На многоэтажных домах в Симферополе и других городах появились объявления: «Уважаемые жильцы! В связи с задолженностью за услуги теплоснабжения вашего дома в сумме (далее следовала вписанная от руки, как правило, шестизначная сумма в гривнях) дом не будет подключен к системе теплоснабжения…. Предлагаем погасить задолженность в 3-дневный срок!». Это решение было ответным ударом властей на неплатежи: несмотря на то, что ноябрь в Крыму выдался теплым — дневная температура на солнце иногда превышала 20 градусов! — за прошлую неделю, как констатировал на специальном совещании глава крымского правительства Сергей Куницын, текущая оплата за газ и электроэнергию снизилась до уровня 41% (за электричество) и 59% (за газ). И это несмотря на масштабные меры по «выбиванию» платежей, которые приняты органами власти, энергогенерирующими и коммунальными организациями. И теперь в микрорайонах крымских городов собираются инициативные группы, которые от имени жильцов готовят документы для подачи в суды. В чем же причина, и какие будут последствия этой «коммунальной войны» власти с народом?
Надо сказать, что сами руководители «Крымтеплокоммунэнерго» отлично понимают, что метод, избранный ими для повышения оплачиваемости за подачу тепла, негодный. Но население Крыма задолжало «Крымтеплокоммунэнерго» уже 77 млн. грн. Отключить в доме только те квартиры, жильцы которых задолжали, нет технической возможности. А еще правительство Украины решило, что местные отопительные организации должны покупать у государства газ по предоплате, и теперь, чтобы получить топливо, они должны сначала перечислить деньги. Но где их взять заранее, если по общим правилам жильцы должны оплачивать услугу после получения тепла, если, конечно, не учитывать долгов? Поэтому Крымское правительство, как сообщил журналистам Сергей Куницын, послало в Киев письмо, в котором указало, что требование предоплаты за газ не совсем законно. Но ответа нет, а холода идут. Сезон начался, а долги растут. Поэтому применили метод «коллективной ответственности». И весь Крым пришел в негодование…
Сегодня в Крыму из 198 котельных «Крымтеплокоммунэнерго» работают 147. 29 котельных еще не включены из-за того, что местные власти не приняли решение о начале отопительного сезона, в 20 котельных — нет энергоснабжения. До недавнего времени Крым потреблял четверть всего мазута, сжигаемого котельными в Украине, поэтому часть котельных в Керчи и Феодосии, куда достала нитка газопровода, правительство Крыма постаралось перевести на газ. Таким образом, удалось значительно удешевить отопительный сезон. Годовая потребность, например, Керчи — 31,6 тыс. тонн мазута и 4,9 миллиона кубометров газа. В случае перевода двух керченских котельных на газ его потребление возрастет до 22 млн. кубометров, зато потребление мазута снизится до 16 тыc. тонн. При цене мазута по 940 грн. за тонну, а газа 231 грн. за тысячу кубометров реальная годовая экономия только по Керчи составляет 10,5 млн. грн. При этом важно, что себестоимость «газовой» гигакалории тепла снижается на 12 — 16% по сравнению с «мазутной», а это значит, что на столько же можно снизить и тарифы, от которых сегодня все стонут. Аналогично потребности объединения «Феодосиятеплокоммунэнерго» в мазуте сейчас составляют 39,7 тыс. тонн, а при переводе на газ она снизится до 13,7 тыс. тонн и годовой экономический эффект составит 28,1 млн. грн. Однако «мазутоемкость» крымских котельных все еще остается большой и правительству приходится применять большие усилия, чтобы его «достать». Еще недавно его запасы составляли 8,7 тысячи тонн, его хватало до середины декабря, но теперь, как сообщил Сергей Куницын, министр топлива и энергетики Сергей Ермилов пообещал выделить еще 1 тыс. тонн для отопления многострадального Щелкино и теперь мазута хватит до конца года. На конец зимы и весну запасов пока нет и гонцы из крымского комитета по жилищно- коммунальному хозяйству «рыщут» в поисках по всему СНГ.
Отключения домов от теплоснабжения невыгодны самому «Крымтеплокоммунэнерго», ведь за это время начисления по оплате проводиться не будут. Следовательно, жилкоммунхозы этой мерой только увеличат свои убытки. А ситуация такова, что 78% от их выручки идет на закупку энергоносителей и за 22% нужно ухитриться и налоги заплатить, и выплатить зарплату, и отремонтировать сети. На развитие предприятий в тарифах не заложено ни копейки. Вот и получается, что профилактические ремонты годами не проводятся, новые технологии и оборудование не применяется. «Крымтеплокоммунэнерго» теперь жалуется, что в таком режиме оно сможет проработать от силы до весны, а следующий отопительный сезон может уже и не начать.
С правовой точки зрения метод отключения от теплоснабжения целых домов тоже ущербный. Предприятия «Крымтеплокоммунэнерго» не имею прямых договоров с жильцами. Они отвечают за подачу тепла до внутридомовой сети, а дальше наступает ответственность владельцев домов, то есть ЖЭКов, РЭПов, ЖСК, местных советов, ведомств. Поэтому жильцы, не имея на руках договоров, фактически не имеют оснований для обращения в суд, хотя юристы все же находят правовые основания и даже советуют выставлять иски по возмещению не только материального, но и морального ущерба. Они считают, что коммунальные организации должны были действовать не «пиратскими» методами и отключать всех подряд, а требовать уплаты с конкретных должников через суд. Но ведь в ЖЭКах тоже понимают, что их иски в судах встретятся с исками потребителей тепла по поводу невыплаченной зарплаты, что по большому счету многие потребители тепла просто не имеют денег, чтобы заплатить.
Таким образом, все участники процесса попадают в заколдованный круг. Неужели из него нет выхода?