В газете «День» № 217 была предложена для дискуссии статья
известного публициста О. Кабанова «Посторонних просят покинуть сцену» .
В своем обвинении в адрес интеллигенции, по моему мнению, автор поднимает
бурю в стакане воды. Ведь каждому здравомыслящему человеку не следует доказывать,
что это следствие, а причина... Она где-то там затерялась в начале нашего
века, когда силой были попраны все те законы, по которым жило и развивалось
человечество тысячелетиями. Переведя на новые рельсы экономику, которая
начала действовать по принципу уравниловки, вопреки законам экономической
заинтересованности в выполнении работы, «наш паровоз» помчался вперед,
давя и разбрасывая гигантов духа, к которым принадлежали и интеллигенты.
Вот как писал великий гуманист В. Короленко: «Одно из непосредственных
последствий большевизма — обеднение России интеллигенцией. Одни погибают,
как инакомыслящие, другие — как прямые противники, третьи — прямо как «буржуи»,
четвертые — потому, что выбиты из колеи». Следовательно, все было брошено
только на материальное строительство, а душа, духовность — пустяки, религия
— «опиум для народа» и т.п. А чтобы народ освободился от суеверий, традиций,
морали, на вооружение было вытянуто учение софистов (лжемудрецов) V— IV
веков до нашей эры, отрицающих поиск абсолютной истины бытия и переходящих
к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков»
в обществе, т.е. отбрасывалась или же критиковалась традиционная мораль,
возвышалась риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной
речи».
Все это и нам, современникам, очень знакомо, поэтому и
пришли к такому финишу: непредсказуемого, расхлябанного дикаря с ядерной
палкой, т.е., иначе говоря, противоречия между научно-техническим прогрессом
и страшным кризисом духовных ценностей человечества. И конечно, вина за
все это лежит на интеллигенции (или ее остатках). Еще раз обратимся к мнению
В. Короленко и подчеркнем, что писал он еще в первые годы революции: «Наша
интеллигенция вместо того, чтобы мужественно и до конца сказать правду
«владыке народов», когда он явно заблуждается и дает себя увлечь на путь
лжи и бесчестья, прикрывает отступления сравнениями и софизмами и изменяет
истине...» Что же, это изречение очень актуально и для нашего настоящего,
вышедшего из тех реалий двойной морали и, по-видимому, не собирающегося
с ней расставаться. Поэтому давайте остановимся и оглянемся, ведь мы стоим
на пороге нового тысячелетия — тысячелетия новых супертехнологий, с ними
вряд ли сможет справиться человек «без предрассудков», воспитанный софистами.
А относительно ученых, то есть «интеллигентов, не применявших
знания и опыт ни к одному конкретному делу...», а только ругающих и критикующих...
Конечно, таких много, но не они главные. Назовем их балластом, который
также для корабля необходим, или мудрецами, или философами, выполняющими
роль щуки, чтобы карась не дремал, потому что без критики, как известно,
будет болото. Но у нас есть настоящие интеллигенты, главные, так сказать,
воплотившие свои громадные знания в конкретные, необходимые людям материальные
ценности, их много и они также критикуют. И это очень хорошо, но тотальная
бедность народа, преобразовавшая его в толпу, — это могущественный железный
занавес, отделяющий тех настоящих интеллигентов от всего, пусть и «плохого»,
по словам публициста, народа. Но ведь был он, народ, и октябренком, и пионером,
и комсомольцем, да и коммунистом (хотя и небольшой процент), воспитывался
по моральному кодексу строителя коммунизма, почти везде висели лозунги:
«Коммунистом можно стать, только обогатив свою память всем тем, что произвело
человечество» (Ленин). Но все эти составляющие двойной морали не подействовали,
так как были только словами — действия были совсем противоположными и разрывали
триединое: ум, душу, плоть. Душу выбросили на помойку. А она, оказывается,
необходима. Так давайте же над ней трудиться и день и ночь, и день, и ночь
(опять перефразируя поэта).