Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Связь между цифровым и гуманитарным»

Итоги Третьего международного форума «Креативная Украина»
22 ноября, 2019 - 11:15
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МЕЖНАРОДНЫМ ФОРУМОМ «КРЕАТИВНАЯ УКРАИНА»

Нынешний форум сосредоточился на интеграции инноваций в развитие креативных индустрий. В частности, одним из спикеров форума стал член Консультативного комитета ООН по вопросам креативной экономики Джон ХОКИНЗ. Он рассказал о новой книжке «Невидимая работа», над которой в настоящий момент работает, где фиксирует изменения, которые происходят в рабочем процессе, особенно людей в креативной сфере: труд становится более личным и номадическим (воплощение собственного проекта может нуждаться в привлечении людей из разных стран, поездок за границу).

На форуме также затронули вопрос тенденций и вызовов в конкретных сферах, а во время воркшопов сосредоточились на практических советах для отыскания решений. Итак, какие есть стратегии европейских стран относительно развития креативной экономики, что посоветовала Украине специалист отдела анализа торговли программы «Креативная экономика и индустрии» в ЮНКТАД и как уменьшить потенциальное негативное влияние новых технологий?

ТРЕНДЫ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

«Мы боремся с врагом — Российской Федерацией — и боремся сами с собой, чтобы перестроить свою страну. И внутренние вызовы, которые у нас есть, можно решать эволюционным путем, а можно инновационным или креативным. Я верю в то, что имея такие вызовы и те возможности, которые у нас сегодня есть, мы в состоянии решать вызовы в образовании, искусстве, в инфраструктуре творчески, а значит инновационно, то есть за более короткое время. У нас сегодня есть огромная возможность заново переосмыслить свою страну», — отметил на открытии форума министр культуры, молодежи и спорта Украины Владимир БОРОДЯНСКИЙ.

Креативность — это один из ключевых навыков настоящего и будущего, что подтверждено Всемирным экономическим форумом в Давосе. Одной из причин этого является автоматизация многих процессов, роль искусственного интеллекта, в результате чего профессии, которые основываются на повторяемых действиях, окажутся в зоне риска. Однако креативных индустрий это касается меньше, что является одной из стратегических причин усиления их развития.

Специалист отдела анализа торговли программы «Креативная экономика и индустрии» в ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) Каролина КУИНТАНА (Quintana) представила на Форуме тезисы отчета относительно креативной экономики (2002‡2015), который был подготовлен в 2018 году (к слову, сейчас он есть в свободном доступе).

В отчете приведено несколько стратегических задач, на которые нужно обратить особое внимание. Прежде всего, необходимо уже сейчас менять образование, чтобы готовить людей к изменениям, связанным с автоматизацией процессов (фокусироваться на развитии soft skills, креативных, когнитивных и других навыков). Вторая тенденция касается управленческой сферы — как развивающимся странам «догонять» лидеров. Один из вариантов, который предлагают, это разделить «культурную» и «креативную» политику. В-третьих, поскольку все чаще встает вопрос защиты прав интеллектуальной собственности, отчет предлагает больше использовать в связи с этим технологию блокчейна и задуматься относительно электронной коммерции (e-Commerce), в то же время указывая на сложные моменты для ее имплементации.

Кроме того, в документе речь идет и о «метатрендах». Прежде всего, искусственном интеллекте, дополненной и виртуальной реальности. Предполагают, что миллениалы (рожденные в 1981—2000 гг.) будут покупать больше «опыт», а не товар. Поэтому ожидается бум «опытной экономики», которая «в браке с виртуальной и добавленной реальностью». Согласно отчету, миллениалы тоже любят внедрять разные технические инновации, что является еще одним трендом (правда, его распространенность зависит от экономического развития страны). Примером этого являются инновации в сфере моды, где появляются рюкзаки или жакеты с солнечными батареями, от которых можно, например, подзарядить телефон. Также хорошие новости ожидают создателей аудиовизуального контента (фотографов, видеооператоров, блогеров, музыкальных продюсеров.). Предполагают, что потребность в их услугах будет расти.

Еще одним важным трендом является онлайн-реклама, что несет в себе как большие прибыли, так и угрозы. Последние касаются развивающихся стран, которые могут стать только реципиентами этих инноваций. Кроме того, в частности в связи с таргетированием рекламы встает вопрос о безопасности данных, на которые будет достаточно большой спрос.

