Вокруг проекта административно-территориальной реформы, которой сейчас занимается вице-премьер Роман Бессмертный, сломано уже много копий. Хотя дискуссии больше ведутся в среде парламентариев, должностных лиц, руководителей органов местной власти, экспертов. Сейчас стало очевидным, что к 1-му сентября нынешнего года законопроект №3207, согласно которому предусматривалось ввести изменения в Конституцию относительно системы самоуправления в Украине, скорее всего не будет принят. Поэтому сроки проведения этой реформы должны быть скорректированы соответствующим образом. Наиболее острые споры возникают среди «местных» политиков».
ЖИТОМИРЩИНА: УНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С ГИБКИМИ ВАРИАНТАМИ
Свою точку зрения на административно- территориальные новации высказал заместитель председателя Житомирского облсовета Петр РУДНИЦКИЙ . Он давно работает в местном самоуправлении и на практике знает, чем живут территориальные общины, особенно небольших поселков и сел.
— Один из вопросов, которые вызывают наибольшее количество споров в процессе обсуждения проекта админреформы, это вопрос о необходимости учитывать (или не учитывать) специфику тех или иных регионов. Имеются сторонники унифицированного подхода, но находятся голоса, которые отстаивают более гибкие варианты...
— Есть норматив, который предложили ученые, а именно — доступность услуги органа власти или местного самоуправления. Что касается расстояния, то большинство из них сходятся во мнении, что первичный орган должен быть отдален от граждан той или иной территориальной общины не более чем на 10 километров. Относительно времени, то существуют подсчеты, согласно которым в Киеве, например, с его развитым транспортным сообщением, доступность услуги власти (взять какую- то справку, документ, заверить их, подписать) составляет от 30 минут до четырех часов. На Житомирщине в некоторых районах, Овручском, например (кстати, самом большом в Украине по площади), чтобы уладить дела в районных инстанциях, может понадобиться около двух суток. Плотность населения области — 45 человек на 1 кв. км, но есть районы, где этот показатель составляет от 8 до 20 чел. на 1 кв. км, тогда как по Украине в среднем 80 чел. на 1 кв. км. У нас сейчас есть сельсоветы, от которых до некоторых сел, входящих в зону их административного влияния, может быть 10 — 15 км. А если вокруг него объединить еще несколько сельсоветов, то сколько к центральному селу от наиболее отдаленного будет? Мы приблизительно знаем, что это может быть до 50 км. И будем настаивать, что нельзя жестко устанавливать численность первичной территориальной общины, необходим более разнообразный подход к ее определению. Не 5 тысяч человек, как предлагается в законопроекте об админреформе — мы считаем, что для полесских регионов, а кроме Житомирской, это также Черниговская, Ровенская и Волынская области, такой показатель должен быть на уровне 1,5 тысяч. Можно дать и расширенный вариант — 1,5 — 5 тыс. чел. А для Ивано-Франковской области и 1,5 тыс. чел. на одну территориальную общину может быть много. В то же время для Донецкой или Днепропетровской области численность общины в 5 тысяч проблемы почти не составит.
— Но ведь предлагаемые в законопроекте изменения территориально-административного деления касаются не только первичных территориальных общин.
— С районными делением также серьезная проблема. Есть у нас Любарский район, с ним граничит Чудновский район. Численность населения этих двух районов в сумме не дает 70 тысяч человек — таким устанавливается минимум в законопроекте админреформы. Чтобы в этом конгломерате было столько населения, нужно отрезать территории нескольких сельских советов от соседнего Романовского района. А куда остаток прицепить? Т.е. районы нужно будет резать по живому. Это сложно в первую очередь психологически, а также относительно транспорта, связи, другой инфраструктуры. Опять же заострится вопрос доступности услуг местной власти. Нужно, чтобы показатель численности населения того или иного района был более плавающим.
— Есть еще один весьма дискуссионный момент — форсировать ли эти вопросы перед парламентскими выборами?
— А выгодно ли это политическим силам, любым, в том числе власти? Я думаю, что нет. Нужно все изучить, просчитать, ведь без денег админреформу не проведешь. То же Министерство финансов должно определить, какое количество средств необходимо и откуда их взять. Из местных бюджетов, если не хватает даже на зарплату? Я считаю, что идет большая подготовительная работа, но не нужно думать, что это произойдет завтра. Я верю, что реформа будет, но не верю, что ее проведут до марта 2006 года.
