Хватит думать о радиации, учитесь жить и зарабатывать! Так сегодня настоятельно рекомендуют поступить Украине международные организации — доноры чернобыльских программ и проектов. Доклад, обнародованный на конференции в Вене, очевидно, не остался незамеченным. Риски преувеличены, количество пострадавших — в разы. На что стоит действительно обратить внимание, так это на ЧАЭС — ее вывод из эксплуатации и строительство над четвертым энергоблоком нового саркофага. Это, напомним, мнение экспертов ООН и МАГАТЭ. А еще, считают они, Украине стоит подумать о том, как «вылечить» «синдром жертвы» и искоренить культуру иждивенчества — нынешние и самые главные чернобыльские проблемы.
По всей видимости, завершившаяся вчера в Чернигове международная конференция призвана была об этом напомнить. «Мы должны найти новые подходы к решению проблем пострадавших территорий. Надо снять с них клеймо «Чернобыль», изменить отношение местных властей и активно привлекать инвестиции», — заявил на открытии постоянный координатор ООН в Украине Френсис О'Доннелл. Разумеется, все понимают, что проблемы есть. Как правило, на пострадавших территориях отсутствует нужная инфраструктура, нет у населения и навыков, дабы заниматься бизнесом. Кроме того, у многих жителей серьезные проблемы со здоровьем, а значит, они попросту не смогут полноценно работать. Но с другой стороны, сегодня Украине предлагают разобраться: виноват ли во всем этом Чернобыль или ситуация — всего лишь отражает социально- экономический кризис? Да и со здоровьем, убежден сотрудник проекта ПРООН Павел Замостьян, не все так просто. Хоть патология щитовидной железы и считается доказанным следствием радиации, у жителей загрязненного Полесья йододефицит фиксировался еще до аварии. А значит, нынешние недуги могут быть вызваны вовсе не Чернобылем.
Зато Чернобыль виноват в ином. Как показало исследование Киевского международного института социологии, катастрофа породила у многих украинцев ощущение себя жертвой, чувство социальной отчужденности и постоянное ожидание помощи «сверху». На особое медицинское обслуживание и деньги рассчитывают 80% опрошенных жителей пострадавших территорий. А 71% переселенцев — на помощь по безработице. Более того, с годами все больше пострадавших украинцев выказывают свое недовольство. И хотя территории постепенно очищаются, их жителей не покидает гипербеспокойство за свое здоровье. Родители с успехом «заражают» им своих детей. К примеру, у 65% подростков уровень пессимизма намного выше, нежели у их сверстников из других регионов. И порой это заканчивается тяжелой депрессией и полной апатией.
Словом, вывод один: еще чуть- чуть — и в стране вырастет поколение, не желающих работать и зарабатывать. Они будут ждать помощи от «провинившегося» государства и «обязанных» им международных организаций. Последние нынче предлагают выход — стимулировать предпринимательство. К примеру, как считает эксперт ООН и Всемирного банка Ежи Осятинский, льготы и компенсации можно заменить единоразовой выплатой, которая будет считаться стартовым капиталом. На полученные деньги жители пострадавших районов (преимущественно сельских) приобретут скотт и необходимую технику. Кроме того, считает эксперт, стоит подумать о микрогрантах и небольших кредитах. Благодаря им, на базе домашних хозяйств появятся небольшие частные предприятия. Навыки сельхозработ у жителей пострадавших регионов есть, а «домашний бизнес» позволит сэкономить деньги на закупку оборудования, маркетинг и транспорт. Как правильно — и главное с прибылью — работать подскажут региональные агентства по экономическому развитию. Ведь их задачей будет — поддерживать и стимулировать малый и средний бизнес.
Картина идиллическая. Опыт же России показал, что осуществить все это не так просто. В сельских регионах в целом и на пострадавших от аварии в частности далеко не всегда понимают суть рыночной экономики. Им чужды такие понятия как «управление» и «менеджмент». К примеру, в поселке Мирный Брянской области за деньги ТАSIS построили швейный цех. Казалось бы, что сложного: надо работать, работать больше и получать за это лучшее вознаграждение. Но все получилось иначе. Мало того, что среди жителей поселка не нашлось человека, способного взять в свои руки бразды правления производством, так еще и сотрудницы цеха игнорируют все советы по усовершенствованию работы. Вместо этого они с завидным постоянством пишут кляузы на начальство, которое якобы не обеспечивает им нормальную зарплату.
Еще один совет от международных экспертов — привлекать инвестиции в пострадавшие регионы. Населению они дадут занятость и доход, а селу или городу — адекватную инфраструктуру. Да и проекты есть. К примеру, в Козелецком районе Черниговской области предлагают делать ставку на туризм. Согласитесь, мало кто сегодня знает, что отсюда родом основатель Москвы — Юрий Долгорукий и мифический Cоловей-разбойник? В то же время, если об этом рассказать и построить дороги-гостиницы, в Козелецкий район с удовольствием поедут туристы из ближнего и даже дальнего зарубежья. Но для подобных проектов, похоже, нужно преодолеть стереотипы не только местных жителей, но и инвесторов. К примеру, как рассказывает мэр Коростеня Владимир Москаленко, дважды бизнесмены интересовались их городом для строительства новых и очень выгодных для всех объектов. Однако интересом все и закончилось. Разведав обстановку, они выбрали более «чистые» Бердичев и Новоград-Волынский. Уже не говоря о том, что малому и среднему бизнесу в Украине сегодня и так приходится нелегко. «Давайте сначала подумаем, как не платить с одной гривны 1.20 налогов, а потом будем говорить о развитии предпринимательства в пострадавших регионах», — говорили участники бизнес-форума, состоявшегося в рамках конференции.
