В Украине чаще всего подделывают алкогольные напитки, чай, кофе, масло и минеральную воду. Об этом недавно говорили на «круглом столе», посвященном обсуждению вопросов фальсификации и нарушения прав интеллектуальной собственности в пищевой промышленности. При этом также отметили, что «липовые» йогурты и сливочное масло составляют в этом списке до 50%. А за год Госпотребстандартом изымается около 34 тонн некачественного кофе.
Однако все же острее всего проблема фальсификации чувствуется на рынке алкогольной продукции. Годовые ее объемы составляют 30—35 миллионов декалитров. Из них 20 декалитров находится в тени — ежегодно органы внутренних дел выявляют до 800 подпольных цехов. При этом потери для бюджета составляют до 1 миллиарда гривен в год. Как отметил представитель Управления внутренних дел Александр Корняков, в борьбе с подделками не хватает жестких санкций. По его мнению, если бы за нечистое ремесло можно было лишать свободы, то другим не повадно было бы. Кроме того, определенные сложности возникают и со своевременным разоблачением «конвейера» фальсификатов, поскольку подпольные цеха преимущественно размещаются в квартирах, частных домах, то есть возникает определенная волокита с получением разрешения на их обыск.
Ежегодно соблазнясь дешевизной «зеленого змия», в Украине погибает больше 10 тысяч людей. Еще около 30 тысяч граждан страдают от отравления так называемой «паленой» водкой. При этом производители в один голос кричат, что в первую очередь необходимо ликвидировать возможность торговать дешевой водкой, которая, принимая во внимание цену, просто не может изготавливаться легальным путем. Недавно, например, Кабинет Министров установил минимальную розничную цену на водочные напитки. Она составляет 6 грн. 24 копейки.
В прошлом году Президент Украины поручил провести проверки деятельности субъектов ведения хозяйства в сфере производства и обращения спирта и алкогольных напитков. Результаты проверок, проводившихся в начале года, оказались вполне ожидаемы — большая часть спиртных напитков, которые отбраковывались, обнаружена на рынках столицы. За время проверок только в Киеве была приостановлена преступная деятельность 23 подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной алкогольной продукции, изъято почти 18 тонн спирта, возбуждено 37 уголовных дел. Заместитель председателя Государственной налоговой администрации в городе Киеве Андрей Жеребных заметил, что преступной деятельностью такого рода не гнушались и некоторые столичные магазины. В одном из них рецепт приготовления «горючей смеси» включал сомнительного происхождения спирт, водопроводную воду и, для большего эффекта, препарат димидрол. Кроме того, господин А. Жеребных заметил, что большая часть фальсифицированных алкогольных напитков завозится в столицу из других регионов, а именно из Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Черкасской областей и Крыма. Поэтому, чтобы предотвратить транспортировку такой продукции, на въездных путях в Киев были организованы специальные рабочие группы при участии органов налоговой службы и госавтоинспекции.
Кстати, именно из вышеупомянутых областей в столицу попадает самое большое количество дешевой водки: «Пшеничная», «Русская», «Посольская». Она пользуется наибольшим спросом у населения, а спиртовиков-любителей стимулирует к подделке водки именно под такими марками. Проведенные же в столице за первые два месяца текущего года операции «Акциз и акцизная марка» позволили столичным производителям алкогольных напитков повысить объемы реализации на 24 %, а торговая сеть начала реализовать на 86 миллионов декалитров больше алкогольных напитков, чем в прошлом году. Среди предложений, которые выдвинул А. Жеребных по предотвращению незаконного оборота спирта и алкогольных напитков, в частности — внести изменения в законодательство относительно необходимости разделить производителей технического и этилового спирта. Также было предложено запретить торговлю спиртными напитками в общежитиях и на расстоянии не менее 150 метров от дошкольных и средних учебных заведений, парках культуры и отдыха (это не касается тех, где будут размещены стационарные предприятия общественного питания). Было также предложено заложить норму, по которой лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, выдавали бы предприятиям с площадью торгового зала не меньше 50 квадратных метров.