ДОНЕТЧИНА: НЕОБХОДИМЫ МИНИ-РЕФЕРЕНДУМЫ
«Проект административно-территориальной реформы в Украине, разработанный Романом Бессмертным, является ничем иным, как стремлением уничтожить Донбасс», — так считает лидер Славянской партии, экс-кандидат в президенты Украины Александр БАЗИЛЮК . Он выступил со специальным заявлением, критикующим саму идею админреформы.
При этом автор документа утверждает, что такое положение дел «нервирует» президентскую власть именно «наличием неформальной юго-восточной столицы», а посему, предвосхищая жесткую борьбу на парламентских выборах 2006 года, власть «пытается подорвать дееспособность Донбасса».
С таким мнением не согласны почти все руководители Донецкого региона. Например, губернатор Донецкой области Вадим ЧУПРУН , хотя и оценивает проект административно-территориальной реформы неоднозначно, все же видит в ней ряд положительных сторон. По его словам, изменение административно-территориального устройства актуально для Донецкой области. «Например, она предусматривает разрешение проблем одновременного существования нескольких общин на одной территории. Допустим, города Зугрэс, Иловайск можно перенести на территорию Харцызска, город Моспино — в Донецк и т. д. Я не говорю уже о поселках, селах», — отметил В. Чупрун на одной из своих пресс-конференций. Впрочем, с другой стороны, губернатор опасается негативных последствий от такого объединения, ведь, по его мнению, оно «может нарушить исторические и культурные традиции некоторых населенных пунктов региона».
Также В. Чупрун назвал еще одну отрицательную сторону подобного процесса, отметив, что принцип объединения территориальных общин по численности проживающего в них населения является, по его мнению, недопустимым. По его словам, Донецкая область сейчас разрабатывает предложения по этому поводу и намерена обсуждать их на самом высоком уровне.
С другой стороны, губернатор и против принципа выделения небольших общин в отдельные административные единицы по численности населения, поскольку в этом случае им будет достаточно сложно выжить.
С мнением В. Чупруна частично согласился и экс-губернатор, заместитель председателя Донецкого областного совета Анатолий БЛИЗНЮК . Он признал, что админреформа необходима, однако подчеркнул, что вопрос о границах регионов должны решать власти самих регионов, с учетом специфические особенностей городов и районов и интересов каждого жителя. В связи с этим, А. Близнюк намерен как можно быстрее включиться в обсуждение и принятие конкретных предложений в проект закона об административной реформе, ведь, по его мнению, если этого не будет сделано, «народ нас просто проклянет».
Вполне возможно, что по итогам всех этих заявлений админреформа, к которой пока в Донбассе относятся настороженно, донетчанами все же будет принята. Хотя уже сейчас многие прогнозируют, что этот процесс не будет безболезненным. Так, например, в регионе появились уже призывы к проведению мини-референдумов на каждой территории, которую хотят каким-либо образом «перекроить», чтобы жители сами высказались, в составе какой административно-территориальной единицы должен находиться их населенный пункт.
ЗАКАРПАТЬЕ: ВСЕ РЕШАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
На недавнем очередном заседании Ужгородского прес-клуба реформ говорилось о чрезвычайно важных для Закарпатской области вещах — что означает правительственная административная реформа на практике для жителей Закарпатья?
О переменах, которые ждут край в случае внедрения реформы рассказывал заместитель председателя Закарпатской ОГА, руководитель региональной рабочей группы по подготовке мер относительно проведения административно-территориальной реформы Евгений ОЛИЙНЫК . По его словам, «маленькое компактное толерантное Закарпатье требует особенно внимательного отношения должностных лиц к любым нововведениям на его территории». Он также опроверг информацию об объединении отдельных областей Украины, заявив, что это абсолютно исключено. Более того, сегодня относительно Закарпатья не говорится даже об изменении границ районов. Хотя последнее слово — за общественностью. Именно ей нужно решить, будут объединяться отдельные населенные пункты и районы или нет.
Евгений Олийнык подчеркнул, что «реформа, о которой идет речь, не сводится к территориальным изменениям, это лишь одна из возможных составляющих. На самом деле за ней стоит реформа органов власти, финансовой и бюджетно-налоговой системы, что в итоге может стать мотивацией для изменения территориального уклада. Сейчас городские бюджеты, например, на 2/3 состоят из налогов от зарплаты. В то время как в соседней Польше — с налога на недвижимость, имущество, землю. Изменение системы налогообложения является главным фактором, без которого любые мероприятия административно-территориальной реформы обречены на крах».