Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сырой пирог»

Пациенты выстраиваются в очереди за врачами, а треть медучреждений не готова к приписной кампании
11 апреля, 2018 - 10:28
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Своего терапевта наша семья почти нашла. Несколько раз вызывали участкового домой, слышали одобрительные отзывы от соседей, поэтому с паспортом, идентификационным кодом и телефоном иду в амбулаторию, чтобы заключить с ним договор. Но сотрудница регистратуры, которая должна вносить данные пациента в компьютер, отсутствует на рабочем месте. Больные в очереди объяснили, что ушла с вещами, но в целом декларации заполняет, система работает. Уже у выхода замечаю объявление, что сюда на работу срочно ищут медсестру со знанием компьютера.

ИЗМЕНЕНИЯ НАВЫВОРОТ

С большим оптимизмом на следующий день иду в детскую поликлинику, чтобы «приписать» двоих детей к выбранному педиатру. С утра в холле скопилось до десятка мам и пап. Часть заполняет какие-то бумаги. Но не декларации. Это создаются электронные карточки пациентов. Один человек в регистратуре едва успевает проработать такой массив данных. Среди объявлений — вежливая просьба к родителям не торопиться, так как электронная база пациентов будет формироваться до конца года. Но люди не откладывают это на потом, так как с 1 апреля Министерство здравоохранения призывало нас всех подписывать соглашения с врачами.

Наша педиатр почти в отчаянии. Говорит, жаль людей, которые отпрашиваются с работы, чтобы первыми заполнить декларации, но порадовать в поликлинике нечем. Каждому педиатру дали компьютер и на этом все. Через месяц ожидают появления интернета. А бумага, краска, принтеры — забота врача, вместе с обязанностями, прописанными в пакете услуг для пациента.

Перемен хотят все: и врачи, и пациенты. Но как ранее отмечали эксперты «Дня» (материал «Электронный «почерк врача» №48 за 20 марта этого года), почему-то эти перемены внедряются шиворот-навыворот. Сначала должно было бы появиться компьютерное обеспечение, потом — обучение персонала, а уже после этого — приписная кампания пациентов. Возможно, специалисты Министерства здравоохранения считают иначе, но сегодня пациенты видят «сырую» начинку реформаторского пирога.

ПАЦИЕНТЫ — НА БЫСТРОМ СТАРТЕ

Минздрав оперативно отчитывается, как проходит кампания «Врач для каждой семьи». За первую неделю декларации заключили почти 300 тысяч украинцев. Днипро и Львов отложили это из-за неготовности медучреждений. Таких больниц в Украине сейчас 37%. Как объясняет Минздрав, отказать пациенту в подписании декларации могут именно из-за того, что заведение не подключено к электронной системе здравоохранения. Другая причина — врачи набрали оптимальное количество пациентов. Впрочем, пациенты описывают и другие факторы.

«В городе Бровары Киевской области в детской поликлинике мне отказали. Во-первых, сказали, что они вообще не знают, что с этим делать, во-вторых, нет бланков деклараций, в-третьих, педиатры будут брать (пациентов. — Ред.) исключительно со своего участка, а поскольку на нашем участке врач уволилась, то и декларацию нам не с кем подписывать», — пишет в «Фейсбуке» броварчанка Юлия Оникиенко.

Некоторые заведения просят у пациентов ксерокопии паспорта и идентификационного кода, чего не требует Минздрав, или придется покупать бланки деклараций у частных фирм. Настоящая мыльная опера ожидала пани Викторию из села Лиманка Одесской области. «Решила обратиться в центр первичной медико-санитарной помощи к терапевту, потому что кашляю не первый день, — описывает женщина свою историю на «Фейсбук»-странице Минздрава. — Но мне отказали во встрече с врачом, потому что прописана не в этом районе. А чтобы подписать декларацию с врачом, я должна обратиться к заведующей отделения с заявлением на обслуживание. Если она его подпишет, смогу заключить договор, но с тем врачом, которого мне укажет заведующая».

