Прошло уже пять лет со времени приезда в Украину Римского папы Иоанна Павла II, а все события, связанные с этим визитом, остаются в памяти нашего общества так, как будто все те события происходили вчера. Среди первых слов Понтифика на украинской земле прозвучали такие: «Как пастырь католической церкви, хочу подчеркнуть мою высокую оценку того факта, что преамбула Конституции Украины напоминает своим гражданам об «ответственности перед Богом». Несомненно, такой была и точка зрения вашего Григория Сковороды, когда он приглашал своих современников ставить на первое место задачу «понять человека», ища для него пути, которые выведут его из тупиков непримиримости и ненависти».
Слова Папы, как сказал при случае Верховный архиепископ Киево-Галицкий УГКЦ Любомир (Гузар), «нисколько не потеряли за пять лет своей актуальности». Что как раз и является, по мнению иерарха, одной из причин празднования пятой годовщины визита Папы Иоанна Павла II в Украину. (Кстати, недавно стало известно, что Президент Украины готовит письмо Римскому папе Бенедикту XVI, приуроченное к этой самой дате — приезду Иоанна Павла II. Кое-кто считает, что Виктор Ющенко пригласит в Украину нового Папу — Бенедикта ХVI.)
Визит католического Папы к нам — впервые в истории как государства Украины и, конечно, и папства, имеет не только религиозное, культурное, политико-дипломатическое, общественное или какое- то иное практическое значение, кроме всего прочего, это было событие почти мистическое. Потому что, когда Римский папа — старый мудрый харизматичный человек — ступил на нашу землю, с украинцев как будто были сняты старые, обременительные старинные запреты, наложенные кем-то ограниченным и злым. Или упали какие-то высокие ограждения из ржавой колючей проволоки, которые издавна отделяли украинцев от большого и широкого мира. Как ни крути, а до визита Папы пространство для многих из нас было односторонним и открывалось только на Восток — именно оттуда приходили к нам все «пророки». Так исторически сложилось, независимо от наших предпочтений, антипатий или желаний. Но с приездом Иоанна Павла II вдруг выяснилось, что мы также принадлежим к другому миру — широкому, разнообразному и разностороннему, который, не дождавшись, сам пришел к нам. И, подумать только! — при этом ничего не случилось — небо не упало, земля не затряслась! Убеждена, что этот визит многое изменил в людях, даже если и не так заметно внешне. Я никогда не была поклонницей предыдущего президента Украины, но с удовлетворением вспоминаю, как он изо всех своих сил пытался быть вежливым, гостеприимным, приветливым, интеллигентным — может, как никогда в своей жизни; и даже слепой мог видеть, что это было искренне.
Гостеприимство президента, однако, не стало примером для всех. Сколько зла, ненависти, несправедливости, подстрекательств было в церковных изданиях, лозунгах, а также в проповедях Украинской православной церкви Московского патриархата! А так называемые крестные ходы «протестантов» против приезда Римского папы! Формировались они преимущественно из худых, пожилых, бедно одетых женщин, которыми верховодили молодые, хорошо одетые упитаные мужчины — духовные и светские. Какую беду мог принести этим бабушкам гость из Ватикана? На этот вопрос не мог бы ответить сам Бог! Трудно найти разумные причины также потому, что Римского папу не допустили к величайшим исторически-религиозным святыням Украины, к святыням, которые свободно посещают экскурсанты со всего мира; этим экскурсантам — католикам, иудеям, буддистам и др. нужно только купить билет в кассе. Но Папе Иоанну Павлу II билета не дали. Между тем, если бы все шло по-человечески, согласно украинскому гостеприимству, то в Киево-Печерскую лавру Римского папу должен был пригласить сам митрополит Владимир — встретить по- христиански старого, больного, уважаемого во всем мире человека и показать ему Лавру. Ведь духовный сан не отменяет законов общечеловеческого гостеприимства. Кроме всего прочего, православные и католическая церкви, как это известно каждому, являются наиболее близкими между собой религиозными христианскими сообществами. Сегодня об этом можно прочитать даже на московских православных сайтах. Со времени визита прошло уже пять лет, но чувство стыда, пятно на репутации украинцев за наш «хлеб-соль» остались, особенно когда вспоминаются слова Гостя: «Я приехал, чтобы поклониться святыням вашей истории и вместе с вами просить у Бога заступничества для вашего будущего!»
Когда Войтилу избрали главой Римско-католической церкви, он стал первым славянином на ватиканском престоле. Именно благодаря этому поляку экуменизм — движение за сближение различных христианских конфессий — получил новый импульс во всем мире. Иоанн Павел II — впервые в истории папства — посетил лютеранскую церковь, синагогу, мечеть. (Для сравнения вспомним, как активно и даже демонстративно некоторые наши православные церкви делают противоположное — культивируют вражду между православными. Чего стоит только недавнее распоряжение УПЦ Московской церкви, которое запрещает верующим этой церкви поклонятся мощам святой Варвары в церквях Киевского патриархата! Уверена, что при подобных обстоятельствах Папа Иоанн Павел II обязательно помолился бы у святой раки.)