Пока же инвесторов нет, жители, бывает, берут инициативу в свои руки. Сегодня в 133 селах Киевской, Житомирской, Черниговской и Ровенской областей уже создано 171 объединение — так называемая громада. Активисты определили насущные задачи для своих населенных пунктов, а затем предложили местным властям и ООН четко сформулированные проекты. У каждого села или города нужды, естественно, разные. Кто-то остановился на фельдшерско-акушерском пункте, кто-то на газификации или даже бане. Но самое главное, что реализовывают желаемое именно местные жители. Приблизительно 40% средств дает ООН, остальное — власти и громада. Причем ее взносы, по сути, символичны, ведь основной ресурс жителей — это их бесплатная работа. Сей факт никого не пугает. Наоборот, как показывает опыт, увидев, что решение проблемы им под силу, а сроки «сдачи объекта» зависят от собственной проворности, громада трудится чуть ли не круглосуточно.
У каждого объединения свои законы. Некоторые заявляют, что «посторонним вход воспрещен», другие же, напротив, привлекают «лишние руки», используя при этом даже экономические рычаги. К примеру, участвовал в газификации села — подключишься за 1000 гривен. А если просто наблюдал за работой громады, придется выложить 1,5 тысячи. Но самое главное даже не это. Громады очень хорошо прочувствовали: от их навыков и инициативности зависит благополучие целого населенного пункта. Как результат, в некоторых селах появилось даже по две, а то и по три объединения. Так было, например, в пгт. Замглаи Рипкинского района Черниговской области. Здесь уже работает новый ФАП и молодежный центр, а в планах — строительство центра искусственного оплодотворения крупного рогатого скотта и реконструкция банно-прачечного комплекса.
Иными словами, все возможно. И для этого вовсе необязательно ждать помощи от государства. Как считают международные эксперты, именно громады — сегодня самый быстрый и легкий способ возродить пострадавшие регионы и «вылечить» их жителей от «синдрома жертвы». Главное, чтобы те того захотели. Ведь из 2,5 миллионов украинцев, имеющих сегодня статус пострадавшего, действовать пока решились всего 10 тысяч.
ПАРАЛЛЕЛИ
Людмила БАРАНОВА, заместитель председателя Брагинского райисполкома, Гомельская область, Беларусь:
— Сейчас у нас работает государственная программа по реабилитации загрязненных регионов страны. Люди, которые захотели выехать, получили жилье на чистых территориях. Те же, кто отказался ( в основном, это люди постарше, которым тяжело расставаться со своей малой родиной), обеспечены всеми условиями. Только в 2004 году по государственной программе в сельскохозяйственные предприятия района было вложено около трех миллионов долларов. Цель — переспециализация хозяйств с тем, чтобы они могли выпускать чистую продукцию. Например, был закуплен селекционный скот из Голландии, лукоуборочный комбайн стоимостью 150 тысяч долларов. Да, это большие затраты, но мы идем на них, потому что должны обеспечить полноценную жизнь на пострадавших от Чернобыля территориях. К слову, благодаря тому, что в районе есть работа и свободное жилье, сюда приезжают граждане стран ближнего зарубежья. И постепенно численность населения в пострадавших регионах приближается к показателю до аварии. Анкетирование и опросы, которые периодически проводятся, указывают на то, что проживающие на загрязненных территориях, как правило, довольны уровнем жизни и условиями. Ведь у нас ведется большая работа по благоустройству населенных пунктов. Например, в прошлом году была проведена газификация и реконструкция водопровода.
Стоит признать, что экономическое развитие регионов еще не получило должной поддержки. Но в то же время предприятия, открывающиеся в чернобыльской зоне, имеет право на льготное налогообложение — первые годы они могут ничего не платить в казну и пускать эти средства на собственное развитие. Но в основном на пострадавших территориях решаются проблемы социального характера. У нас, например, в населенных пунктах созданы центры радиологического контроля. То есть люди, сходив на рыбалку или за грибами, могут тут же проверить продукты. Те, кто проживает в зоне, имеет право дважды в год на бесплатные путевки. Также за счет государства в детских садах, школах и училищах чернобыльской зоны организовано бесплатное питание. Кроме того, у нас существуют выездные бригады медицинских центров республиканского значения, которые в любой момент могут приехать в зону и обследовать больного.
Конечно, на пострадавших территориях существует проблема с кадрами. Но в то же время, скажем, врачи приезжают работать на загрязненные территории по контракту. Для этого у них есть свои причины. Согласно постановлению совета министров, если человек едет в чернобыльскую зону и отрабатывает по контракту пять лет, он может бесплатно получить квартиру на чистой территории. Кроме того, он имеет различные льготы и надбавки к зарплате.