ЭКОНОМИКА И КРЕАТИВНОСТЬ: МИРОВОЙ КОНТЕКСТ

Значительная часть доклада Каролины Куинтаны была посвящена статистике относительно лидеров экспорта креативных товаров (creative goods). Из хороших новостей: если в 2002 году развитые государства опережали развивающиеся страны (122,9 млрд долларов и 84,4 млрд долларов соответственно), то сейчас ситуация противоположная (хоть и не с таким разрывом): лидерами стали страны, которые развиваются (265,1 и 241,6 млрд долларов — у развитых стран). Тенденция для нас позитивная, но, скорее, на перспективу, потому что конкретно Украины в этом случае она не касается — она в этом отчете зачислена к странам с переходной экономикой. Наибольшим экспортером креативных товаров является Китай (168 млрд долларов), далее — США (39 млрд долларов), Франция (34 млрд долларов), Гонконг (27 млрд долларов), Италия (27 млрд долларов).

Было проанализировано также, что именно экспортируют. На первом месте — дизайн (62%), далее — визуальные искусства (11%), новые медиа (8%), издательское дело (7%) и art crafts — то есть созданные вручную объекты, например, ковры, плетеные изделия и тому подобное (7%). Детальнее ознакомиться с тем, какие страны являются лидерами в каждой из отраслей, можно в отчете.

На данных, которые касаются Европы, детальнее остановилась Натали БЕРАС — советник по вопросам сотрудничества и культуры Посольства Франции в Украине, директор Французского Института в Украине, президент EUNIC в Украине. «Общий объем доходов от креативных индустрий составляет 535,9 млрд евро или 4,2% ВВП Европейского Союза. Количество рабочих мест в этом секторе равняется приблизительно 7,1 млн, или 3,3% активного населения ЕС. Этот сектор занимает третье место среди секторов работодателей после строительства и ресторанного бизнеса...» — отмечает Натали Берас.

Также она рассказала об отличиях в том, на каком секторе креативных индустрий сосредоточены разные страны: «Креативные индустрии являются приоритетом деятельности государства во многих странах Европы... Что касается Португалии, то здесь акцент делается на сектор кинопроизводства и книгоиздания. При этом особое внимание уделяется переводам писателей, которые пишут на португальском, и участию в больших международных мероприятиях — книжные салоны в Мадриде в прошлом году, в Севилье в этом году и Лиме — в следующем. В Дании креативные индустрии являются государственным приоритетом и одним из секторов, которые переживают наибольший бум. На главном месте здесь такие отрасли, как аудиовизуальный сектор, мода, архитектура, дизайн и книгоиздание. В 2015 году их часть составляла 10% ВВП Дании, а часть занятости, которую обеспечивал этот сектор в стране, равнялась 5,8%. Относительно Германии, то здесь самым динамичным сектором является именно аудиовизуальный, который демонстрирует рост на уровне 46%, тогда как дизайн и архитектура выделяются наибольшим количеством созданных предприятий».

В то же время Натали Берас отметила, что хоть существуют разные секторные приоритеты, но в целом цели государственной политики национальных и государственных правительств мало отличаются одна от другой. Страны осознают креативные индустрии как важный инструмент для развития собственной экономики, а также политики по повышению привлекательности страны за границей.

«МЫ СОЗДАЕМ ДЛЯ МИРА»

Анализируя экономический профиль Украины относительно креативных индустрий, Каролина Куинтана отметила потребность увеличить диверсификацию экспорта нашей продукции. Потому что подавляющая часть пока направлена в Европу. Данные 2014 года таковы: Европа (78%), Азия (22% — хоть это приблизительно вдвое больше, чем десять лет назад).

Каролина Куинтана призвала помнить, что этот рынок — глобальный. «Турция экспортирует фильмы в 78 государств мира. И когда я вернулась в свою страну, в Чили, мы очень отличаемся от Турции, но на нашем телевидении в прайм-тайм есть турецкие сериалы. Что я хочу сказать? Мы создаем для мира, и нет ограничений. Единственное, что нам нужно: верить в эту отрасль, поддерживать креативность. И пытаться присоединиться к разным сетям, к разным креативным отраслям со всего мира. Принимать участие в выставках. Так турецкие сериалы дошли до Чили», — отметила специалист отдела анализа торговли программы «Креативная экономика и индустрии» в ЮНКТАД.

