За последние годы мы были свидетелями различных кампаний борьбы с коррупцией. По большей части они заканчивались ничем. Зачастую коррупция, вытесненная из одних сфер, перетекала в другие, или меняла свои формы. Хуже, когда борьба с коррупцией порождала уродливые явления, которые ложились грузом на плечи тысяч, а то и миллионов людей. Последний пример — введение тендеров. Как будто в начале все выглядело хорошо, благородно. А во что это вылилось? Создало немалые сложности в деятельности государственных организаций, привело к вымыванию их средств. Даже существовало мнение, что тендеры были одними из факторов инфляционных процессов.
Когда заходит речь о внешнем тестировании, то его сторонники обращают внимание именно на то, что оно искореняет коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения. С этим тезисом стоит согласиться. Внешнее тестирование создает возможность для этого. Другое дело, станет ли эта возможность реальностью.
У независимого внешнего оценивания есть множество критиков. И эта критика вызывает немалый общественный резонанс. Иначе и быть не может. Ведь оно многое меняет в образовательной системе и традициях, которые у нас были. Внешнее тестирование, как и любое реформаторское нововведение (вспомните хотя бы нашу неудачную административную реформу), порождает у некоторых людей неуверенность, неудовлетворенность. По большей части, критика сводится к тому, что оно несовершенно и именно из-за своего несовершенства может создать немало проблем для абитуриентов. Действительно, предлагаемая система независимого внешнего оценивания далеко не идеальна, недостаточно апробирована, кто-то может остаться (и останется) за ее бортом. Однако здесь возникает вопрос: а разве нынешняя система поступления не имеет недостатков?
Но не о технических моментах хотелось бы говорить. О них уже много сказано. Хотелось бы обратить внимание на другое — как независимое внешнее оценивание повлияет на нашу систему образования. Здесь есть свои плюсы и минусы. О плюсах уже шла речь — это возможное устранение коррупции при поступлении в вуз. Конечно, если эта коррупция не приобретет новые формы.
Внешнее тестирование имеет все шансы существенно повлиять на изменение образовательных приоритетов. К сожалению, приходится констатировать, что уровень знаний выпускников школ в последнее время снизился. На это есть различные причины. Не будем на них останавливаться, поскольку это тема отдельного разговора. Обращу внимание только на один момент. Оценивание знаний в школе теперь не имеет важного смысла для дальнейшей «образовательной карьеры». При поступлении в вуз школьный аттестат фактически не учитывается. Или учитывается очень мало. Отсюда отсутствие желания «грызть школьную науку». Кстати, в советские времена оценки школьного аттестата учитывались при поступлении в вуз. А сейчас в некоторых развитых странах, насколько мне известно, поступление в вуз осуществляется на основании конкурса аттестатов. И, как по мне, это очень правильно, поскольку повышает роль средней школы, заставляет детей учиться в ней. И, в конечном счете, кто реально может оценить знание ученика, как не учитель, который с ним систематически работает?
Независимое внешнее оценивание (во всяком случае в нынешнем виде), а также нынешние правила поступления в вуз могут еще больше обесценить систему школьного обучения. Теперь уже ни аттестат, ни золотая медаль, ни победа в ученических олимпиадах, конкурсах при поступлении в вуз практически не будут иметь смысла. Не будет иметь смысла и довузовская подготовка, которая осуществлялась некоторыми вузами и имела свои позитивные стороны.
Сегодня ученик может и не напрягаться, учась в школе. Ему достаточно будет выбрать два-три предмета, необходимых для поступления и подыскать себе хорошего «тестового» репетитора.
Не буду говорить о том, что тестовая форма проверки далеко не совершенна. Она ориентирована на фрагментарное и формализованное знание и не учитывает некоторых важных моментов. С помощью тестов тяжело определить, насколько знания систематизированы, насколько ученик способен их творчески использовать и т.д.
Если будет сохранена нынешняя форма внешнего тестирования, у нас будут большие проблемы с подготовкой учеников в средней школе. Нужно ли это нам? И выиграет ли от этого образование?
Говорю об этом совсем не для того, чтобы скомпрометировать независимое внешнее оценивание. Позволю себе повторить еще одну банальную истину: не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно отдать должное нынешнему Министерству образования и науки Украины и, в частности, министру И. Вакарчуку. Они, несмотря на непростую ситуацию, рискнули пойти на широкомасштабное внешнее тестирование. Здесь будут ошибки. Будут и недовольные. Это закономерно.
Вопрос в том, чтобы опыт независимого внешнего оценивания был всесторонне проанализирован и были сделаны соответствующие выводы. Во всяком случае, не считаю, что нынешняя система внешнего независимого оценивания и правила приема в вуз должны быть законсервированы.
И в завершение буквально несколько предложений. Во-первых, не стоит делать внешнее тестирование повальным. Сегодня коррупция при поступлении в вуз касается преимущественно мест, которые выделяются под государственный заказ. При поступлении на платную форму обучения (да еще и при нынешней демократической ситуации) реально никакой коррупции не существует. Поэтому внешнее тестирование должно учитываться при поступлении на места, которые выделяются под государственный заказ. При поступлении на платное обучение оно не должно быть обязательным. Во- вторых, требует усовершенствования сама система внешнего тестирования. По нашему убеждению, стоит проводить тестирование не по нескольким дисциплинам отдельно. А разработать один тест по подавляющему большинству предметов, изучаемых в школе. Такие тесты при соответствующем учете набранных балов по профилирующим дисциплинам практиковались при поступлении и в Острожскую академию, и в Киево-Могилянскую. Как по мне, они себя оправдывают и, в то же время, стимулируют подготовку учеников в средней школе. Возможно, стоит внимательней отнестись к такому опыту. И в- третьих. При поступлении в вуз необходимо учитывать не только баллы внешнего тестирования, но и баллы аттестата, победы в ученических олимпиадах, конкурсах, которые проводятся под эгидой МОН. Учет всех этих моментов даст не только возможность более объективно оценить знания поступающих в вузы, но и стимулировать развитие средней школы.