На площадке возле офиса частной скорой медицинской помощи «Тарас» — всего одна машина. Остальные — на вызовах. Жители Луцка помнят появление этих солидных с виду автомобилей в начале года, когда они сначала стояли в разных микрорайонах города. Однако такая практика себя, по словам директора фирмы Валентина Романюка, не совсем оправдала. Если автомобиль стоял, например, возле «Глобуса», а вызов бригада получала в район подшипникового завода, то иногда не могла уложиться в определенный норматив времени.
— Дорога могла занять до 15 минут, а мы добиваемся того, чтобы «Тарас» приезжал на помощь не позже чем через 10 минут.
Неповоротливые на первый взгляд автомобили (кажется, что они не такие ловкие, как специализированные микроавтобусы скорой помощи государственной) в случае надобности, по словам директора, «гонят что надо». И в них есть все необходимое для больного. Полный набор медикаментов, электрокардиограф для постоянного слежения за работой сердца, дефибриллятор для восстановления сердечного ритма, кардиомонитор. А также, говорит заместитель директора Андрей Слельный, кислородная подушка, достаточный запас растворов для закапывания и даже вакуумный матрас, чтобы транспортировать пациента с травмами. И печка, если на улице холодно, и кондиционер, если жарко. Удобные кресла для медиков, просторный салон...
Служба частной скорой медицинской помощи существует в Украине, оказывается, уже 12 лет. И Луцк, к сожалению, не был пионером в этом деле. Его значительно раньше начали и во Львове, и в Ровно. Даже короткое время существования фирмы «Тарас» показал, что такая служба нужна.
— Возможно, это не та сфера, где нужно иметь постоянных, как говорят, клиентов, потому что болезни никому не пожелаешь, но все под Богом ходим... Поэтому у нас уже есть и постоянные пациенты. Один раз убедившись в нашей квалификации, при необходимости вызывают снова. И не всегда в острых состояниях. Есть, в частности, пенсионеры, которые узнают по телефону, когда будет на дежурстве тот или иной врач, чтобы обследовал и проконсультировал, — говорит Валентин Романюк.
Врач из педиатрической бригады Тарас Мартынюк, имея работу в областной клинической больнице (он ургентный детский хирург), считает, что опыт работы на скорой помощи — бесценен. Только что он вернулся с очередного вызова. А в прошлый раз, когда дежурил, среди ночи выезжали в Киверцы. У ребенка очень болел живот. К счастью, особой патологии не обнаружили, и утешенные родители и ребенок с облегчением легли спать. Самым маленьким пациентом у Тараса из «Тараса» был трехмесячный ребенок с высокой температурой, которую вызвал гнойник в промежности возле прямой кишки. А самым тяжелым — почти трехлетний мальчик, у которого на пневмонию наложилось пищевое отравление, начиналась дыхательная недостаточность. Еще не «тяжелый», говорит врач, но серьезно больной...
— Нас очень вовремя вызвали.
— А время оказания неотложной помощи — едва ли не самый главный фактор, — считает заместитель директора фирмы Юрий Легкодух. — От того, насколько качественно будет оказана помощь на догоспитальном уровне и насколько грамотно пациента направят в медицинское учреждение, зависит и эффективность дальнейшего лечения, собственно здоровье.
Вызовы к детям сегодня составляют треть всех обращений в частную скорую медицинскую помощь.
— Очень часто выезжаем в Луцкий район, в другие районы, — говорит Тарас Мартынюк. — А в последнее время — и в соседнюю Ровенскую область. В Млынивский, в Демидивский район...
Заместитель директора Андрей Слельный, который на предприятии курирует роботу среднего медицинского персонала, рассказывает, как диспетчер «Тараса» поддерживает телефонную связь с врачом и пациентом или его родственниками одновременно вплоть до момента, когда бригада прибудет на место. Это дает возможность собрать дополнительные данные о состоянии здоровья, которые бригада использует в своей работе.
— Если есть такая необходимость, то врач поинтересуется состоянием пациента и в последующие дни. А администрация, в свою очередь, интересуется у пациентов мнением о работе нашей бригады, — говорит Валентин Романюк.
Даже беглое знакомство с проблемой скорой медицинской помощи в разных странах мира показывает, что и более богатые, чем Украина, страны не всегда гарантируют своим гражданам абсолютно бесплатную систему здравоохранения. Здоровье человека имеет свою очень высокую цену. Так, в Австралии, чьей системе медицины мы можем глубоко позавидовать, скорая медицинская помощь государством оплачивается частично. Ее финансирование зависит от места жительства. В одних штатах (их мизерное количество) эта помощь бесплатна для всех, в большинстве — только для пенсионеров и граждан нескольких стран, с которыми у Австралии есть двухсторонние соответствующие соглашения. Остальные австралийцы платят за такое удовольствие — нужно оформлять абонемент и вносить за него деньги стабильно, иначе вызов «скорой» может обойтись и в 1000 долларов... Врачи в каретах «скорой» не ездят, но средний медицинский персонал имеет такую квалификацию, что могут и роды принять, и реанимировать больного. Если же нужно ввести лекарства в дороге, то бригада звонит по телефону за разрешением врача в приемное отделение. Еще австралийская «скорая» (за отдельную плату) доставляет пациентов из дому на амбулаторное лечение, в больницу — из больницы.
Выезд польской скорой медицинской помощи обходится почти в 40 евро. Правда, медики утверждают, что не спрашивают, есть ли у пациента страховка или деньги. Однако без страховки, которая составляет до десяти процентов от заработка, в Польше сегодня очень мало граждан!
Украинская же, и собственно волынская, частная скорая медицинская помощь сегодня решает несколько иные, чем зарубежные коллеги, проблемы. Самая главная все-таки связана с психологией потенциальных пациентов. Служба «Тарас» задумывалась для обслуживания рядового, собственно, гражданина. Поэтому стоимость и выезда, и обслуживания была определена так, чтобы услугами смогли воспользоваться не только, как можно было бы подумать, «богатые люди». В том же Ровно это стоит 300 гривен, а в Луцке в среднем вдвое меньше (хотя себестоимость, конечно, значительно выше).
— И приезжаем мы очень быстро, имеем хорошее оснащение и занимаемся больным столько, сколько нужно. Либо добьемся улучшения состояния, либо доставим в специализированное медицинское заведение, — говорит Тарас Мартынюк.
Если государственная «скорая» не может выезжать за пределы города (только в случаях крупных аварий или массового отравления), то частная фирма «Тарас» обслуживает пациента там, где ему это нужно.
— Вызывают нас и на аварии, и на обслуживание похорон, потому что при переживаниях может стать плохо. Доставляем пациентов и на обследование или лечение в Киев. Бывало, что ребенку два дня, а мы его уже везем в кардиоинститут, — говорит Валентин Романюк.