Российская компания «В. Ф. Танкер» обратилась в Херсонский окружной административный суд с иском к Азово-Черноморскому региональному управлению ГПСУ и капитану Херсонского морского порта Ивану Ефименко. Именно они, по мнению истца, безосновательно препятствуют выходу российского танкера Mekhanik Pogodin (ИМО 9598397), который находится в нефтегавани Херсона.
На днях состоялось первое судебное заседание по делу, которое, впрочем, было очень коротким. Перед началом заседания адвокат истца Виталий Толстик обратился в суд с ходатайством о получении документов от ответчика, в которых подробно описаны обстоятельства и причины блокирования российского судна.
Представитель ответчика от ГПСУ отрицал относительно этого, сославшись на гриф СБУ, который содержится в настоящих документах. По мнению ответчика, предоставление таких документов истцу может навредить национальным интересам Украины, ведь истец — представитель государства-агрессора, против которого Украина ввела ряд санкций.
Посоветовавшись на месте, судья Дмитриева решила перенести рассмотрение дела на 24 октября для предоставления востребованных документов суду, который решит целесообразность приобщения их к делу.
После заседания суда мы попробовали взять комментарии по делу у истца — адвоката и представительницы «В. Ф. Танкер». Последняя, кстати, пришла на заседание с переводчиком. Но общаться с журналистами они отказались.
Однако в реестре судебных решений доступны некоторые материалы дела и требования, которые выдвигают россияне к украинским пограничникам и капитану Херсонского порта.
Истец просит признать противоправными действия капитана морского порта «Херсон» Ивана Ефименко относительно вынесения предписаний о запрещении на выход из порта. Также российская компания просит суд признать противоправной бездеятельность капитана порта, которая заключается в игнорировании документов, что подтверждают отсутствие связи между АО «ВЕБ Лизинг» (лицом, к которому применены санкции) и судном Mekhanik Pogodin и не предоставлении разрешения на выход из порта. Истец просит предоставить такое разрешение.
Компания «В. Ф. Танкер» также просит суд признать противоправным и упразднить решение Азово-Черноморского регионального управления ГПСУ относительно задержки танкера и обязать пограничников воздержаться от препятствия получения разрешения на выход из акватории Херсонского морского торгового порта.
Раньше, в обращении к президенту Украины компания «В. Ф. Танкер» заявила, что она является единственным владельцем и распорядителем судна. Как отмечают представители «В. Ф. Танкер», причина блокирования Украиной танкера «Механик Погодин» заключается в том, что в 2011 году строительство судна финансировала компания «ВЕБ Лизинг», которая входит в санкционные списки Украины.
В «В. Ф. Танкер» заявляют, что с целью снятия формального повода для задержания судна компания досрочно завершила все расчеты по лизинговому договору и оформила право собственности на судно на себя. Документы предоставлялись в пограничную службу, капитану Херсонского морского порта и Службу безопасности Украины, однако запрещение на выход судна не снято.
Напомним, 10 августа сотрудники ГУ СБУ в АР Крым обнаружили российское судно Mekhanik Pogodin (ИМО 9598397), которое было заблокировано по причине принадлежности компании «ВЕБ Лизинг», которая находится в санкционном списке СНБО Украины. На этом основании танкеру запрещено производить разгрузку и выходить за пределы порта Херсона.
По данным российского государственного реестра юридических лиц, акционерное общество «ВЕБ Лизинг» зарегистрировано в Москве и основано ЗАО «Объединенная промышленная корпорация Оборонпром», которая, в свою очередь, была основана госпредприятием «Рособоронэкспорт», что принадлежит государственной корпорации «Ростех».
ООО «В.Ф. Танкер» зарегистрировано в России, в г. Нижний Новгород. Руководит этой компанией ООО «Управление транспортными активами», чьи основатели зарегистрированы в Нидерландах. Основателем ООО «В.Ф. Танкер» числится ООО «Волго-Балт транспорт холдинг лимитед», которое зарегистрировано на Кипре.