Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Там, где весной токуют глухари...

11 мая, 2001 - 00:00

Я лежал на маленькой лесной полянке и смотрел в осеннее небо — прозрачная, но уже побледневшая голубизна уходила в безграничную высь, пронизанную косыми солнечными лучами, с берез плавно падали одинокие пожелтевшие листья, впрочем, легкие порывы ветра иногда срывали с ветвей тучи этой листвы, спадавшей вниз золотистым дождем. Когда ветер стихал, наступала удивительная абсолютная тишина, и тогда окружающий мир как будто уплывал далеко за горизонт своего реального существования, и в то же время приходило ощущение полного слияния с ним...

Место действия — Полесский природный заповедник. Существует де-юре с ноября 1968-го года — тогда было издано постановление Совета Министров Украинской ССР о создании заповедной зоны между речками Уборть и Болотница на севере Житомирской области. Цель — сохранение в естественном состоянии типичных полесских ландшафтов, а также болот, которых уже тогда оставалось мало в Украине, лесных и лесоболотных комплексов, редких видов растений и животных, проведение научных исследований состояния окружающей среды. Общая площадь заповедника немногим более 20 тыс. гектаров. Из них 17 800 га занимает лес, а 2200 — 2300 гектаров — это болота. Хотя только около 58% этого леса имеет естественное происхождение — все остальное посажено руками людей. Средний возраст насаждений сосны, которая доминирует в заповеднике, а также березы немногим более 40 лет, ольхи — 50 лет. Остались и островки старых лесов (до 5% всей площади), где сосны, например, достигли возраста в 100 — 130 лет. Такая ситуация сложилась вследствие активной вырубки этих лесов в довоенные годы советскими военными, которые строили здесь линии обороны, а после войны — лесозаготовителями. В годы же самой войны значительные массивы лесов в округе уничтожили немецкие оккупанты. В рельефе заповедника преобладают поросшие лесом песчаные дюны, гряды, валы. Низины заняты болотами, которые выполняют важную роль естественных регуляторов запасов воды, — в периоды выпадания осадков они всасывают в себя влагу, а в засушливые времена — отдают. Здесь запрещены почти все виды сельскохозяйственных работ (кроме небольших объемов выборочных покосов сена), промышленная рубка леса (проводится только санитарная), охота, сбор грибов и ягод, вообще практически все виды хозяйственной деятельности. Здесь природа отдыхает от людей, а люди охраняют и наблюдают за ней. Прибавляет проблем определенное радиоактивное загрязнение: оно в большей или меньшей мере после Чернобыльской катастрофы распространилось как на земли заповедника, так и на окружающую местность.

ЧТО И КОГО ЗДЕСЬ ОХРАНЯЮТ

Кроме древесных пород, кустарников, на территории заповедника встречается 604 вида только так называемых сосудистых растений, 139 видов мхов, десятки видов лишайников и водорослей. «Здесь произрастают, — рассказывает заместитель директора заповедника по научной части, кандидат биологических наук Галина Бумарь, — 16 видов занесенных в «Красную книгу Украины» деревьев и растений. Среди них береза темная, ива черничная, представители семьи орхидных, несколько видов пальчатокоренников, отдельные виды плауновых, другие растения и группы растений в основном болотной флоры, которым угрожает исчезновение. В «Зеленую книгу Украины» занесены лишайниковые сосновые леса, которые занимают здесь значительные площади». Благодаря светло-серой расцветке лишайников, которые укрывают землю между деревьями, такие леса в народе называют беломшаниками. Трудно объяснить почему, но именно пейзажи этих беломшаников при упоминании о заповеднике чаще всего всплывают в памяти: закроешь глаза и видишь, как на ковре, сотканном лишайниками вокруг деревьев, как будто отражается осеннее безоблачное небо, ковер этот начинает излучать мягкий голубой свет, и какая-то щемящая тоска разливается вокруг...

Все более редкими для Украины становятся также представленные в заповеднике коренные сосновые леса, зеленомшистые, длинномшистые, можжевело-лишайниковые (можжевельник — это хвойное дерево, похожее на тую и достигающее высоты 3—5 метров). Красота местных лесов, на первый взгляд очень скромная и невзрачная, в то же время преисполнена скрытой, естественной привлекательности.

Неплохо чувствуют себя здесь и птицы, и зверье. Болота и речки, источники заповедника содействуют выживанию многих животных, которые не переносят и наименьшего загрязнения. Только в гнездовой сезон здесь обитает 136 видов птиц. К «краснокнижным» видам относятся, в частности, глухари (сейчас их в заповеднике более 40 особей), черные аисты, змеееды, беркуты, бородатые совы неясыти (залетели откуда-то из тайги), некоторые другие представители пернатых.



— Токование глухарей весной, — продолжает рассказ старший научный сотрудник заповедника Григорий Бумарь, превращается в настоящее представление. Обычно оно начинается в конце марта и достигает пика в первой трети апреля. Прилетев на токовище (облюбованную опушку в лесу или на болоте) еще с ночи и усевшись на дерево, каждая птица начинает выводить свою «гамму», которая состоит из упорядоченного трескотания, щелканья клювом, клекочущих горловых звуков. Под утро глухари (обычно от трех до семи особей, но бывает, что токует один самец) спускаются на землю и, продолжая бойкое «пение», начинают подпрыгивать, горделиво похаживать по токовищу с широко раскрытыми крыльями и развернутым хвостом. Кое-где между самцами возникают стычки. (В разгаре токования глухарь может не услышать, как к нему подкрадывается охотник, или хищный зверь, или подлетает ястреб, и тогда его «песня» может прерваться навсегда). Вскоре слетаются и самочки, которые собираются вокруг понравившихся «исполнителей». После спаривания глухарки откладывают яйца и садятся на гнезда, а «мужчины» могут еще долго давать «представления» на токовищах, хотя и с меньшим задором.

