Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Татьяна БОЛЬШАКОВА: «Тестирование поможет преодолеть коррупцию в образовании»

24 апреля, 2008 - 21:14
ФОТО УНИАН

Массовое введение независимого внешнего оценивания Президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко официально называют одним из основных системных шагов преодоления коррупции в образовании. Сейчас общество разделилось: скептики считают, что безальтернативное введение такого способа оценки знаний не гарантирует объективного определения уровня знаний у школьников и в будущем приведет к возникновению очередных, более утонченных коррупционных схем. Сторонники тестирования в свою очередь убеждены, что новая методика оценивания знаний поднимет престиж высшего образования, сформирует рейтинг школ и вузов, в конце концов, восстановит утраченную веру украинцев в справедливость при получении высшего образования. Что считают по этому поводу сами педагоги? Поделиться мыслями на эту тему «День» предложил учительнице Жмеринской общеобразовательной школы №4 Татьяне БОЛЬШАКОВОЙ.

— Пани Татьяна, какие впечатления у вас остались от проведения независимого оценивания по украинскому языку и литературе?

— На мой взгляд, на Жмеринском пункте №061 независимое тестирование прошло довольно организовано. Существенных нарушений, которые могли бы каким- то образом повлиять на результат, не было. Сдавать тесты по украинскому языку и литературе у нас зарегистрировались 358 участников, из них 36 — не явились. Следует отметить, что школьники, готовившиеся к тестированию, отвечали на тесты намного более уверенно, чем те, кто решил сдать «на удачу». В частности, на нашем участке немало тестировались учеников ПТУ, многие из которых не были готовы к этому испытанию. Поэтому некоторые из них не могли ответить на вопросы и выходили из аудиторий очень расстроенными.

— А как тестирование воспринимали сами его участники?

— Исходя из опроса учеников, часть из них выступает против независимого оценивания, предпочитая вступительные экзамены. Однако те дети, которые готовились к сдаче тестов, независимое оценивание воспринимают положительно. Также считаю, что благодаря введению тестирования значительно повысится уровень знаний учеников. Ведь во время проведения оценивания все его участники находятся в одинаковых условиях, но уровень знаний, который подается, например, в сельских школах, очень отличается от городских школ. Поэтому теперь школьники сами будут наверстывать то, что им не удалось получить в школе.

— Приходилось слышать мнения некоторых педагогов по поводу того, что тестирование способствует автоматическому «зазубриванию» предмета, а не логическому мышлению...

— Я с таким мнением не согласна. Действительно, некоторые тесты предусматривают выбрать какой-нибудь из предложенных ответов на вопрос или ответить — «да» или «нет». Иногда правильный ответ можно угадать. Но во второй части заданий нужно давать развернутый ответ, что предусматривает аналитическое мышление. Еще при сдаче тестов некоторые школьники жаловались на некоторое несоответствие заданий школьной программе. Отмечу, что соответствие школьной программе в тестах есть, но в некоторых заданиях подготовка требует углубленных знаний. Я убеждена, что все сложности, возникавшие во время проведения независимого оценивания, можно объяснить тем, что оно проводится впервые. В дальнейшем, уверена, все наладится.

— На ваш взгляд, можно ли при помощи тестирования объективно оценить знания школьников? Ведь ребенок может просто переволноваться и случайно неправильно ответить на вопросы.

— Действительно, некоторые ученики очень волновались, и у них даже руки тряслись, когда они заполняли бланки. Но это я опять же объясняю тем, что такое испытание происходило впервые. Однако считаю, что тестирование не должно быть единственным «пропускным билетом» в высшие учебные заведения. Лучше всего было бы, если бы независимое оценивание объединялось со вступительными экзаменами. Если, например, ребенок переволновался и получил меньше «четверки», то это не должно стать для него приговором. Поэтому, на мой взгляд, в этом плане Министерство образования должно внести своих коррективы. Возможно, следует ввести вступительные экзамены для тех, кто не смог успешно пройти тестирование. Ведь, если ребенок учился на 11 и 12 баллов и случайно не прошел тесты, то это не должно означать, что двери в высшее учебное заведение для него закрыты. Но если школьник учился на «двойки» и «тройки», то это уже другое дело.

— Может ли независимое оценивание победить коррупцию в образовании?

— Я уверена, что тестирование поможет победить коррупцию в образовании. В более 150-ти странах мира такая система оценивания уже давно действует и хорошо себя зарекомендовала. У нас она только начинает свое развитие. Поэтому через несколько лет независимое оценивание в Украине станет привычным, и недостатков, которые сейчас существуют в его методике, уже не будет.

Инна БИРЮКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