Она также отметила, что украинский экспорт как услуг, так и товаров улучшился. «Правительство поддерживает национальную культурную продукцию, и мы рады это видеть. Потому что продвижение местной культуры, местных товаров может только усилить вашу идентичность, брендинг Украины. И сегодня, когда люди путешествуют, они хотят увидеть именно это: что сделано в Украине, какая история стоит за ним, как это развивалось столетие за столетием и какие технологии к этому приобщены, — утверждает Каролина Куинтана. — Это нужно продвигать вместе с туризмом. Я впервые в Украине. Коллеги из ООН сказали мне, что Киев — очень красивый город. То есть его уже признают за красоту, культурное наследие, историю — это очень хороший фундамент, на котором можно строить новые продукты и новые креативные инициативы».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ

Кроме теоретических вопросов, были рассмотрены также практические аспекты для развития креативной экономики. Первый шаг, по словам Владимира Бородянского, заключается в том, что нужно взять на себя ответственность за свою жизнь. «Я получаю большое количество писем из музеев и других культурных учреждений с призывом помочь. И на простой вопрос «а что вы сделали?» люди говорят: «А что мы можем? Мы маленькие люди. Только вы можете прийти и решить все вопросы». Мне кажется, что в Украине начала зарождаться собственная ответственность за свою судьбу, и наша общая задача — сделать так, чтобы она стала обязательной частью нашей жизни», — считает Владимир Бородянский.

Министр культуры, молодежи и спорта Украины рассказал также о следующих шагах: «Считаем, что только на пересечении разных сфер, которыми сегодня занимаемся, мы сможем достичь выдающихся результатов. Поэтому мы усиливаем Украинский культурный фонд, который будет развиваться, ему будет предоставлено больше средств. У нас есть большая программа по мобильности молодежи. Приблизительно 100 000 молодых людей будут путешествовать по Украине, и у них будет креативная, творческая программа, которая познакомит их со страной, и, думаю, с ними самими...». Был упомянут также закон о кешрибейтах за съемки кино в Украине.

В целом новым возможностям для творческих людей и итогу относительно их использования была посвящена дискуссия «Интеграция Украины в глобальные цепи добавленной стоимости креативных индустрий». Кристиан Димер, руководитель проекта «House of Europe» (программа ЕС, анонсированная в июле 2019-го и созданная с целью поддержки творческой кооперации между украинцами и их коллегами из ЕС в отрасли культуры и креативной индустрии), проанонсировал главные программы институции, среди которых гранты мобильности, программы для менеджеров креативных хабов, учебные поездки для социальных предпринимателей, программы переводов и тому подобное. О результатах деятельности рассказали также представители программ «Culture Bridges» и «Американские пространства», Украинского института, Украинского культурного фонда, Украинского института книги.

Во время Форума были подняты многие актуальные вопросы. В частности, обсудили, какие вызовы стоят перед украинским арт-рынком и как защитить права интеллектуальной собственности (например, исследователь Геннадий Андрощук считает, что сами стейкхолдеры должны влиять на разработку и адаптацию законов, а не ждать, пока это сделает государство). Также в рамках Форума был проведен ряд воркшопов: по аудиовизуальному сектору (преимущественно шла речь о сфере кино), книгоиздательству, фешн-индустрии и дизайну. Видеотрансляцию можно посмотреть на канале Creative Ukraine в Youtube.

ВЫЗОВЫ ИНННОВАЦИЙ

В то же время, говоря об инновациях, нельзя забывать и о рисках, которые они содержат. Многие из них, как заметил председатель Представительства ЕС в Украине Матти МААСИКАС, общие для Украины и мира в целом: искусственный интеллект, безопасность, этический аспект, цифровая пропаганда. Газета «День» давно отмечает, что технологии всегда должна сопровождать правильная система координат ценностей. Подобное мнение выразила и София ДЯК, историк, директор Центра городской истории (Львов): «Сейчас очень нужна связь между цифровым и гуманитарным — пониманием ценностей и процессов, а именно для чего, почему, как, какие мотивации. И это то, что нам дает гуманитаристика».

Мария ЧАДЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