в Германию. Как высоко подготовленный Украиной специалист?..
Вступление в «Евроавиа» не решило проблем «Сузір’я» с финансами.
«Хотя само членство в европейской организации возвысило нас в глазах спонсоров»,
— заявил Федоров.
Кстати, первенство среди них принадлежит киевскому ЗАО
«Агроюмекс», а еще одним выступает... украинское государство. По словам
директора Киевского регионального отделения «Сузір’я», именно последнее
выделяет деньги из госбюджета для проведения мероприятий в общеукраинском
масштабе. Не потому ли, что с 1991 года «Сузір’я» осуществляет национальную
программу аэрокосмической молодежи Украины «Дети Вселенной», которая проходит
под эгидой Президента Украины?
Между тем большими деньгами «Сузір’я» похвастаться не может.
Нынешнее сотрудничество с «Евроавиа», как правило, сводится к обмену информацией
по Интернету. Хотя и в рамках международной деятельности некоторые украинцы
успели поучаствовать в различных мероприятиях в Италии, Израиле, Корее,
Китае, США, Австралии и даже побывали в Космическом центре имени Кеннеди.
У Леонида Каденюка я поинтересовался, не ассоциируется
ли нынешнее мероприятие у него с разговором слабого с сильными. И услышал,
что «уже то хорошо, что такие встречи есть. А закладываемая на них структура
дает надежду, что будущее украинской космической и авиационной отрасли
не будет мрачным».
Что ж, весьма хочется в это верить. Как впрочем и в то,
что наши подрастающие специалисты и ученые останутся патриотами и в отличие
от своего товарища не уедут за рубеж. Но только будет ли так?..
СПРАВКА «Дня»
Европейская ассоциация студентов аэрокосмических вузов
«Евроавиа» включает 25 групп студентов из 11 стран Европы. В уставе организации
подчеркивается: «Особенно важно воспитывать подрастающее поколение готовым
к открытым отношениям, таким образом, повышение интеграции в Европе и высокая
интеграция в астронавтике и аэронавтике создаст идеальную стартовую точку
для усовершенствования технологий, необходимых в будущем».