«В КИЕВЕ ЕСТЬ  АМБУЛАТОРИИ, ГДЕ НА 12 ТЫСЯЧ ПАЦИЕНТОВ РАБОТАЕТ ДВА ВРАЧА»

Все это можно списать на человеческий фактор. Но врачи сами признают неготовность к приписной кампании. Кое-кто сравнивает это с переписью населения, которую поручили провести медзаведениям. Вместе с тем медики поддерживают создание реестра пациентов, так как врачу важно знать, кого он лечит, а нам важно понимать, кто отвечает за наше здоровье.

«Никто не говорит,  хватает  ли семейных врачей, чтобы на каждого из них пришлось 1800 декларантов (как это отмечено в порядке предоставления ПМП), — описывает на сайте Украинской ассоциации семейной медицины свои впечатления от первой недели приписной кампании Юрий Зинчук, заведующий амбулаторией семейной медицины в Киеве. — Если медицинские реформы будут двигаться в том же русле, что и сейчас, и спустя некоторое время договоры вообще не с кем будет заключать — кадровая ситуация на первичке катастрофическая. Например, в Киеве есть  амбулатории, где на 12 тысяч пациентов работает всего два врача, да и тем за 80 лет! С одной стороны, врачу обещают: чем больше будешь работать, тем больше заработаешь.  Для удобства в работе внедряется онлайн-запись пациентов на прием к врачу. С другой стороны, семейный врач, который работает на ставку, ежедневно  должен принять по записи 12 человек. Вот он приходит на работу, ожидая своих 12 пациентов, а под кабинетом у него сидит еще 40 — в живой очереди. Семейному  врачу государство должно доплачивать за  внеплановый прием. Или же оно должно обеспечить достаточное количество  таких врачей, чтобы не допускать подобного  аврала».

«МИНИСТЕРСТВО ДО СИХ ПОР НЕ УТВЕРДИЛО СТАНДАРТЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ»

Среди других проблем — не все больницы стали коммунальными предприятиями, соответственно, не считаются автономными и не могут присоединиться к системе eHealth и стать участниками кампании «Врач для каждой семьи». Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ), которая будет платить врачам за «приписанных» пациентов, только начала работать, недавно правительство утвердило ее руководителя Олега Петренко. Поскольку служба только на старте, заключение деклараций теперь не имеет никаких последствий.

«Сейчас очевидны несколько вещей. Во-первых, НСЗУ, которая должна заключать договоры, не может выполнять эту функцию, потому что ее руководитель Олег Петренко только недавно назначен, набрать в команду госслужащих он быстро не сможет, потому что на это необходимо определенное время, — отмечает Константин Надутый, руководитель департамента менеджмента Украинской ассоциации семейной медицины. — В правовом поле не определено, что должна делать НСЗУ. Эта служба должна осуществлять программу государственных гарантий с перечнем услуг и утвержденным тарифом. Ничего такого нет. Существует абстрактная сумма в 370 гривен (столько врач должен получать в год за одного пациента. — Авт.), но как это соотносится с тарифами, непонятно».

«Еще один вопрос — регистрация пациентов по декларациям, — продолжает Константин Надутый. — Часть своих врачей знает давно. Другая категория граждан — те, кто ничего себе никогда не выбирал. Сколько таких пациентов побежит регистрироваться? Вряд ли все. Если даже они придут заполнять форму декларации, то заметьте, она заполняется не через государственные ресурсы, а через частные, которые никаких гарантий никому не дают. В их обращениях к клиентам написано, что человек заполняет анкету на свое усмотрение и под свою ответственность. Минздрав обещает, что все эти данные получит государство, гарантирует, что все защищено, но до сих пор министерством не утверждены и не гармонизованы с мировыми стандарты обмена информацией. Я не чувствую себя защищенным, когда государство не несет ответственности за то, что происходит».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