Ярким примером для некоторых наших светских и церковных владык должно стать также покаяние Папы Иоанна Павла II в тех несправедливостях, которые католики прошлых времен причинили верующим других конфессий и религий. Без преувеличения можно сказать, что объявленный Ватиканом документ об ответственности христиан за антисемитизм и преследование евреев войдет в историю человечества. (Придет ли время, когда украинцы услышат от своих светских поводырей извинение за «грехи руководства», грехи политической элиты?) Поражает также обращение Папы к «Повести временных лет» — к словам Владимира Мономаха, которые так редко вспоминаются сегодня в нашем обществе: «Не давайте сильным губить человека!»
Иоанн Павел II пользовался очень высоким уважением в мире. Так, Михаил Горбачев считал: «Мировые события нашей эпохи развивались бы совсем иначе без того вклада в современную историю, который сделал Иоанн Павел II. Мир не стал бы таким, каким он есть сейчас, если бы не активная деятельность Войтилы в вопросах ядерного разоружения, войны и мира, диалога между народами».
В речи, посвященной памяти Папы Иоанна Павла II, президент Польши Александр Квасьневский сказал: «Мы потеряли величайший моральный авторитет мира. Польша и поляки в большом долгу перед Иоанном Павлом II. Это был необыкновенный человек, который всю жизнь пытался добиться одной цели — чтобы в каждом из нас жило добро. Он разрушил много препятствий в сознании людей, без него вряд ли был бы возможен современный диалог между разными религиями и разными обществами. Мы, поляки, должны гордиться тем, что такой исключительный человек, как Иоанн Павел II, родился в Польше».
Ниже приводим несколько реминисценций, высказанных киевлянами по случаю пятилетия визита Римского папы в Украину.
«Визит Папы привлек большое внимание мировой общественности к Украине, что полезно с многих сторон. Во-вторых, тогда на практике были отброшены претензии Московского патриархата на «каноническую территорию» в пределах Украины. Хотя, конечно, не все возможности этого визита были использованы полностью ( профессор Колодный, Институт религиоведения НАНУ ).
«Это был прекрасный повод для Украины собственными глазами увидеть Римского папу, который оказался совсем не таким, как его представляла нам Москва, запугивая украинцев. Мы увидели современного человека, настоящего гуманиста ( профессор Яроцкий, Институт религиоведения НАНУ ).
Харизматическая личность Папы Иоанна Павла II оставила глубокий след в памяти нашего общества. Кстати, статистика свидетельствует, что во всех тех странах, которые посетил Папа, через три четырегода происходят масштабные общественные сдвиги. Украина не стала исключением ( Евгений Голибард, журналист ).
«Волна энтузиазма, вызванного визитом Понтифика, не может исчезнуть бесследно — в нашем обществе должны проявиться новые, положительные черты ( Виктор Еленский, доктор философии ).
«Пять лет назад наша церковь Св. Николая, у Аскольдовой могилы, была особо отмечена Богом — в ней первой молился Святейший Отец, прибыв в Украину. Этот день всегда будет праздником для нашего прихода ( о. Игорь Онишкевич от имени всех прихожан ).
«Государственный визит Римского папы Иоанна Павла II имел не только дипломатическое, но и духовное измерение — он привнес в украинское общество дух христианского единения. Приезд знаменитого Понтифика привлек внимание мира к молодому независимому государству, которое только начинало создавать демократическое гражданское общество на фундаменте духовных ценностей. Считаю очень символическими службы Божьи — литургии, которые правились тогда по латинским и восточным обрядам. Это было еще одним свидетельством открытости украинского общества в сторону как западной, так и восточной культуры ( экс министр Иностранных дел Украины Анатолий Зленко ).
Украина совсем молодая страна — почти младенец (очень крикливый младенец, о чем ярко свидетельствует современная политическая ситуация в стране). По этой причине нам не стоит отказываться от общения с личностями, обладающими планетарным мышлением, с мудрыми людьми, с их мыслями и книгами. Изоляция от мира, хуторские инстинкты, «азиатчина» в худшем ее смысле, всякого рода ограничения и табу, а также фанатичное разделение людей на «своих» и «врагов» не принесут нам добра.
В завершение процитируем мудрые мысли Иоанна Павла II, которые могут стать пророческими и прямо касаются украинцев:
«Сегодня Западная и Восточная части Европы приближаются друг к другу. Это явление само по себе очень позитивное, однако не лишено опасностей. Главной опасностью, которая угрожает Восточной Европе, является, по моему мнению, затемнение ее идентичности, некритичное принятие негативных культурных моделей, распространенных на Западе. Думаю, что сейчас происходит великая духовная битва, от последствий которой будет зависеть лицо Европы, которое начало формироваться в начале нового тысячелетия».
Поэтому не будем забывать слова Римского папы Иоанна Павла II, обращенные к нам, украинцам: «Служите народу, обеспечивая всем мир и равенство в правах. Сопротивляйтесь искушению использовать власть для личных или групповых интересов... Не бойтесь! Откройте, отворите двери Христу!».