Из животных, занесенных в Красную книгу Украины, в заповеднике водятся речные выдры, горностаи, зайцы белые, отмечено и появление рыси обычной. Вообще, считает директор заповедника Сергей Жила, на территории Украинского Полесья рысь как вид находится на грани исчезновения. Проблема сохранения этой на удивление грациозный дикой кошки приобрела международный масштаб, поскольку она остро стоит и в других европейских странах — там рысь встречается или в горных, или в типичных таежных лесах преимущественно на севере континента.

А вот такие хищники, как волки, лисы или куницы в заповеднике и в прилегающих лесах пока еще не стали экзотикой и делают свой вклад в поддержание биологического равновесия. (Автору посчастливилось наблюдать, как в предвечерний час в окрестностях леса охотилась рыжехвостая красавица).

Прудят здесь свои дамбы и бобры. Их популяция только в заповеднике насчитывает более 40 особей. Определенному увеличению численности тех же куниц, лис и бобров, замечает Сергей Жила, поспособствовала рыночная конъюнктура — с падением цен на мех уменьшился интерес охотников к их пушистым шкуркам, поэтому животные почувствовали себя свободнее и за границами заповедника.

В то же время объектами массовой охоты на прилегающих угодьях стали «мясные» виды зверей — это касается в первую очередь лосей, а также косуль и кабанов. Эти копытные животные пока считаются обычными видами в заповеднике, но вскоре могут попасть в число редких. С началом осени, рассказывает директор Полесского заповедника, в лесах к востоку от заповедника начинается браконьерский «беспредел». Причем, кроме местных сельчан, которых часто вынуждает на это их нищенское существование, хищническим промыслом не гнушаются и бизнесмены, высокопоставленные чиновники, офицеры СБУ и милиции, директора больших предприятий из прилегающих райцентров, Житомира, а случается, и из Киева. Учитывая особенности лесов (чрезмерная густота насаждений, недостаток молодых деревьев) и растительного покрова заповедника, корма для копытных не хватает, и животные в поисках пропитания вынуждены выходить под пули браконьеров.

ЗАПОВЕДНИК ИЛИ БИОСФЕРНЫЙ РЕЗЕРВАТ?

Исходя из сложившейся ситуации, а также по соображениям более общего плана, уверен Сергей Жила, все более актуальным становится вопрос трансформации Полесского природного заповедника с расширением его функций и зоны ответственности.



Сейчас на стадии согласования находится инициируемый им план создания на территории к востоку от заповедника так называемой переходной зоны. Эта зона должна охраняться от браконьерства и других видов незаконной охоты так же, как и территория заповедника. С этой целью там предусматривается создание опытно-охотничьего хозяйства «Рысь», которое должно подчиняться Полесскому заповеднику. Вместе с тем в этой зоне должна продолжаться обычная хозяйственная деятельность, в частности санкционированные рубки леса, сельскохозяйственные работы, скотоводство, а также развиваться лицензионная охота, экологический туризм. Это дало бы возможность, с одной стороны, обеспечить охрану животного мира там, где ее сейчас практически нет. И прежде всего, сберечь от истребления лосей, других копытных животных, создать условия для расселения и миграции рыси и, возможно, других редких зверей. А с другой — отработать модель гармоничного сочетания хозяйственной деятельности людей с существованием живой природы, сохранением и использованием ее ресурсов. В случае создания такой зоны, имея уже в своем составе зону полной заповедности и охранительную зону, Полесский заповедник стал бы отвечать одному из главных критериев концепции биосферных резерватов, разработанной в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Этот критерий предусматривает наличие в таких природно-социальных комплексах основных заповедных территорий (или ядер), буферной зоны и переходной зоны (или зоны сотрудничества). И, по убеждению Сергея Жилы, именно в трансформации заповедника в биосферный резерват состоит перспектива его развития. Как один из вариантов такой трансформации рассматривается возможность создания трансграничного биосферного резервата на базе Припятского национального парка, который охватывает значительные площади на прилегающей территории Беларуси и Полесского заповедника. Реализация намеченных планов позволила бы создать естественный комплекс международного масштаба.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА, ИЛИ ЗАЧЕМ НАМ ВСЕ ЭТО?

Вообразите, что вся природа вокруг нас — деревья, цветы, травы, речки, болота, звери, птицы, рыбы — вдруг исчезнет, и мы останемся один на один со своими небоскребами, автомобилями, компьютерами, трубопроводами, шахтами — собственно, всем тем, что создали сами искусственно. По-видимому, мало кому захочется жить в таком мире. А поэтому пусть нас согревает мысль, что существуют на свете такие жемчужины природы, как Полесский заповедник и другие островки нетронутой природы. Пока они есть, мы будем помнить, откуда произошли и благодаря чему живем.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