Итак, «знаменитая и легендарная» Клеопатра VII (да-да, перед ней было еще шесть правительниц ХХХI династии в Древнем Египте, носивших это тронное имя) вовсе не была красавицей? Во всяком случае, похожее впечатление может сложиться, если разглядываешь «достоверную» компьютерную реконструкцию ее внешности и «подлинные» прижизненные изображения последней суверенной правительницы Египта, предъявленные изумленной публике не столь давно. Уже заговорили и о новой, также «подлинной», тайне Клеопатры, заключавшейся якобы в том, что при такой, откровенно скажем, жутковатенькой внешности, она все-таки производила неотразимое впечатление на мужчин. Но не будем спешить с выводами.
Слова о «достоверности», и «подлинности» новых фактов взяты мною в кавычки, и это не случайно. Дело в том, что на самом деле они не являются ни «достоверными», ни «подлинными». Т.е., с точки зрения антикварной и археологической ценности, найденные статуи, конечно, абсолютный подлинник, действительно изображают Клеопатру и изготовлены не самыми худшими ваятелями античной Александрии. Но весь фокус в том, что их нельзя считать исторически достоверными, передающими реальный облик царицы!
Европейцы привыкли к такому жанру, как «парадный портрет». На нем важный сановник или просто богатый заказчик всегда выглядят несколько приукрашенно — с гордой осанкой, без брюшка, если таковое, увы, имеется и т.д. В Древнем Египте со времен «безумного реформатора» фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) дело обстояло иначе. Тогда в египетской скульптуре возникла странная тенденция, которую иногда называют «гиперреализмом». Странный правитель требовал от своих скульпторов не просто изображать себя — «живого бога» — и простых смертных в их подлинном облике, но, более того, — всячески подчеркивать особенности внешности «оригинала». Даже если эти особенности малопривлекательны. В своем гипсовом облике человек посредственной внешности казался просто уродом, а уж как выглядел от природы некрасивый — и говорить страшно. Фараон умер (как полагает большинство историков — ему «помогли»), само имя его прокляли и забыли, а вот скульптурный стиль привился, хотя и в смягченном виде. Поэтому парадные статуи древних египтян после Эхнатона и выглядят хуже, чем «первоисточник». Такой себе «парадный портрет наоборот».
Еще проще с компьютерной реконструкцией. Особенность «электронного портрета» в том, что он, подобно египетскому «солнечному стилю», всегда несколько выпячивает особенности человеческой внешности, тем более особенности, с точки зрения компьютера, нестандартные. Это «врожденный порок» всех электронных антропологических реконструкций. Ну, а если принять во внимание, что сам компьютер положил в основу своих выводов упомянутые статуэтки, становится понятным, почему «электронный портрет» Клеопатры VII выглядит еще более отталкивающим, чем ее скульптурные изображения. Впрочем, кое-что подмечено верно. Египетская царевна была действительно полноватой женщиной очень маленького роста. Но это с нашей точки зрения. Для своего времени она была человеком среднего, а может, и чуть выше среднего роста и нормальной комплекции.
Есть такая вещь, как акселерация. Еще в начале 70 х годов европейские антропологи с удивлением обнаружили, что средний рост француза в VIII веке был всего… 158 см, и это не исключение, а общеевропейская и даже общемировая тенденция. Средний рост жителей Древнего Египта не превышал 154 см. К этому можно добавить лишь, что худоба (пардон — стройность) тоже является следствием акселерации, и наши древние предки были не только более низкорослыми, но и более массивными. Но все-таки, даже с поправкой на странные традиции египетской скульптуры, поправкой на акселерацию, во внешности Клеопатры не было ничего из ряда вон выходящего (для того времени). Откуда же то потрясающее впечатление, которое она производила на мужчин своего времени?
Здесь нужно заметить, что слухи об этом потрясающем впечатлении слегка преувеличены. Любили ли Клеопатру Цезарь и Антоний, мы не знаем и уже никогда не узнаем. Зато мы можем с уверенностью сказать, что как бы эти два выдающихся государственных деятеля и полководца Рима ни относились к египтянке, им был абсолютно необходим союз с ней, в том числе и союз династический (брачный) для реализации собственных политических и военных планов. Об Антонии сказать труднее, но, насколько можно судить из биографии Гая Юлия, он стремился бы к этому союзу, даже если бы Клеопатра была похожа на черта с рогами, ибо для этого человека в жизни не существовало ничего, кроме власти и славы…
Впрочем, все сказанное совсем не исключает того, что Клеопатра была желанна как женщина для большинства мужчин своей эпохи. И сейчас любая женщина знает, что можно сделать из самой неказистой внешности при помощи удачно подобранной одежды, косметики и парфюмерии. Особенно, если к этому добавить личное обаяние и темперамент. В свое время мне пришлось на протяжении ряда лет иметь дело с историей Древнего Востока и могу заверить, что две тысячи лет тому назад индустрия «женских прелестей» была немногим хуже нынешней (если вообще была хуже), хотя и не столь совершенной технологически. Во всяком случае, секреты многих древних красителей и благовоний не раскрыты до сих пор и, возможно, уже не будут вновь открыты никогда. Рецепты выкристаллизовывались в буквальном смысле тысячелетиями, «коллективным разумом» жреческой касты и ремесленных корпораций — компьютерами и высокими технологиями опыт целых эпох не заменишь.
И напоследок один из древних «секретов». Смесь в виде слабого раствора ртути и сурьмы в растительном масле очень вредна для здоровья, но будучи втертой в кожу, придает ей, во-первых, характерный «ртутный» блеск, а во-вторых (что важнее), создает вокруг женского тела неуловимую, но ощущаемую организмом «микроатмосферу», вызывающую у мужчины непреодолимое влечение к противоположному полу. И это только один из десятков подобных «коктейлей», широко распространенных среди «высшего общества» древности и средневековья (и пробовать который я настоятельно не советую, т.к. незнание точных пропорций легко приводит к летальному исходу для неудачливой обольстительницы ).
Значит, загадки Клеопатры все-таки не существует? Да, это так. Есть просто история обыкновенной для своего времени по внешности, но властной, очень умной и обаятельной женщины, в совершенстве владевшей искусством и, если так можно выразиться, «технологией» любви. Но «просто история» эта — захватывающая. Почему из семи Клеопатр мифом и стала лишь одна — последняя повелительница Древнего Египта.