Сегодня не возникает никаких сомнений в том, что жилищно-коммунальный сектор в Украине находится в кризисном состоянии и нуждается в срочной реанимации. Среди проблем, общих для всех областей Украины, в первую очередь — установление денежных тарифов и водоснабжение. Треть сетей водообеспечения, то есть 38 тысяч километров, считаются аварийными. Лидируют в списке самых проблемных в плане водоснабжения городов Луганск и Днепропетровск. Не менее остра проблема оплаты за содержание жилья. Так, например, задолженность населения на конец прошлого года составила 7,6 млрд. гривень, что превышает годовой объем производства услуг всего жилищно-коммунального комплекса.
Эксперты считают, что навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве мог бы Закон «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004—2010 годы», который предусматривает стопроцентное финансирование работ по реконструкции аварийного жилого фонда. Об этом документе говорилось во время «круглого стола», который состоялся на днях в комитете ВР по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи. Почти все (а на заседании присутствовали народные депутаты, руководство Госжилкоммунхоза, органов местного самоуправления и местных госадминистраций) согласны с тем, что программа действительно будет содействовать удовлетворению потребностей населения в этой области. Правда, прозвучало и немало критики. В частности, заместитель заведующего секретариатом Комитета Юрий Манцевич отметил, что в системе ее финансового обеспечения достаточно «белых пятен». Для реализации общегосударственной программы реформирования ЖКХ на шесть лет предусматривается выделить 3 миллиарда гривен, или 500 миллионов гривен в год. В этом же году только на ликвидацию аварийных ситуаций было выделено 400 млн. А это значит, что запланированных средств, мягко говоря, не хватит. Также, по словам Юрия Манцевича, проект Закона переполнен общими фразами, так сказать «лозунгами», которые отнюдь не способны заменить конкретные цели и реальные меры. Например, в программе отмечено, что на первом этапе (2004—2005 годы) предусматривается создание юридическо-правовой базы, реформирование системы управления ЖКХ, стабилизация финансово-экономического состояния предприятий отрасли, создание предпосылок для обеспечения должного уровня и качества жилищно-коммунальных услуг. Но каким образом это все должно проводиться и, соответственно, кем контролироваться — неизвестно.
Наибольшее количество замечаний прозвучало из уст председателя координационного совета всеукраинской общественной экологической организации «Мама-86» Светланы Слесаренко. В первую очередь она отметила, что в последние годы население все чаще платит не за реально полученную услугу, а за наличие технической возможности ее получить, скажем, наличие крана в квартире. Некоторые регионы уже несколько лет не имеют централизованного горячего водоснабжения. И статистика, свидетельствующая о том, что 70% украинцев обеспечены услугами централизованного горячего водоснабжения, по ее мнению, весьма отличается от реального положения дел.
Кроме того, по мнению госпожи Слесаренко, в контексте реформирования жилищно-коммунального сектора нельзя забывать о том, что почти треть населения живет за чертой бедности (официально признанный уровень бедности составляет 27%), а субсидиями обеспечено только 13—17% населения.
Общегосударственная программа реформирования жилкоммунхоза будет вынесена на обсуждение парламента в апреле. По словам председателя профильного комитета Валерия Пустовойтенко, члены комитета приложат максимум усилий для принятия законопроекта в первом чтении, чтобы ее финансирование было предусмотрено в бюджете на 2005 год.